Методы изучения детской одаренности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Общее развитие и воспитание подрастающего поколения, формирования гармоничной личности - обязательное условие построения нового демократического общества. Это предопределяет требования к системе воспитания, которая должна основываться на знаниях, прежде всего, об индивидуально психологические свойства личности ребенка в целом и дошкольника в частности. Обосновывая актуальность выбранной темы, хотелось бы отметить роль эмоций в управлении поведением человека, ведь не случайно почти все авторы, говоря об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовольствием.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ социально-педагогической 6
коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста психологическими методами 6
1.1 Развитие представлений об эмоциях и их роль в формировании личности 6
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы личности ребёнка дошкольного возраста 12
Глава 2. Эмпирические исследования эмоционального состояния и развития детей дошкольного возраста 19
2.1 Постановка проблемы, задачи, методы исследования эмоционального состояния 19
2.2. Анализ результатов исследования 24
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 179.50 Кб (Скачать)


Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Общее развитие и воспитание подрастающего поколения, формирования гармоничной личности - обязательное условие построения нового демократического общества. Это предопределяет требования к системе воспитания, которая должна основываться на знаниях, прежде всего, об индивидуально психологические свойства личности ребенка в целом и дошкольника в частности. Обосновывая актуальность выбранной темы, хотелось бы отметить роль эмоций в управлении поведением человека, ведь не случайно почти все авторы, говоря об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовольствием.

По мнению многих ученых, именно в этот возрастной период лишь начинают возникать качественные изменения  в психическом развитии ребенка, которые предопределены появлением, хотя и недостаточной сформированностью произвольности и осознанности своих поступков, поведения, переживаний (Г.О.Балл, И.Д.Бех, Л.И.Божович, А.Валлон, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, Д.М.Фельдштейн). Именно поэтому важно изучать внутренние детерминанты психической деятельности, к которым принадлежит стойкое свойство индивидуальности - эмоциональность. Эмоциональная сфера ребенка является одной из важнейших сфер личности. Изучение разных аспектов эмоциональной сферы было предметом многочисленных теоретико-эмпирических исследований (А.И.Аверин, Г.М.Бреслав, К.Бютнер, Б.Е.Вайнер, И.Г.Головска, О.В.Запорожец, А.И.Захаров, И.Ю.Кулагина, В.В.Лебединский, Л.С.Славина, О.Г.Солодухова, и др.). Анализ психологической литературы показал, что, с одной стороны, эмоции проявляются, развиваются и формируются в общении (Л.И.Божович, В.А.Лабунская, М.И.Лисина и др..), с другой, - эмоции принимают участие в регуляции деятельности (В.К.Вилюнас, Г.С.Костюк, О.М.Леонтьев, Е.Л.Носенко), в регуляции процесса общения (Г.М.Бреслав, О.В.Запорожец, О.П.Санникова и др.).

Исследованием влияния психологических  методов диагностики  на эмоциональную  сферу  детей занимались такие отечественные ученые, как: В.М. Бехтерев, Ю.Н. Болдырева, Л.Н. Бочерникова, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, О.И. Галкина, З.В. Денисова, Е.И. Игнатьев, Т.В. Лабунская, Е.С. Романова, Ю.А. Популянов, Н.П. Саккулина, С.С. Степанов и т.д.

А так же зарубежные ученые: Г. Кершенштейнер, А. Кларк, Е.Х. Кнудсен, С. Левинштейн, М. Линдстрем, Г. Люке, К. Штерн, Х. Энг и т.д.

Знакомство  детей с эмоциями осуществляются  как в ходе всего учебно-воспитательного  процесса, так и на специальных  занятиях, где дети переживают эмоциональные  состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Таким образом, у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр, игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игры-драматизации) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка.

Поэтому изучение эмоциональной сферы детей дошкольного  возраста является актуальным.

Объект  исследования: Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: психологическая диагностика эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Цель  исследования: определить эффективность применения психологических методов в эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

 

Основные задачи:

1)  Проанализировать сущность понятий «эмоции», «чувство», «аффект»;

2) Выделить эмоциональные состояния, наиболее часто встречающиеся в дошкольном возрасте;

3)  Подобрать диагностические методики для изучения эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что такие методы как наблюдение, беседа и тестирование повысят эффективность работы, направленной на  эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.

Методы  исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы;  сбор данных; метод наблюдения.

Основные  методики  исследования:

 Методика «Рисунок школы»;

 Методика «Несуществующее животное»;

Методика «Веселый – грустный»;

Проведение  изучения эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок;

Тест «Опросник  Айзенка»;

Тест «Лесенка».

 

 

База исследования: Дети старшего дошкольного возраста МДОУ №15 «Звездочка», п. Ермолино.

Глава 1. Теоретический  анализ социально-педагогической

коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста  психологическими методами

1.1 Развитие  представлений об эмоциях и их роль в формировании личности

 

Эмоции –  это переживания личности, связанные  с удовлетворением или неудовлетворением  ее потребностей.

Р.С. Немов дал  определение эмоций и их классификацию.

«Под эмоциями, отмечал Р.С. Немов, можно понимать специфические переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона и связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей человека...»[12, с. 95].

Как отмечал  С.Л. Рубинштейн, «эмоции можно предварительно охарактеризовать несколькими признаками: во-первых, в отличие от восприятий, которые обозначают содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту; во-вторых, эмоции обычно отличаются полярностью, в сложных человеческих чувствах они, взаимодействуя, образуют сложное противоречивое единство (амбивалентность чувств); в-третьих, эмоции всегда имеют характер, захватывающий всего человека, они связаны с личностным «я»».

По мнению Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина, мир чувств и эмоций, сложен и  многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений.

По интенсивности, длительности протекания, степени волевой  регуляции эмоций выделяют: настроение, страсти и аффекты.

Настроение  – эмоциональное состояние, характеризующееся  длительностью и устойчивостью, положительными или отрицательными переживаниями, выступающими фоном для всех остальных элементов психической деятельности (радость, тоска).

Страсть – это  эмоциональное состояние, характеризующееся  длительностью и стойкостью, составляющее сущность внутренней жизни человека на ее определенном этапе.

Аффект –  это эмоциональное состояние, стремительно развивающееся и непродолжительное, характеризующееся действиями и  поступками, не поддающимися волевому контролю (ярость, отчаяние, оцепенение).

Изучением эмоций занимались А.Д. Кошелева, Н.Л. Кряжева, Е.И. Кульчицкая и др. С. Файнберг считает, что биологический смысл эмоций заключается в увеличении психических и физических сил организма человека, служащих для достижения желаемой цели или, наоборот, для предотвращения нежелательного события. Чем младше ребенок, тем больше места в его психологической жизни занимают эмоции (понимая под эмоциями всю совокупность чувственно окрашенных переживаний).

Классификация основных эмоций.

К основным, или  фундаментальным, эмоциям относятся  те, которые являются врождёнными.

Интерес - Это избирательное отношение к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.

Радость - Выражение радости легко узнаётся. При радости лицо расцветает улыбкой: уголки губ оттягиваются кверху, около глаз собираются морщинки. Радость выражается и узнаётся с младенчества, что помогает ребёнку очень рано устанавливать межличностные контакты. Она не только социальные связи делает более прочными, но и усиливает восприимчивость, увеличивает мотивацию, способствует уверенности и мужеству, она может успокоить, отвлечь. Радость невозможно вызвать волевым усилием, но, ставя ребёнка в определенные ситуации, можно его легко зарядить чувством радости.

Удивление - кратковременная и очень неопределенная эмоция. К. Изард пишет, что " удивление выполняет функции вывода н.с. из того состояния, в котором она в данный момент находится, и приспособления к новым условиям."

Дистресс - Печаль, страдание, горе это проявления дистресса, наиболее часто встречающейся отрицательной эмоции.

Отвращение - Сначала связано с приёмом пищи, имеющей дурной запах и привкус, вызывающий тошноту. Чувствовать отвращение по отношению к себе ребёнок может примерно с 5 лет. Понимание, что к тебе испытывают отвращение, мучительно для человека, ведёт к дистрессу или агрессии.

Гнев - Н. Вагнер писал о ярости, высшей степени гнева, что гнев у человека выражается сдвинутыми бровями, оттопыренными губами, выставленной вперёд нижней губой, стиснутыми кулаками и сильной жестикуляцией. При более сильном взрыве гнева эти симптомы меняются, глаза выкатываются из орбит и блестят. Лицо краснеет. Расширенные ноздри дрожат, дыхание затруднено. Рот заметно изменяется. Он оттягивается на одну сторону, причём оскаливается один из зубов. Пена выходит изо рта Волосы поднимаются дыбом.

Презрение. - Презрение к другому человеку может быть выражено мимикой. Презирающий откидывает назад голову, нахмуривает брови, слегка опускает веки, рот трогает ироническая улыбка. Жестом презирающий как бы отталкивает от себя презираемого. Презрение может быть выражено и вслух (насмешливые интонации в голосе, сарказм ). Оно является центральной эмоцией во всех предрассудках включая расовые, побуждающие человека к агрессии и её оправданию для себя.

Страх - эмоция, которая может возникнуть в период новорожденности.

Стыд - самая тягостная социальная эмоция, надстроенная над врожденным страхом. Стыдящийся боится осуждения своего поведения , сожалеет о совершённом поступке, осуждает своё поведение, испытывает неудовлетворённость собой.

Чувство вины. Возникает при нарушении моральных и эстетических норм. Вина - это обязательное осуждение своего поступка и самого себя. Для этой эмоции характерны сопровождающие её реакции раскаяния и снижения самооценки. Чувство вины длительно и постоянно, стыдно же бывает недолго и только при другом человеке.

Эмоции возникают  в конкретной ситуации с определенным содержанием и сопровождаются выразительными движениями. Эмоции возникают мгновенно и протекают достаточно остро, а затем наблюдается конкретный спад. В момент эмоционального напряжения у человека может появиться такая физическая и нравственная сила, которую до этого момента он мог и не наблюдать у себя.

Эмоции могут, как активизировать действия и поднимать  жизненный тонус, так и, наоборот, снижать его.

Неадекватно возникшая эмоция перенапрягает нервно-эндокринную систему, и в результате в крови создается избыток адреналиноподобных веществ, но так как нет возможности разрядиться в целенаправленном действии, то такая эмоция начинает мешать умственной и физической деятельности.

Кант поделил  эмоции на стенические и астенические. Стенические эмоции повышают жизнедеятельность  организма, работоспособность и  прилив энергии. К таким эмоциям  можно отнести – радость, любовь, вдохновение. Положительные эмоции человек испытывает при удовлетворении каких-либо желаний.

Астенические  чувства возникают при неудачах или трудностях, при конфликтах с  окружающими. Они угнетающе действуют  на психику и тормозят активность личности.

Биологический смысл отрицательных эмоций заключается  в мобилизации организма человека к активности и борьбе. Но, несмотря на то, что человек способен управлять своим поведением благодаря развитой воле, все же отрицательные эмоции влияют на поведение и состояние организма.

Эмоции и  чувства пронизывают всю жизнь человека, выделяя наиболее важные для него события. Одно только это определяет их огромную роль во внутреннем мире каждой личности, да и во всей человеческой культур.

Наша жизнь  насыщена переживаниями: удовольствие и неудовольствие, любовь и ненависть, надежда и разочарование, уверенность и отчаяние, веселость и подавленность, гордость и стыд, тоска, ярость, ревность и др. Эмоции проявляются как процессы и состояния, в устойчивых формах реагирования они могут переходить в свойства личности. На эмоциях «лежит печать чего-то особенно близкого субъекту, их испытывающему» (С.Л. Рубинштейн).

За эмоциями признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними связаны следующие положительные функции:

1. Мотивационно-регулирующая функция. Она заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут его побуждать, направлять и регулировать. Кроме того, иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения. В критических ситуациях эмоции подсказывают человеку, как следует действовать, и, повинуясь им, т.е. своей интуиции, человек нередко находит правильный выход из сложившейся ситуации. Возникающий в такой ситуации аффект подсказывает человеку достаточно разумный способ действий. Одно из существенных проявлений аффекта, по В.К. Вилюнасу, состоит в том, что он «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный, закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.» [12, с. 100].

Мотивационно-регулирующая функция эмоций также проявляется в том, что они могут активизировать (стенические эмоции) или тормозить (астенические эмоции) деятельность человека.

2. Коммуникативная функция. Она заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека, и, следовательно, с помощью эмоций люди могут обмениваться существенной информацией друг с другом. Благодаря эмоциям, мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, только наблюдая за изменением эмоционального состояния друг друга, судить о том, что происходит в психике.

Информация о работе Методы изучения детской одаренности