Методы писхологических исследований. Темперамент

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 11:27, контрольная работа

Краткое описание

Одним из своеобразных методов психологического исследования является опрос. Он применяется с целью получения предварительных данных о психических явлениях, имеющих место как у отдельных лиц, так и у групп людей. Опрос может быть устным и письменным. Основные свойства темперамента. Социальная недостаточность - социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к нарушению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты. Основные категории жизнедеятельности.

Оглавление

1. Методы изучения психических явлений……………………………………3
2. Типы темперамента, их психологическая характеристика………………...8
3. Культура поведения: жизненные ценности, нормы поведения, речевая культура, этикет………………………...13
4. Понятие «инвалид», «инвалидность». Психологические особенности людей с ограниченными возможностями……..24
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

психология1.docx

— 58.79 Кб (Скачать)

1. Умственная отсталость. Среди данной категории, лиц, имеющих  психическую патологию развития, многочисленную группу составляют  умственно отсталые. Большинство  из них — олигофрены. Олигофрения — это форма психического и умственного недоразвития, возникшая в результате поражения ЦНС, и прежде всего коры головного мозга, в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) период. По глубине дефекта умственную отсталость три степени олигофрении. 1. Идиотия. 2. Имбецильность. 3. Дебилъностъ. Лица с умственной отсталостью в стадии имбецильности и идиотии в правовом отношении не являются дееспособными, и над ними устанавливается опека родителей или замещающих их лиц. Развитие умственно отсталого человека отличается от нормального развития. У таких людей отмечаются задержки физического развития, общая психологическая инертность, интерес к окружающему его миру низкий,заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. Иначе у них складываются и соотношения в развитии наглядно-словесного и действенно - логического мышления. Большинство из умственно отсталых людей начинают говорить только лишь к 4—5 годам. При этом их речь не вы- полняет главной своей функции - коммуникативной. Существенные преобразования в психическом и физическом развитии влекут за собой нарушения в личностной сфере. Основными особенностями в преобразовании психологического и физического развития, влекущие за собой нарушения в личной сфере, проявляют себя таким образом: — предпосылки развития личности складываются не с раннего детства, как у нормально-развивающихся человека, а уже в чуть старшем, дошкольном возрасте. Поэтому личность умственно отсталого формируется с достаточно большими отклонениями как в качественном отношении, так же и в сроках и темпах развития; — первые проявления отделения, самосознания своего «Я» у умственно отсталого начинает проявляться не с 3-х лет, как у нормально развивающегося ребенка, а только после 4-х лет, когда уже формируются элементарные действия с предметами; — ограниченность средств общения (как речевых, так же и неречевых) приводит к тому, что умственно отсталые дети становятся изгоями среди своих сверстников. Желание к самоутверждению часто проявляется в патологической форме. Они могут проявлять жестокость по отношению к слабым. Раз- вивающийся комплекс неполноценности, если не принять мер, делает их еще в какой-то степени более отверженными в среде. 2. Эндогенные психические заболевания. К таким заболеваниям относится шизофрения, маниакально-депрессивные состояния, генуиння эпилепсия и др. Шизофрения — тяжелое психическое заболевание, сопровождающееся потерей единства психических процессов с быстро или медленно  развивающимися преобразованиями личности и разнообразными психопатологическими расстройствами. Заболевание это чаще всего связано с генетической расположенностью и проявляется в юности и подростковом возрасте. При данном заболевании к преобразованиям личности относят снижение энергии, выраженная интровертированность (уход в себя, отчуждение от окружающих), эмоциональное оскудение, расстройства мыслительных процессов и др. Выраженность психопатологических преобразований способно колебаться от легких преобразований личности до стойкой и грубой дезорганизации психики. Маниакально-депрессивный психоз — эндогенное заболевание, протекающее приступами. Состояние веселости, возбужденности, активности (маниакальная фаза) резко сменяется подавленностью, заторможенностью (депрессивная фаза). Нередко болезнь характеризуется сменой маниакальных или депрессивных фаз. Во время выхода из болезненного состояния наступает практическое выздоровление. Это заболевание способно начать развиваться в любом возрасте, но главным образом в 12—16 лет. В достаточно большей степени этому заболеванию подвержены девочки на этапе пубертатного и препубертатного периодов. При данном заболевании стойких психических нарушений и значи- тельных преобразований склада личности и признаков дефекта не наблюдается. Эпилепсия — заболевание головного мозга, характеризующееся разнообразными расстройствами в виде малых и больших судорожных эпилептических припадков. Чаще всего признаки заболевания эпилепсией возникают в возрасте до 15 лет. В итоге у человека нарушаются интеллектуальные процессы вплоть до слабоумия и деформации личности. В личностной сфере эпилепсиков наблюдается замедленность всех психических процессов, заторможенность и невозможность отличить основное от второстепенного и др. По мере того как развивается этот вид заболеваний, увеличивается риск к формированию дефектов личности, тем самым создаются трудности в работе по психокоррекции. 3. Реактивные состояния, конфликтные переживания, астении во многом обусловлены условиями воспитания и обучения детей. У одних детей из-за социальной дезадаптации, неуспеваемости в школе наблюдаются неврозы, у иных — астении, у третьих — психопатические реакции. Такие состояния развиваются по причине физических и умственных перегрузок, и в следствии конфликтов в кругу ровесников, семьи и др.

Причиной аномалий личности могут быть задержки психического развития или психический инфантилизм различной этиологии. Инфантилизм — это когда в поведении и психике взрослого человека сохраняются особенности , которые присуще детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Абулъханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб: Алетейя, 2001.

2. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1990. С. 114-129.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991., 303с.

4. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации  личности и проблемы их формирования // Сов. Педагогика, 1981, №8. С.62.

5. Арина Г.А., Тхостов А.Ш. Экспериментальное моделирование болевого опыта // Психология аномальных различий. Вильнюс, 1986;

6. Белинская Е. П. Временные аспекты  «Я»-концепции и идентичности // Мир психологии. -- 1999. -- № 3. -- С. 140--147.

7. Березина Т. Н. Жизненный путь  личности: осознанный и неосознаваемый  аспекты // Российский менталитет. Вопросы  психологической теории и практики  М., 1997. С. 313-323.

8. Божович Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности. М.--Воронеж, 1995;

9. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. №2, 1979, С. 23-34.

10. Большой психологический словарь. / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Олма-пресс, 2003.

11. Большой философский словарь // под редакцией И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1980.

12. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая  реабилитация аномальных детей //Дефектология. 1998. №3.

13. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. М., 1999; ценностный ориентация социализация

14. Василенко В.А. Ценности и ценностные  отношения // Проблемы ценности в  философии. М.; Л., 1966 с.33.

15. Выготский Л.С. Вопросы детской  психологии // Выготский Л.С. Психология. М., 2000;

16. Выготский Л.С. Дефект и компенсация. Собр.соч., т. 5, М.,1983.

17. Выготский Л.С. Психология развития  как феномен кубьтуры. - М: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЕК, 1996.

18. Г. М. Иващенко, Е. Н. Ким. «Об опыте  работы по социальной реабилитации  детей с ограниченными возможностями  в Московском клубе «Контакты-1». Президентская программа "Дети  России"

 

 

 


Информация о работе Методы писхологических исследований. Темперамент