Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:37, доклад
Как отмечалось ранее, одной из задач нашего исследования было изучение особенностей общительности студентов.
Исследование общительности как системного свойства их личности проводилось на базе института психологии, педагогики и социальной работы Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина в 2005 – 2008 годах.
общительность играет важную роль в их жизни, проявляет общительность осознанно, глубоко понимая сущность этого свойства личности, а часть – ориентируется лишь на поверхностные житейские представления о нем и подчас не может отграничить это качество от других. Следовательно, с ними необходима специальная работа по повышению уровня осмысленности этого важнейшего свойства личности.
Таблица 3 | |||
Количество студентов (в %) с различными уровнями выраженности переменных общительности | |||
Частотность
проявления Переменные |
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Общественно-деловые цели | 52 | 35 | 33 |
Личностно значимые цели | 55 | 23 | 42 |
Социоцентричность | 38,3 | 30,9 | 30,8 |
Эгоцентричность | 45 | 20,9 | 34,1 |
Осмысленность | 50 | 15,9 | 34,1 |
Осведомленность | 48,3 | 21,7 | 30 |
Предметность | 43,3 | 23,4 | 33,3 |
Субъектность | 43,3 | 23,4 | 33,3 |
Интернальность | 42,5 | 23,3 | 34,2 |
Экстернальность | 37,5 | 22,5 | 40 |
Эргичность | 45 | 25 | 30 |
Аэргичность | 35,8 | 18,4 | 45,8 |
Стеничность | 48,3 | 21,7 | 30 |
Астеничность | 39,2 | 25 | 35,8 |
Операциональные
трудности |
45,8 | 16,7 | 37,5 |
Личностные
трудности |
34,1 | 20,1 | 45,8 |
В инструментально-стилевом аспекте общительности студентов статистически значимыми оказались различия между показателями переменных всех компонентов.
В динамическом компоненте общительности эргичность, указывающая на сильное стремление к общению, инициативность в завязывании знакомств, широкий круг общения, значительно превышает
аэргичность, свидетельствующую о желании побыть в одиночестве, т.е. слабой потребности в общении. У 45% студентов обнаружен высокий, 25% средний и только у 30% низкий уровень эргичности. Возможно, это связано с тем, что в современном обществе востребованы и добиваются успеха активные, инициативные, коммуникабельные люди.
В регуляторном компоненте интернальная регуляция общительности явно доминирует над экстернальной. Высокий уровень активной саморегуляции у 42,5%, средний – у 23,3% и низкий – у 34,2% студентов. Значит, в основном они надеются и рассчитывают в общении на свои силы и способности, понимают, что от их инициативы зависит, как сложится их взаимодействие с другими людьми. Значительно в меньшей степени их общение зависит от внешних обстоятельств, в которых они действуют импульсивно, считая бесполезным прилагать усилия для завязывания и
поддержания контактов с людьми. Это позволяет сделать предположение о том, что волевая сфера их личности в основном уже сложилась.
Эмоциональный компонент общительности студентов свидетельствует о том, что в большинстве случаев реализация этого свойства сопровождается переживанием положительных эмоций радости, восхищения, восторга и лишь иногда – тревоги, волнения и страха (высокий уровень стеничности у 48,3%, средний – 21,7% и низкий – 30%). Столь яркое проявление стенических эмоций, скорее всего, можно объяснить характерными для студентов первого курса переживаниями радостного чувства взрослости, гордости от того, что они стали студентами, «радужных» надежд, связанных с будущим.
В связи с этим, естественно, показатель эмоционально-личностных трудностей в рефлексивно-оценочном компоненте является минимальным по сравнению со всеми переменными других компонентов (у 45,8% студентов их показатель является низким). Хотя операциональные трудности при реализации общительности, связанные с недостаточным развитием навыков общения, студенты испытывают (у 45,8% они выражены на высоком уровне), что диктует необходимость целенаправленного обучения их приемам и способам реализации общительного поведения.
Уровни выраженности переменных различных компонентов общительности определялись следующим образом: значения переменных не менее чем на ¼ стандартного отклонения, ниже средней величины, были отнесены к низкому уровню; превышающие среднюю величину не менее чем на ¼ стандартного отклонения, – к высокому; находящиеся в зоне средних величин (М ± ¼ õ) – к среднему (Сидоренко 2001) (см. табл. 2).
Таким образом, в целом при реализации общительности студенты первого курса чаще всего руководствуются общественно-значимыми целями и социоцентрическими мотивами, несмотря на то, что она приносит им больше результатов в личностной сфере, проявляют активную
саморегуляцию и переживают положительные эмоции, хотя и встречаются с операциональными трудностями в процессе общения.
На основании количественной выраженности переменных динамического компонента общительности, точнее высокого, низкого и среднего уровней эргичности / аэргичности, свидетельствующих о силе стремления к осуществлению общительного поведения, частоте и легкости проявления этого свойства (или наоборот), были выделены общительные (54 человека, составивших 45 % всей выборки) и необщительные (36 человек, 30% выборки) студенты, а также промежуточная между ними группа (30 человек, 25%), которая не принимала участие в дальнейших исследованиях.
Далее представим особенности общительности общительных студентов.
В содержательно-смысловом блоке их общительности, как и у всей выборки студентов в целом, доминируют гармонические переменные установочно-целевого (общественно-деловые цели) и мотивационного (социоцентрическая мотивация) и агармоническая переменная (субъектность) продуктивного компонентов, и только между осмысленностью и осведомленностью отсутствуют статистически значимые различия, что свидетельствует о том, что часть общительных cтудентов проявляет общительность осознанно, глубоко понимая сущность и значение этого свойства личности, а часть – ориентируется лишь на поверхностные житейские представления о нем.
Показатели гармонических переменных динамического, регуляторного и эмоционального компонентов, составляющих инструментально-стилевой аспект общительности (эргичности, интернальной регуляции и стеничности), в 2 раза превышают показатели соответствующих агармонических. В рефлексивно-оценочном компоненте достаточное количество операциональных и вдвое меньшее – эмоционально-личностных трудностей при реализации этого свойства. Различия между
переменными внутри всех компонентов этого блока статистически значимы (см. табл. 4 и приложение 4).
Информация о работе Методика исследования общительности как системного свойства личности