Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:40, курсовая работа
Актуальность исследования. Общее развитие и воспитание подрастающего поколения, формирования гармоничной личности - обязательное условие построения нового демократического общества. Это предопределяет требования к системе воспитания, которая должна основываться на знаниях, прежде всего, об индивидуально психологические свойства личности ребенка в целом и дошкольника в частности. Обосновывая актуальность выбранной темы, хотелось бы отметить роль эмоций в управлении поведением человека, ведь не случайно почти все авторы, говоря об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовольствием.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ социально-педагогической 6
коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста психологическими методами 6
1.1 Развитие представлений об эмоциях и их роль в формировании личности 6
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы личности ребёнка дошкольного возраста 12
Глава 2. Эмпирические исследования эмоционального состояния и развития детей дошкольного возраста 19
2.1 Постановка проблемы, задачи, методы исследования эмоционального состояния 19
2.2. Анализ результатов исследования 24
Заключение 32
Список литературы 34
Анализ уровня волевой регуляции показал, что испытуемых 13,4% набрали 15 баллов, что соответствует I уровню. 20,1% детей набрали от 14 до 11 баллов, что соответствует II уровню волевой регуляции. 13,4% - 10-7 баллов, что соответствует III уровню. 26,8% - 6-4 балла, что соответствует IV уровню, и к V уровню волевой регуляции относится 26,8%, набравшие 3 и менее баллов.
Наглядно процентное распределение испытуемых согласно уровню волевой регуляции представлено в таблице 4.
Таблица 4
Процентное распределение испытуемых по уровню волевой регуляции.
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
4 уровень |
5 уровень |
13,4 % |
20,1% |
13,4% |
26,8% |
26,8% |
Так же, в ходе наблюдения за испытуемыми детьми фиксировалось такое проявление поведения как трудолюбие, которое заключалось в инициативных действиях.
Анализ данных показал, что только 19,8% (3 ребенка) участников эксперимента самостоятельно, без направленности взрослого, осуществляли полезные действия по собственной инициативе. При этом, у одного испытуемого (Саша В.) данное проявление личности носило неустойчивый, ситуативный характер. Двое других испытуемых (две девочки Оля Д. и Настя К.) проявляли инициативу постоянно, помогали убирать няни (без указания и просьб), помогали детям одеваться (завязывать шапочки, подержать куртку и т.д.) и т.п. Инициативное поведение проявлялось в поведении всех детей, участвующих в эксперименте, но наблюдались только единичные редкие случаи.
Изучение импульсивности поведения детей подготовительной группы показало, что импульсивность присутствует в поступках каждого испытуемого ребенка в той или иной мере.
Таким образом, изучение
таких компонентов эмоционально-волевой
Анализ проективной методики «Рисунок школы» показал, что у 46,9% испытуемых сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем. У 40,3% детей участвующих в исследовании есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации. И 13,7% был выявлен явно выпаженный страх перед школой.
Наглядно данные, полученные в результате анализа методики «Рисунок школы», представлены в таблице 5.
Таблица 5
Распределение испытуемых по эмоциональному отношению к школе
Благополучно |
Тревога |
Страх |
46,9% |
40,3% |
13,7% |
Анализ методики «Веселый – грустный» показал, что 73,7% (11 человек) испытуемых в общем настроены позитивно на школьное обучение. Дети, которые связывают обучение в школе с сильными эмоциональными переживаниями – 26,8%.
Таким образом, обобщая данные двух методик следует отметить, что менее половины 46,9% (7 детей) принимавших участие в эксперименте детей, имеют позитивное отношение к школе и учению в ней, у 6 детей(40,2%) отношение к школе не сформировано, а 2 детям(13,4 %) требуется коррекция отношения к школьному обучению.
Анализ проективной методики «Несуществующее животное» показал, что у 33,5% испытуемых детей существует тенденция к развитию заниженной самооценки (маленькие животные внизу листа), у 40,2% - завышенная (особенно большие животные, расположенные в центре или вверху страницы), у 26,8% – адекватная самооценка. Обработка данных рисунков выявило, что 60,3% испытуемых уверены в себе и своих силах, 40,2% детей выявили проявления тревожности, неуверенности в собственных силах. Следует отметить, что в рисунках всех исследуемых детей были элементы, говорящие о наличии агрессивности в их поведении.
Анализ качества прорисовки изображения показал наличие внутреннего напряжения у 40,2% испытуемых.
Для более объективного изучения самооценки испытуемых им был предложен тест «Лесенка», анализ результатов которого показал, что у 80,1% детей адекватная самооценка, у 20,1% испытуемых – завышенная самооценка. Заниженной самооценки по результатам данной методики выявлено не было.
Наглядно, данные по результатам анализа самооценки детей по методикам «Несуществующее животное» и «Лесенка», представлены в таблице 6.
Таблица 6
Процентное распределение самооценки у испытуемых
«Несуществующее животное» |
«Лесенка» | ||||
Завышенная |
Заниженная |
Адекватная |
Завышенная |
Заниженная |
Аддекватная |
40,2% |
33,5% |
26,8% |
20,1% |
-------- |
80,1% |
Таким образом, некоторые противоречия в результатах определения уровня самооценки, по проведенным методикам «Несуществующее животное» и «Лесенка», свидетельствует о недостаточной сформированности данной черты личности.
Проведение изучения эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок показало в первой серии следующие результаты: высокий уровень эмпатии выявило 13,4% испытуемых (2 детей), средний уровень эмпатии – 67% (10 человек), низкий уровень эмпатии – 20,1% (3 ребенка).
Анализ выразительности эмоций при разыгрывании сюжетных сценок показал, что высокий уровень выявило 26,8% испытуемых (4 детей), средний уровень – 33,5% (5 человек), низкий уровень эмпатии – 40,2% (6 детей).
Анализ включенности в роль показал, что у 33,5% испытуемых достаточно высокий уровень воплощения эмоциональных состояний персонажа, у 40,2% - средний уровень, у 26,8% низкий уровень включенности в роль.
Изучение правильности передачи эмоций во второй серии исследования выявило следующие результаты: высокий уровень выявило 13,3% испытуемых (2 детей), средний уровень – 46,9% (7 человек), низкий уровень – 40,7% (6 детей).
Анализ тестовой методики «Опросник Айзенка» выявил 60,3% детей, набравших больше 12 баллов по шкале (высокий уровень нейротизма), которая характеризует их как эмоционально не устойчивых, ранимых, детей, которым сложно справиться со своими отрицательными эмоциями. Они зависимы от проявлений любви и нежности, после которых эти дети быстро успокаиваются.
Испытуемые с низким уровнем нейротизма
- 39,7%, характеризуются меньшей
Таким образом, следует
отметить, эмоционально-волевая
Заключение
Период раннего возраста
отличается уникальностью и
Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в раннем детстве. На протяжении первых лет жизни человека эмоциональная сфера претерпевает сложнейшие изменения: эмоции приобретают качественные характеристики, возникают чувства, присущие исключительно людям. Эмоции неразрывно связаны не только с воспитательным, но и образовательным процессом.
Практическая часть работы показала, насколько сформированы компоненты эмоциональной сферы и выявила, что практически у половины детей данная готовность к обучению сформирована не достаточно. В этой связи, мы отмечаем роль родителей в становлении эмоционально-волевой готовности и формировании произвольности поведения у дошкольников огромна. Кроме самых разнообразных занятий и игр, на которых можно обучить ребенка подчинять свои действия разным правилам, воспроизводить образец, строить и выполнять сложные последовательности действий, развитию произвольности способствует предоставляемая ребенку самостоятельность. Если у ребенка в 6 лет есть свои маленькие обязанности, пусть еще очень простые, такие, как убрать свои игрушки или подмести в комнате, помыть посуду, сходить в магазин за хлебом, то такой ребенок оказывается гораздо более готовым к школе, чем тот, за которого все это делает мама или бабушка.
Необходимо начинать
исследовать и развивать эмоцио
В последние годы широкое применение получило использование психологических методов в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей. Данные методы имеют широкий спектр: рисунок, музыка, танцы, игры, сказки и хорошо сочетаются с первой деятельностью ребенка – игрой, в процессе которой он приобретает навыки и умения. Коррекционная работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения.
Белоусова А.К. Мышление в общении // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Из-во «Когито-Центр», 2011. – 320 с.