Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 11:27, контрольная работа
Одним из своеобразных методов психологического исследования является опрос. Он применяется с целью получения предварительных данных о психических явлениях, имеющих место как у отдельных лиц, так и у групп людей. Опрос может быть устным и письменным. Основные свойства темперамента. Социальная недостаточность - социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к нарушению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты. Основные категории жизнедеятельности.
1. Методы изучения психических явлений……………………………………3
2. Типы темперамента, их психологическая характеристика………………...8
3. Культура поведения: жизненные ценности, нормы поведения, речевая культура, этикет………………………...13
4. Понятие «инвалид», «инвалидность». Психологические особенности людей с ограниченными возможностями……..24
Список использованной литературы
Общечеловеческие ценности предполагают сохранение совокупного духовного опыта. К святыням человеческого рода относится, например, сократовское триединство Истины, Добра и Красоты. Эта триада является исторически сложившейся высшей ценностью. Данные абсолютны отражают достояния всего человеческого рода.
Общечеловеческая культура - это также наилучшие формы творческой деятельности людей.
Материальные ценности - это материальные блага, предназначенные для удовлетворения жизненно - необходимых потребностей. Материальные потребности, конечно, являются определяющими, но они, особенно в век научно-технического прогресса могут быть довольно скоро удовлетворены, если говорить о разумных потребностях. Но, как гласит народная мудрость, «не хлебом единым жив человек». Немаловажную роль в жизни человека, общества, в культуре имеют духовные ценности. Ими являются мысли, идеи, теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений, произведений архитектуры, живописи, музыки, кинофильмов, телевизионных передач, которые несут в себе высокие идеи, образы, чувства и представления. Хранителями и распространителями духовных ценностей являются музеи, библиотеки, школы, радио и т.д. Забота об умножении материальных и духовных ценностей общества, о культурном росте человека, сознании необходимых условий для приобщения его к этим ценностям - одна из закономерностей развития общества.
Ценности и смыслы, воплощенные в памятниках прошлого, несомненно, становятся важным фактором новой культуры. При этом они должны не только сохраняться, но и воспроизводиться, вновь и вновь раскрывая свой смысл для новых поколений.
Понятие культурной нормы. С понятием ценностей связано понятие нормы. Чтобы обращаться с другими людьми, человек должен придерживаться каких-то правил взаимоотношений, иметь представление о правильном и неправильном поведении, о том, как проявлять и сдерживать себя. При отсутствии подобных представлений нельзя добиться согласованных действий. Такие общие представления, регулирующие поведения людей, вырабатываются в той или иной культуре и называются культурными нормами.
Нормы (от лат. norma - правило, образец) - это системный порядок, признанный обязательным, установленная мера, система ожидаемых способов поведения, которым члены общества следует более или менее точно.
Существуют общественные нормы, принятые в любой культуре, в любом обществе, т.е. общекультурные нравственные нормы: «не укради», «не убей»… Они способствуют нравственно оздоровить общественную и личную жизнь граждан. Жить гуманно. Живя в социуме, человек должен стремиться не ущемить прав другого, а значит строить свое поведение так, чтобы оно соответствовало поведению той социальной группы, в которой он находится, живет, работает. При нарушении норм поведение человека становится антиобщественным, антикультурным. Живя в той или иной среде, человек должен овладеть ее духовными ценностями, признать их, освоить и использовать, иначе он окажется оторванным от данной культуры либо вступит в конфликт с ней.
Таким образом, культурные нормы - определенные правила поведения, регулирующие действия человека в наиболее важных аспектах социальной жизни, обеспечивая гарантии целостности, устойчивости общества. Поэтому в них в большей степени, чем в ценностях, присутствует приказной момент, требование поступить определенным образом. Следование нормам обеспечивается двояко: путем их интернализациии (превращения внешних требований во внутреннюю потребность личности) и за счет институциализации (включения норм в структуру общества и социального контроля). Только таким образом можно сохранить в обществе его устойчивость и порядок. В обратном случае неизбежна аномия.
Ценности в - это выбор того, что, на ваш взгляд, является наиболее важным в вашей жизни. Американский писатель Торнтон Уайлдер придумал выражение «созвездие значимых».
Смысл этого выражения в том, что каждому человеку необходимо иметь около 18 духовно близких ему людей, разного пола и разного возраста. Чаще всего, никогда такое количества людей не набирается. Чаще всего у людей бывает один или два старших или младших близких друга. И чем меньше духовно близких людей у человека, тем сильнее у человека чувство одиночества и тем сильнее страдает он от непонимания.
У каждого человека есть главные вещи в жизни (основные ценности человека). Для кого-то это Бог, Душа, Просветление, а для кого-то Деньги, Достаток, Семья. Задайте вопрос себе, и какие слова для вас важнее - это и есть основные ценности в жизни человека.
Постарайтесь, чтобы их было не меньше пяти и не больше десяти. Возможно, это задание поможет вам сделать некоторые выводы, относительно вашей нлп системы ценностей. Иногда нам просто не хватает времени чтобы ответить на вопросы, такого плана: «Что для меня в жизни важно?», «Для чего я живу?». Но именно ответы на эти вопросы, помогают нам структурировать жизнь и вашу систему ценностей.
Систематизирование ценностей в нейролингвистическом программировании представляет собой метод познания себя. Ваше окружение - люди, которым вы доверяете, так же может помочь вам в прояснении ценностей. Планомерное достижение какого-либо результата, может происходить в следующие пять этапов:
1. Стремление быть правдивым. Ценности,
довольно трудно выявлять, потому,
добиться каких-либо изменений, легче
всего, став максимально честным,
не обращая внимания на то,
что иногда вы будете
2. Открытое выражение своих
3. Стратегия анализа альтернатив. Как правило, взгляд на одинаковые вещи, может быть различным, потому необходимо использовать нлп стратегию по изучению различных точек зрения. На первом этапе, необходимо проиндексировать все точки зрения по проблеме ценностей в жизни человека. Потом следует этап испытаний, на котором происходит взаимодействие окружением и делается выбор, поведения, наиболее комфортного для вас и окружающих. Другими словами, стратегия проведенного вами анализа ценностей предоставляет вам возможность свободно выбирать из альтернатив ценности, которые наиболее подходят для конструктивной и плодотворной жизни.
4. Проверка последовательности. Прояснив систему ценностей, вы обнаружите в ней непоследовательность и противоречия. Эмоциональные и логические последовательности указывают вам на более детальное и глубокое изучение этих вопросов.
5. Сопоставление с практическим
образом действий. Как правило, люди
ведут себя не в соответствии
со своей системой ценностей
современного человека. Это показывает
то, что они не убеждены в
своих умозаключениях, которые сами
и придумали, и им необходимо
заново рассмотреть все, во что
они верят. Хотя, иногда оказывается,
что изменения в системе
5. Психология осознания основных ценностей человека
Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. Высокая культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Она заключается также в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для каждого конкретного случая средство для выражения своей мысли. Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил, среди которых важнейшими являются:
а) содержательность - продуманность и предельная информативность выражений; истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что нужно, но не более того;
б) логичность - обоснованность, непротиворечивость и последовательность изложения, в котором все ведущие положения взаимосвязаны и подчинены единой мысли; логика - фундамент убеждения и доказательства;
в) доказательность - достоверность, понятность и обоснованность доводов, которые должны наглядно показать собеседнику, что все, о чем говорится, существует в реальной действительности и носит объективный характер;
г) убедительность - способность убедить собеседника и добиться того, чтобы это убеждение прочно укоренилось в его сознании; в этих целях следует учитывать психологическую характеристику собеседника, иллюстрировать свои положения яркими примерами;
д) ясность - каждое выражение должно быть четким и ясным; слишком быстрая речь трудно воспринимается, слишком медленная - вызывает раздражение; тусклая и невыразительная речь способна погубить самые глубокие мысли;
е) понятность - пользование словами и терминами, понятными собеседнику; не следует злоупотреблять иностранными и редко употребляемыми словами и выражениями; недопустимо употребление вульгарных слов и жаргонных выражений.
Если этикет как установившийся в обществе свод правил регулирует наше поведение в соответствии с социальными требованиями, то речевой этикет можно определить как регулирующие правила речевого поведения. Это широкая зона единиц языка и речи, которая словесно выражает этикет поведения, дает нам в руки те языковые богатства, которые накопились в каждом обществе для выражения неконфликтного, "нормального" отношения к людям, а это значит - отношения доброжелательного.
С другой стороны, этикет регулирует сложный выбор наиболее подходящего, наиболее уместного средства именно данным человеком, для его конкретного адресата, в данном конкретном случае, в данной ситуации и обстановке общения. В одном случае получается текст: Тань, а Тань, сбегаем в кино!, а в другом: Уважаемая Татьяна Сергеевна, разрешите пригласить вас на новый фильм. Кто-то выберет и пошлет кому-то: Привет!, а по отношению к другому это окажется невозможным; один человек может сказать: Позвольте откланяться!, а другому это совсем не свойственно. Мы каждый день и по многу раз употребляем выражения речевого этикета: обращаемся к людям, приветствуем их, прощаемся, благодарим, извиняемся, поздравляем с праздником, желаем успехов - и т.д. и т.п. Мы сочувствуем и соболезнуем, одобряем и делаем комплимент, мы что-то советуем, кого-то приглашаем, о чем-то просим - и все это так, что учитываем и официальную или неофициальную обстановку общения, и свои собственные роли относительно ролей собеседника, и конкретную ситуацию общения, и национальные привычки и обычаи.
Таким образом, этикет и речевой этикет - это принятые в том или ином обществе, кругу людей правила, нормы поведения, в том числе и речевого поведения (в соответствии с распределением социальных ролей в официальной и неофициальной обстановке общения), которые, с одной стороны, регулируют, а с другой стороны, обнаруживают, показывают отношения членов общества по таким примерно линиям: свой - чужой, вышестоящий - нижестоящий, старший - младший, далекий - близкий, знакомый - незнакомый и даже приятный - неприятный.
4. Понятие «инвалид», «инвалидность». Психологические особенности людей с ограниченными возможностями
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. Социальная недостаточность - социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к нарушению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты. Основные категории жизнедеятельности:
Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
К лицам, с ограниченными возможностями (инвалидам) относятся лица с разными нарушениями и заболеваниями. Некоторые страдают недостатками, которые, в свою очередь, делают обучение трудным именно для них,– синдром Дауна и аутизм. У иных – это физические недостатки: потеря зрения, слуха, нарушения двигательного аппарата. Многие люди страдают двумя-тремя видами нарушений. Любой профессионал, работающий с людьми, имеющими нарушения, стремится поддержать этих людей, помочь им измениться и вести, в какой-то степени, более полноценную жизнь. Люди с любыми серьезными нарушениями считают, что повседневная активность – слишком большая нагрузка. За счет специализированного обучения и тренировки многим из них можно поддержать их в преодолении этих трудностей. Научить их максимально применить те способности, которыми, в свою очередь, они уже владеют. Обычно это требует достаточно большой тренировки и практики. Как правило, лица, страдающие нарушениями, хотели бы, чтобы к ним относились так же, как к другим. Основная задача социального работника – помочь этим людям жить максимально независимо. Врожденное (приобретенное) ограничение физических возможностей является одним из примеров острой травматической ситуации. Принять себя в 12 новом качестве, найти выход из сложной ситуации адаптироваться к изменившимся условиям жизни помогает реабилитация. Дыскин А.А в своих трудах отражает, что в настоящее время все большее число специалистов сходится во мнении, что реабилитация представляет собой комплексный процесс, в который каждая отрасль (медицина, психология, педагогика, социальная работа, спорт и т.д.) вносит свой значительный вклад. Но только при объединении их усилий возможна максимальная успешность реабилитационного процесса. Основу реабилитационного процесса составляет сотрудничество реабилитолога и пациента, который сознательно прилагает усилия для поиска собственного пути к выздоровлению, выходу из психологического тупика. Под воздействием новых ценностных ориентацией государства и общества, а также в связи с переходом системы специализированного образования на совершенно новый этап развития, появилась необходимость переосмыслить соотношение образовательных достижений ребенка и достижений в области социальной компетенции, переосмысления роли и места социального, личностного развития ребенка инвалида. Во время взаимодействия с лицами, которые имеют отклонения в развитии, возникает много проблем, связанных с влиянием на развивающуюся личность огромного числа внутренних и внешних факторов. Для того чтобы контролировать этот процесс, необходимо знать их специфику, отрицательные и положительные стороны, предвидеть результаты влияния и своевременно вносить коррективы. Холостова А.И в своих лекциях по технологии социальной работе отмечает, что, знание признаков психического развития и способность применить их на практике необходимы именно для того чтобы, опираясь на них, грамотно реализовывать главные задачи, достичь поставленной цели социально-реабилитационного и адаптационного процесса: — целенаправленно воспитать ребенка-инвалида как полноценную личность, гражданина с обязанностями и правами;13 — вырабатывать у него систему потребностей и специальные качества, необходимые именно для вхождения в проблематичный мир социально- экономических и социальных отношений; — опираясь на возрастные психологические особенности, раскрывающие структуру целостной личности в ее развитии и становлении, относиться к нему как к субъекту самосовершенствования и самопознания; — разрабатывать технологии и методики социально-реабилитационного процесса, нацеленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям; — совершенствовать систему комплексных влияний. Они, дополняя друг друга, могут оказать максимальное воздействие на развитие его как личности . Рассмотрим определенные психологические особенности инвалидов:
Информация о работе Методы писхологических исследований. Темперамент