Методики и техники современной психотерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 07:03, контрольная работа

Краткое описание

Психотерапевтические технологии позволяют реализовывать когнитивное, аналитическое, экзистенциальное направление работы как в состоянии бодрствования, так и в гипнотическом состоянии.
Современная гипнотерапия позволяет в активном диалоге с пациентом, в работе с миром его проективной реальности быстро, гибко, эффективно, целостно проработать самые глубинные личностные и эмоциональные проблемы. Системное использование в ходе курса терапии гипнотических, медитативных состояний, состояний дыхательной релаксации, внутреннего погружения активирует, тренирует биологические механизмы стрессоустойчивости, воздействуя не только на психологические, но и на биологические основы болезненных состояний.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы и классификация психотерапии …………... 4
2. Технологии, методы и средства психотерапевтического воздействия …………………………………………………………..…………9
Заключение ……..…………………………………….……………..…. 12
Список использованной литературы ………………………………..…. 13

Файлы: 1 файл

коннтрол работа.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

     Êàê ïðàâèëî, ïîíÿòèå «ãðóïïîâàÿ ïñèõîòåðàïèÿ» ïðèìåíÿþò â äâóõ ñìûñëàõ:

     Â áîëåå óçêîì – êàê èñïîëüçîâàíèå ãðóïïîâîãî ìåòîäà â ëå÷åáíûõ öåëÿõ, îáû÷íî äëÿ ëå÷åíèÿ ðàçëè÷íûõ ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ â ðàìêàõ ìåäèöèíñêèõ ó÷ðåæäåíèé.

     Â áîëåå øèðîêîì – êàê ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèé ìåòîä, èñïîëüçóþùèé ôàêòîðû ãðóïïîâîé äèíàìèêè äëÿ ðåøåíèÿ ýìîöèîíàëüíûõ, ëè÷íîñòíûõ, ïîâåäåí÷åñêèõ ïðîáëåì ëþäåé, à òàêæå äëÿ ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ ëè÷íîñòè.

     Ïñèõîòåðàïèÿ ïðåäñòàâëåíà ìíîæåñòâîì ìåòîäîâ, ãðóïïèðóþùèõñÿ âîêðóã òðåõ áàçîâûõ íàïðàâëåíèé: ïñèõîäèíàìè÷åñêîãî (ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî), êîãíèòèâíî-ïîâåäåí÷åñêîãî è ýêçèñòåíöèàëüíîãî.

     Ëþáîé ïîäõîä â ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé ïñèõîòåðàïèè îñíîâàí íà ïîñòåïåííîì îñîçíàíèè ïàöèåíòîì (êëèåíòîì) ðàíåå íåîñîçíàâàåìûõ èì ïðîáëåì è êîíôëèêòîâ. Áîëåçíåííàÿ ñèìïòîìàòèêà â ñâîþ î÷åðåäü ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê íåîñîçíàâàåìîå âûðàæåíèå ñêðûòûõ êîíôëèêòîâ ïàöèåíòà (êëèåíòà). Ïðîöåññ îñîçíàíèÿ ñêðûòûõ ìåõàíèçìîâ ðàçâèòèÿ áîëåçíè ïðèâîäèò ê ãëóáîêèì ëè÷íîñòíûì èçìåíåíèÿì è ïîñòåïåííî ñãëàæèâàåò áîëåçíåííóþ ñèìïòîìàòèêó. Áîëüøèíñòâî ïñèõîäèíàìè÷åñêèõ ïîäõîäîâ ÿâëÿþòñÿ äîëãîñðî÷íûìè.

     Êîãíèòèâíî-ïîâåäåí÷åñêîå íàïðàâëåíèå â ïñèõîòåðàïèè ïðåäñòàâëåíî äâóìÿ ïîäõîäàìè. Ïîâåäåí÷åñêàÿ ïñèõîòåðàïèÿ îñíîâàíà íå íà èçó÷åíèè ñóáúåêòèâíûõ ïåðåæèâàíèé ïàöèåíòà, à íà îöåíêå è êîððåêöèè åãî ïîâåäåíèÿ, ôîðìèðîâàíèè áîëåå àäàïòèâíûõ ñïîñîáîâ ïîâåäåíèÿ â òðóäíûõ æèçíåííûõ ñèòóàöèÿõ. Êîãíèòèâíàÿ ïñèõîòåðàïèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ðàçâèòèå ïîâåäåí÷åñêîé ïñèõîòåðàïèè.  îñíîâå äàííîãî ïîäõîäà ëåæèò ïðåäñòàâëåíèå, ÷òî ýìîöèè è ïîâåäåíèå ÷åëîâåêà çàâèñÿò îò õàðàêòåðà âîñïðèÿòèÿ, îöåíêè ñåáÿ è îêðóæàþùåãî ìèðà. Óñòîé÷èâûå íåãàòèâíûå ýìîöèè, ñîñòîÿíèÿ, ïîâåäåí÷åñêèå ðåàêöèè (íàïðèìåð, òðåâîãà, äåïðåññèÿ) âî ìíîãîì îïðåäåëÿþòñÿ óñòàíîâêàìè, ñêðûòûìè êîãíèòèâíûìè ñõåìàìè, ñôîðìèðîâàííûìè â ðåçóëüòàòå ïðîøëîãî îïûòà. Ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèå òåõíîëîãèè, èñïîëüçóåìûå â ðàìêàõ êîãíèòèâíî-ïîâåäåí÷åñêîãî íàïðàâëåíèÿ, ïîçâîëÿþò âûÿâëÿòü, àíàëèçèðîâàòü, êîððåêòèðîâàòü íåãàòèâíûå êîãíèòèâíûå óñòàíîâêè, óñòîé÷èâûå ïàòîëîãè÷åñêèå ïîâåäåí÷åñêèå ðåàêöèè.

     Ýêçèñòåíöèàëüíàÿ ïñèõîòåðàïèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñîáèðàòåëüíîå ïîíÿòèå äëÿ îáîçíà÷åíèÿ ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèõ ïîäõîäîâ, îñíîâàííûõ íà ñâîáîäíîì ðàçâèòèè ëè÷íîñòè, íà îñîçíàíèè îòâåòñòâåííîñòè ÷åëîâåêà çà ôîðìèðîâàíèå ñîáñòâåííîãî âíóòðåííåãî ìèðà è âûáîð æèçíåííîãî ïóòè.  ýêçèñòåíöèàëüíûå ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèå ïîäõîäû îñíîâàíû íà ýêçèñòåíöèàëüíîì íàïðàâëåíèè â ôèëîñîôèè – ôèëîñîôèè ñóùåñòâîâàíèÿ (exsistentia – áûòèå, ñóùåñòâîâàíèå). ×åëîâåê ïîñòèãàåò ñâîþ âíóòðåííþþ ñóùíîñòü, ýêçèñòåíöèþ â ïîãðàíè÷íûõ, ýêñòðåìàëüíûõ, ñòðåññîâûõ ñîñòîÿíèÿõ. Ïðîéäÿ ÷åðåç ýòè ïåðåæèâàíèÿ, îí ìîæåò îáðåñòè âíóòðåííþþ ñâîáîäó è ñäåëàòü ñâîþ æèçíü áîëåå îñìûñëåííîé. 
 
 
 
 
 
 
 

     Çàêëþ÷åíèå  

     Ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèé ïðîöåññ ìîæåò îñóùåñòâëÿòüñÿ â èíäèâèäóàëüíîì, ãðóïïîâîì ôîðìàòå, à òàêæå âîçìîæíà ðåàëèçàöèÿ ñåìåéíîé òåðàïèè.

     Ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèå òåõíîëîãèè ïîçâîëÿþò ðåàëèçîâûâàòü êîãíèòèâíîå, àíàëèòè÷åñêîå, ýêçèñòåíöèàëüíîå íàïðàâëåíèå ðàáîòû êàê â ñîñòîÿíèè áîäðñòâîâàíèÿ, òàê è â ãèïíîòè÷åñêîì ñîñòîÿíèè.

     Ñîâðåìåííàÿ ãèïíîòåðàïèÿ ïîçâîëÿåò â àêòèâíîì äèàëîãå ñ ïàöèåíòîì, â ðàáîòå ñ ìèðîì åãî ïðîåêòèâíîé ðåàëüíîñòè áûñòðî, ãèáêî, ýôôåêòèâíî, öåëîñòíî ïðîðàáîòàòü ñàìûå ãëóáèííûå ëè÷íîñòíûå è ýìîöèîíàëüíûå ïðîáëåìû. Ñèñòåìíîå èñïîëüçîâàíèå â õîäå êóðñà òåðàïèè ãèïíîòè÷åñêèõ, ìåäèòàòèâíûõ ñîñòîÿíèé, ñîñòîÿíèé äûõàòåëüíîé ðåëàêñàöèè, âíóòðåííåãî ïîãðóæåíèÿ àêòèâèðóåò, òðåíèðóåò áèîëîãè÷åñêèå ìåõàíèçìû ñòðåññîóñòîé÷èâîñòè, âîçäåéñòâóÿ íå òîëüêî íà ïñèõîëîãè÷åñêèå, íî è íà áèîëîãè÷åñêèå îñíîâû áîëåçíåííûõ ñîñòîÿíèé. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû 

     
  1.  Àëàí Å. Ïñèõîëîãè÷åñêîå êîíñóëüòèðîâàíèå è ïñèõîòåðàïèÿ  Ì., 1999 ã.
  2. Ðîäæåðñ Ê. Âçãëÿä íà ïñèõîòåðàïèþ. Ñòàíîâëåíèå ÷åëîâåêà  Ì., 2004 ã.
  3. Ðóêîâîäñòâî ïî ïñèõîòåðàïèè / ïîä ðåä. Â.Ê. Ðîæêîâà, Ì., 1989 ã.
  4. Ôðàíêë Â. ×åëîâåê â ïîèñêàõ ñìûñëà  Ì., 1990 ã.

     5.      ×èñòÿêîâà Ì.È. Ïñèõîãèìíàñòèêà  Ì., 2005 ã.

      

Информация о работе Методики и техники современной психотерапии