Методика исследования общительности как системного свойства личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:37, доклад

Краткое описание

Как отмечалось ранее, одной из задач нашего исследования было изучение особенностей общительности студентов.
Исследование общительности как системного свойства их личности проводилось на базе института психологии, педагогики и социальной работы Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина в 2005 – 2008 годах.

Файлы: 1 файл

Методика.docx

— 44.38 Кб (Скачать)

 

общительность играет важную роль в их жизни, проявляет  общительность осознанно, глубоко  понимая сущность этого свойства личности, а часть – ориентируется  лишь на поверхностные житейские  представления о нем и подчас не может отграничить это качество от других. Следовательно, с ними необходима специальная работа по повышению уровня осмысленности этого важнейшего свойства личности.

 

      
Таблица 3
Количество  студентов (в %) с различными уровнями выраженности переменных общительности
                        Частотность

                              проявления

Переменные

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Общественно-деловые  цели 52 35 33
Личностно значимые цели 55 23 42
Социоцентричность 38,3 30,9 30,8
Эгоцентричность 45 20,9 34,1
Осмысленность 50 15,9 34,1
Осведомленность 48,3 21,7 30
Предметность 43,3 23,4 33,3
Субъектность 43,3 23,4 33,3
Интернальность 42,5 23,3 34,2
Экстернальность 37,5 22,5 40
Эргичность 45 25 30
Аэргичность 35,8 18,4 45,8
Стеничность 48,3 21,7 30
Астеничность 39,2 25 35,8
Операциональные

трудности

45,8 16,7 37,5
Личностные

трудности

34,1 20,1 45,8

 

      В инструментально-стилевом аспекте общительности студентов статистически значимыми оказались различия между показателями переменных всех компонентов.

      В динамическом компоненте общительности эргичность, указывающая на сильное стремление к общению, инициативность в завязывании   знакомств,   широкий круг общения,  значительно превышает

      

      

 аэргичность, свидетельствующую о желании побыть в одиночестве, т.е. слабой потребности в общении. У 45% студентов обнаружен высокий, 25% средний и только у 30% низкий уровень эргичности. Возможно, это связано с тем, что в современном обществе востребованы и добиваются успеха активные, инициативные, коммуникабельные люди.

      В регуляторном компоненте интернальная регуляция общительности явно доминирует над экстернальной. Высокий уровень активной саморегуляции у 42,5%, средний – у 23,3% и низкий – у 34,2% студентов. Значит, в основном они надеются и рассчитывают в общении на свои силы и способности, понимают, что от их инициативы зависит, как сложится их взаимодействие с другими людьми. Значительно в меньшей степени их общение зависит от внешних обстоятельств, в которых они действуют импульсивно, считая бесполезным прилагать усилия для завязывания и

поддержания контактов с людьми. Это позволяет сделать предположение о том, что волевая сфера их личности в основном уже сложилась. 

      Эмоциональный компонент общительности студентов свидетельствует о том, что в большинстве случаев реализация этого свойства сопровождается переживанием положительных эмоций радости, восхищения, восторга  и лишь иногда – тревоги, волнения и страха (высокий уровень стеничности у 48,3%, средний – 21,7% и низкий – 30%). Столь яркое проявление стенических эмоций, скорее всего, можно объяснить характерными для студентов первого курса переживаниями радостного чувства взрослости, гордости от того, что они стали студентами, «радужных» надежд, связанных с будущим.  

      В связи с этим, естественно, показатель эмоционально-личностных трудностей в  рефлексивно-оценочном компоненте является минимальным по сравнению со всеми переменными других компонентов (у 45,8% студентов их показатель является низким). Хотя операциональные трудности при реализации общительности, связанные с недостаточным развитием навыков общения, студенты испытывают (у 45,8% они выражены на высоком уровне), что диктует необходимость целенаправленного обучения их приемам и способам реализации общительного поведения.

      Уровни  выраженности переменных различных компонентов общительности определялись следующим образом: значения переменных не менее чем на ¼ стандартного отклонения, ниже средней величины, были отнесены к низкому уровню; превышающие среднюю величину не менее чем на ¼ стандартного отклонения, – к высокому; находящиеся в зоне средних величин (М ± ¼ õ) – к среднему (Сидоренко 2001) (см. табл. 2).

      Таким образом, в целом при реализации общительности студенты первого  курса чаще всего руководствуются  общественно-значимыми целями и  социоцентрическими мотивами, несмотря на то, что она приносит им больше результатов в личностной сфере, проявляют активную

 саморегуляцию и переживают положительные эмоции, хотя и встречаются с операциональными трудностями в процессе общения.

      На  основании количественной выраженности  переменных динамического компонента общительности, точнее высокого, низкого  и среднего уровней эргичности / аэргичности, свидетельствующих о силе стремления к осуществлению общительного поведения, частоте и легкости проявления этого свойства (или наоборот), были выделены общительные (54 человека, составивших 45 % всей выборки) и необщительные (36 человек, 30% выборки) студенты, а также промежуточная между ними группа (30 человек, 25%), которая не принимала участие в дальнейших исследованиях.

      Далее представим особенности общительности общительных студентов.

      В содержательно-смысловом блоке их общительности, как и у всей выборки студентов в целом, доминируют гармонические переменные установочно-целевого (общественно-деловые цели) и мотивационного (социоцентрическая мотивация) и агармоническая переменная (субъектность) продуктивного компонентов, и только между осмысленностью и осведомленностью отсутствуют статистически значимые различия, что свидетельствует о том, что часть общительных cтудентов проявляет общительность осознанно, глубоко понимая сущность и значение этого свойства личности, а часть – ориентируется лишь на поверхностные житейские представления о нем.

      Показатели  гармонических переменных динамического, регуляторного и эмоционального компонентов, составляющих инструментально-стилевой аспект общительности (эргичности, интернальной регуляции и стеничности), в 2 раза превышают показатели соответствующих агармонических. В рефлексивно-оценочном компоненте достаточное количество операциональных и вдвое меньшее – эмоционально-личностных трудностей при реализации этого свойства. Различия между

 

 переменными  внутри всех компонентов этого  блока статистически значимы  (см. табл. 4 и приложение 4).


Информация о работе Методика исследования общительности как системного свойства личности