Методы активизации профессионального самоопределения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение методов активизации профессионального самоопределения.
Предмет – условия, влияющие на активизацию профессионального самоопределения.
Объект – методы активизации профессионального самоопределения.
Задачи:
1. Изучить основные понятия личностного и профессионального самоопределения;

Оглавление

Введение………………………………………………………… …………………….…...…..3
Глава 1. Профессиональное самоопределение…………….….…………….………………..4
1.1. Основные понятия профессионального и личностного самоопределения…………………………………………..….…………………….....…..........4
1.2. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности..……………………………………………………...….........................................6
1.3. Типы и уровни профессионального самоопределения …………………………………..7
1.4. Методы активизации профессионального самоопределения………………………...…12
Глава 2. Анализ современных работ по теме «Методы активизации профессионального самоопределения»……………………………………….……………………………….……..16
2. Профессиональное самоопределение личности на разных этапах становления профессионала……………………………….. ……………………………………..….………16
Заключение………………………………………………………………………………..….....22
Список использованных источников и литературы…………………….…………..………..24

Файлы: 1 файл

психология труда.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

Другой пример - беседа. При умелой организации, а также при внутренней готовности участников беседы (уже созданной мотивации и т.п.) беседа позволяет моделировать в воображении такие проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игровых процедурах. Заметим, что именно в беседе удается добиться максимального уровня условности, вымышленности воображаемого действия. В частности, беседа позволяет проигрывать в воображении разные варианты построения жизни клиента и выходить на достаточно высокий уровень интуиции и прогнозирования. К сожалению, к такой работе готовы далеко не все клиенты и профконсультанты, поскольку часто ориентируются лишь на "конкретную помощь" в конкретной (однозначной) ситуации.

И, все таки существуют методы, у которых активизирующий потенциал представлен в более доступном и понятном для многих психологов и их клиентов виде. Такие методы и называются собственно активизирующими. Более подробное рассмотрение активизирующих игр планируется осуществить в других пособиях. Ниже представлен краткий обзор некоторых групп активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения.

Профориентационные игры с классом, с большими аудиториями - рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим; предполагают высокую динамику работы; имеют более "скромный" эффект, чем более длительные "терапевтические" группы и консультации.

Профориентационные игры с большими аудиториями - рассчитаны на участие в игре более 150 человек. При проведении таких игр принимать участие могут как сами школьники, так и их учителя, родители, работодатели, специалисты службы занятости населения. Пример большой профориентационной игры - "Древо профессий" в Приложении 2.

Игровые профориентационные упражнения по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой.

Карточные профконсультационные методики. Выделяют две основные группы карточных методик: 1) информационно-поисковые системы - ИПС ("профессьянсы", внешне напоминающие раскладывание "пасьянсов", когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий); 2) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам различные игровые "трудности", часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей. При практическом внедрении карточных консультационных технологий мы столкнулись с целым рядом трудностей: трудность изготовления карточек; трудность обучения (обучение достаточно непростое и рассчитано на небольшую группу (три-шесть человек) будущих консультантов, что в условиях "рынка" оказалось "нерентабельно"); карточные методики обычно занимают много времени, от 40 минут до 2,5 – 3 часов (хотя в психотерапии и личностном консультировании времени на рассмотрение важных жизненных проблем не жалеют, но в профориентации еще сильны стереотипы быстрой и легкой помощи).

Настольные карточные игры. Опыт показал, что они эффективны и при использовании профконсультантом: например, во внеурочной работе, на базе психологического центра, в детском лагере, а также их успешно осваивают родители школьников в рамках "Родительских университетов".

Бланковые карточные методики. Идея - самостоятельное изготовление участниками карточек и игровых бланков с последующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках.

Активизирующие профориентационные опросники. Это скорее "игра в тесты", так как главная цель - заставить задуматься над теми вопросами, которые при обсуждении их в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся "скучными", а в активизирующем опроснике просто включены в деятельность по заполнению бланка. Опыт показал, что данные методики обладают и некоторым диагностическим эффектом, поскольку часть таких методик снабжена приблизительными нормами, что является редкостью для традиционных профориентационных опросников.

Бланковые игры с классом. Основная идея таких методик - играть со всем классом и с каждым в отдельности (психолог демонстрирует оформление бланка на доске, а каждый присутствующий - на своем бланке). Данные методики позволяют моделировать некоторые нравственные аспекты различных профессий.

Ценностно-смысловые опросники (главный акцент делается на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения). Эти опросники содержат некоторые игровые элементы, позволяющие в интригующей форме затрагивать сложные этические вопросы, которые беспокоят и волнуют молодых людей.

 

ГЛАВА II. Анализ современных работ по теме: «методы активизации профессионального самоопределения»

2.  Профессиональное самоопределение личности на разных этапах становления профессионала

Для анализа была взята следующая статья: «Профессиональное самоопределение личности на разных этапах становления профессионала», автор кандидат психологических наук Цветкова Наталья Афанасьевна.

Профессиональное самоопределение является ведущей формой проявления активности личности в процессе ее профессионального становления и реализации. Большинство работ в этой области посвящено изучению профессионального самоопределения молодых людей, вступающих в процесс профессионализации. Тем самым предполагается, что процесс профессионального самоопределения на более поздних этапах жизненного пути либо прекращается, либо имеет для человека несущественное значение, а поэтому не нуждается в специальном изучении. (6)

Исследования особенностей профессионального становления и реализации личности, проводимые психологами и социологами труда, свидетельствуют об обратном.

В настоящее время, когда социальные факторы закрепления человека в профессии сильно ослабли, а общая активность человека как субъекта труда значительно возросла, существование непрерывного профессионального самоопределения признается многими исследователями. Но одного признания непрерывности профессионального самоопределения недостаточно. Необходимо выявить специфику и особенности его протекания на разных этапах профессионализации, чтобы не допустить механического переноса закономерностей профессионального самоопределения подростков на другие этапы профессионализации.

В связи с этим, существенно возрастает теоретическая и практическая актуальность изучения профессионального самоопределения субъекта труда на всех этапах его жизненного и профессионального пути.

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить специфические особенности активизации и реализации профессионального самоопределения непосредственно после выбора специалистами профессии и на более поздних этапах их профессионального становления и самореализация.

В качестве объекта исследования выступает процесс профессионального становления и реализации риэлтеров, находящихся на различных этапах профессионализации.

Предметом исследования выступает процесс профессионального самоопределения риэлтеров, а также факторы и условия, влияющие на его активизацию, содержание и направленность.

Цель  исследования конкретизируется в следующих задачах:

1. Выявить основные подходы к  изучению и определению профессионального  самоопределения в отечественной  и зарубежной психологии.

2. Рассмотреть содержание профессионального  самоопределения с позиций психологической концепции профессионального становления личности.

3. Зафиксировать основные тенденции  перестройки профессиональной идентичности  у риэлтеров на разных этапах  профессионализации.

4. Выявить особенности активизации  ценностно-мотивационных компонентов профессионального самоопределения в зависимости от перестройки профессиональной идентичности риэлтеров.

5. Учитывая динамику профессиональной  идентичности, выявить основные  тенденции активизации профессионального  самоопределения риэлтеров на уровне профессионального поведения.

В основу исследования положены следующие гипотезы:

- профессиональное самоопределение  как компонент и фактор профессионального  развития проявляется на разных  этапах профессионального пути;

- содержание и степень активизации профессионального самоопределения тесно связаны с решением конкретных задач профессионального становления субъекта труда;

- ведущим фактором активизации  профессионального самоопределения  на поздних этапах профессионализации  является динамика профессиональной идентичности личности.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили отечественные и зарубежные концепции, в которых раскрываются общие закономерности профессионального развития личности и ее профессионального самоопределения. К числу таковых следует отнести:

- концепции развития субъекта  деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн);

- концепции профессионального  развития субъекта труда (D. Super, R. Havighurst, Т.В.Кудрявцев, А.К.Маркова, Э.Ф.Зеер, Ю.П.Поваренков);

- концепции профессионального  самоопределения молодежи (Е.М.Борисова, Е.А.Климов, И.В.Кузнецова, Н.С.Пряжников);

- принципы системогенетического  подхода к изучению профессиональной  деятельности (В.Н.Дружинин, А.В.Карпов, Ю.П.Поваренков, В.Д.Шадриков).

Методы исследования. Для изучения показателей профессионального самоопределения использовались три группы методов: диагностические, активизирующие и дополнительные. К группе использованных нами диагностических методик относятся: опросник «Мотивы профессиональной деятельности»; опросник терминальных ценностей И.Г.Сенина; опросник профессиональных предпочтений Л.А.Йовайши; опросник «Якоря карьеры» Э.Шейна; опросник «Оценка отношения к труду» Уорра. К группе активизирующих относятся методики, разработанные Н. С. Пряжниковым: «За и против - 2» и «За и против - 3». В качестве дополнительных методов использовались- опрос испытуемых, беседа с персоналом отделов кадров, анализ кадровой документации.

Эмпирическая база и этапы исследования. В исследовании принимали участие риэлтеры - сотрудники одной из московских компаний по работе с недвижимостью. Общее количество принявших участие в исследовании - 187 человек, из них мужчин - 65 (или 34,7%), женщин -122 (или 65,3%), в возрастном диапазоне от 28 до 55 лет и со стажем работы в компании более 1 года (от 1 года до 14 лет).

Эмпирическое исследование состояло из двух основных и одной дополнительной серии. В рамках первой основной серии изучалась динамика профессиональной идентичности (ПИ) риэлтеров, а в рамках второй основной серии - динамика профессионального самоопределения (ПС) на ценностно-мотивационном и поведенческом уровне анализа. Им предшествовала пилотажная серия исследований, в которой осуществлялась проверка отобранных методик на информативность и надежность.

Научная новизна исследования заключается в том, что изучено содержание мотивационных компонентов профессионального самоопределения на различных этапах профессионализации личности. Выделены периоды активизации профессионального самоопределения. Установлено, что наибольшая активность процесса профессионального самоопределения отмечается в периоды кризисов профессионального развития, при переходе с одной стадии профессионального развития на другую, при мотивационном насыщении деятельностью. Выявлена тесная связь между активностью профессионального самоопределения и содержанием профессиональной идентичности. Показано, что качественные изменения профессионального самоопределения связаны с перестройкой структуры трудовой мотивации личности Выявлены основные виды профессионального самоопределения, которые проявляются в ходе профессионализации, зафиксированы объективные и субъективные, нормативные и ненормативные факторы ее активизации.

Обработка результатов проводилась с использованием стандартизованной программы «Статистика 6.0», рассчитывались среднее арифметическое значение изучаемых величин, коэффициент вариативности, среднее квадратичное отклонение. Проводился корреляционный, факторный анализ, использовался показатель t-критерия Стьюдента.

Полученные в рамках исследования результаты позволяют сделать основные выводы и наметить перспективы дальнейшего изучения профессионального самоопределения личности на поздних этапах профессионального становления.

1. Профессиональное самоопределение  — это специфическая форма профессиональной активности личности, которая проявляется на всех стадиях профессионализации и является ведущим фактором профессионального становления и реализации субъекта труда. Сформированность профессионального самоопределения является ведущим показателем профессиональной зрелости субъекта труда.

2. Профессиональное самоопределение  не завершается на стадии оптации  и активно продолжается на  более поздних этапах профессионального  развития личности; в ходе профессионализации  профессиональное самоопределение выполняет различные функции, включая контрольную, адаптационную, идентификационную, профориентационную, компенсаторную.

3. Активизация профессионального  самоопределения в ходе профессионализации  имеет неравномерный характер, выделяются  периоды ее повышения, стабилизации и понижения. Неравномерность активизации профессионального самоопределения тесно связана с периодами и фазами профессионального становления и реализации личности.

Информация о работе Методы активизации профессионального самоопределения