Методы активизации профессионального самоопределения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение методов активизации профессионального самоопределения.
Предмет – условия, влияющие на активизацию профессионального самоопределения.
Объект – методы активизации профессионального самоопределения.
Задачи:
1. Изучить основные понятия личностного и профессионального самоопределения;

Оглавление

Введение………………………………………………………… …………………….…...…..3
Глава 1. Профессиональное самоопределение…………….….…………….………………..4
1.1. Основные понятия профессионального и личностного самоопределения…………………………………………..….…………………….....…..........4
1.2. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности..……………………………………………………...….........................................6
1.3. Типы и уровни профессионального самоопределения …………………………………..7
1.4. Методы активизации профессионального самоопределения………………………...…12
Глава 2. Анализ современных работ по теме «Методы активизации профессионального самоопределения»……………………………………….……………………………….……..16
2. Профессиональное самоопределение личности на разных этапах становления профессионала……………………………….. ……………………………………..….………16
Заключение………………………………………………………………………………..….....22
Список использованных источников и литературы…………………….…………..………..24

Файлы: 1 файл

психология труда.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

4. В основе активизации профессионального  самоопределения на разных этапах профессионализации лежит комплекс объективных и субъективных факторов. К числу объективных факторов можно отнести закрытие или перепрофилирование предприятия, сокращение рабочих мест, отсутствие вакансий, изменение статуса. К числу субъективных факторов относятся формирование, утрата или отсутствие у субъекта труда профессиональной идентичности; динамика профессиональной мотивации; становление, стабилизация или распад ее структуры.

5. Влияние динамики профессиональной  идентичности на активизацию профессионального самоопределения проявляется в том, что активность профессионального самоопределения повышается на этапах формирования и перестройки идентичности и понижается или перестраивается на этапах ее стабилизации. Утрата профессиональной идентичности может приводить к появлению компенсаторной формы профессионального самоопределения.

6. Выявленная взаимосвязь связь  между профессиональным самоопределением  и профессиональной идентичностью  имеет неоднозначный и многоплановый  характер. Проявляется это в том, что на начальных этапах профессионализации профессиональное самоопределение выступает средством обретения профессиональной идентичности в форме идентификации. На более поздних этапах профессионализации нарушение профессиональной идентичности или необходимость ее преобразования приводят к активизации или перестройке содержания профессионального самоопределения.

7. Следствием активизации профессионального  самоопределения является реализация  различных форм профессионального  поведения и формирование различных типов профессиональных установок, среди которых можно выделить: поиск нового места работы, поиск дополнительных ресурсов в рамках старой деятельности, формирование готовности к переходу на новое место работы или смене статуса, увольнение с работы, переход на очные, заочные формы обучения или повышения квалификации и ряд других.

8. Выделено три основных и  два дополнительных этапа развития  профессиональной идентичности  риэлтеров. На первом этапе происходит  рост, на втором — стабилизация, а на третьем — снижение профессиональной идентичности. Дополнительные этапы, соответственно, фиксируют особенности перехода от роста к стабилизации и от стабилизации к снижению профессиональной идентичности. В основе изменения тенденций развития профессиональной идентичности лежит перестройка структуры профессиональной мотивации риэлтеров.

9. Критическими в плане развития  профессиональной идентичности  и структуры профессиональной  мотивации являются 4—6 и 10—12 годы  работы риэлтеров в фирме. В  первый из указанных стажевой период формируется социальная структура профессиональной мотивации и прекращается рост профессиональной идентичности, во второй стажевой период — формируется индивидуальная структура и начинается снижение профессиональной идентичности. Специфика первой структуры заключается в том, что она, в основном, ориентирована на мотивационный потенциал профессиональной деятельности риэлтера, а вторая — на мотивационный потенциал субъекта труда.

10. По способу формирования профессиональной  идентичности и по типу профессионального поведения выделено четыре группы работников. Представители первой группы увольняются из фирмы до завершения процесса профессиональной адаптации, так как содержание риэлтерской деятельности противоречит их представлениям о ней. Представители второй группы увольняются на 5-6 году работы, так как они ориентированы лишь на накопление опыта риэлтерской деятельности. Представители третьей группы увольняются при стаже работы 10-12 лет, так как, понимая, что дальнейшего профессионального развития в данной фирме не будет, находят новое место работы. Четвертую группу составляют те работники, которые остаются в фирме после 10-12 лет работы. Для них характерна утрата или преобразование профессиональной идентичности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной курсовой работе, в теоретической части  мы рассмотрели основные понятия профессионального и личностного самоопределения.  Выяснили, что они имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить два принципиальных различия между профессиональным и личностным самоопределением.

1) профессиональное самоопределение - более конкретное, его проще  оформить официально (получить диплом  и т.н.); личностное самоопределение - это более сложное понятие (диплом "на личностность" пока не выдают - по крайней мере, психически здоровым людям);

2) профессиональное самоопределение  больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение - от самого человека; более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои появляются в переломные эпохи).

Также рассмотрели профессиональное самоопределение как смысл трудовой деятельности, типы и уровни профессионального самоопределения, методы активизации профессионального самоопределения. Выяснили, что существуют методы, у которых активизирующий потенциал представлен в более доступном и понятном для многих психологов и их клиентов виде. Такие,  как профориентационные игры с классом и большими аудиториями, игровые профориентационные упражнения, карточные профконсультационные методики, настольные карточные игры, бланковые карточные методики, активизирующие профориентационные опросники, бланковые игры с классом, ценностно-смысловые опросники.

В практической части было проанализировано исследование «Профессиональное самоопределение личности на разных этапах становления профессионала», автора, кандидата психологических наук Цветковой Натальи Афанасьевны.

Цель настоящего исследования является выявление специфических особенностей активизации и реализации профессионального самоопределения непосредственно после выбора специалистами профессии и на более поздних этапах их профессионального становления и самореализация.

В качестве объекта исследования выступает процесс профессионального становления и реализации риэлтеров, находящихся на различных этапах профессионализации.

Получили следующие результаты:

1. Активизация профессионального самоопределения в ходе профессионализации имеет неравномерный характер, выделяются периоды ее повышения, стабилизации и понижения. Неравномерность активизации профессионального самоопределения тесно связана с периодами и фазами профессионального становления и реализации личности.

2. В основе активизации профессионального самоопределения на разных этапах профессионализации лежит комплекс объективных и субъективных факторов. К числу объективных факторов можно отнести закрытие или перепрофилирование предприятия, сокращение рабочих мест, отсутствие вакансий, изменение статуса. К числу субъективных факторов относятся формирование, утрата или отсутствие у субъекта труда профессиональной идентичности; динамика профессиональной мотивации; становление, стабилизация или распад ее структуры.

3. Влияние динамики профессиональной идентичности на активизацию профессионального самоопределения проявляется в том, что активность профессионального самоопределения повышается на этапах формирования и перестройки идентичности и понижается или перестраивается на этапах ее стабилизации. Утрата профессиональной идентичности может приводить к появлению компенсаторной формы профессионального самоопределения.

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание. Сер. "Педагогика и психология", 1983
  2. Пряжникова, Е. Ю. Психология труда: теория и практика: учебник для бакалавров / Е. Ю. Пряжникова. - М.: Издательство Юрайт, 2012
  3. Берг В. Карьера - суперигра. М.: АО Интерэксперт, 1998
  4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988
  5. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1990
  6. Профессиональное самоопределение личности на разных этапах становления профессионала http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-03/dissertaciya-professionalnoe-samoopredelenie-lichnosti-na-raznyh-etapah-stanovleniya-professionala
  7. Перспективы рассмотрения проблемы активизации профессионального самоопределения от пользователя http://www.vevivi.ru/best/Perspektivy-rassmotreniya-problemy-aktivizatsii-professionalnogo-samoopredeleniya-ref140177.html

 

 

 


Информация о работе Методы активизации профессионального самоопределения