Методика исследования общительности как системного свойства личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:37, доклад

Краткое описание

Как отмечалось ранее, одной из задач нашего исследования было изучение особенностей общительности студентов.
Исследование общительности как системного свойства их личности проводилось на базе института психологии, педагогики и социальной работы Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина в 2005 – 2008 годах.

Файлы: 1 файл

Методика.docx

— 44.38 Кб (Скачать)

      2.1. Методика исследования  общительности как  системного свойства  личности 

      Как отмечалось ранее, одной из задач  нашего исследования было изучение особенностей общительности студентов.

      Исследование  общительности как системного свойства их личности проводилось на базе института  психологии, педагогики и социальной работы Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина в 2005 – 2008 годах.

      В исследовании приняли участие 120 студентов, обучающихся на первом курсе по специальностям «Психология» и «Педагогика и методика начального образования», в возрасте 17-18 лет (из них юношей 4,2% и девушек 95,8%).

      Особенности общительности студентов исследовались  с помощью коррекционно-диагностического теста нового поколения «Общительность» А.И. Крупнова (см. приложение № 1), который, как мы уже указывали выше, базируется на его концепции многомерно-функциональной организации свойств личности и дает возможность выявить многомерное строение данного свойства, определив 8 его основных компонентов: установочно-целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторно-волевой и рефлексивно-оценочный, каждый из которых содержит гармоническую переменную, облегчающую реализацию свойства и способствующую его развитию, и агармоническую, которая, напротив, затрудняет его реализацию (см. рис. 1 на С. 24).

      Установочно-целевой компонент общительности, содержащий конкретные цели, установки, намерения, стремления субъекта к межличностному взаимодействию, а также общую программу инструментально-смыслового обеспечения, включал в себя общественно-деловые цели, под которыми подразумевались цели, значимые в обществе и деятельности человека (достижение общественного признания, успешность в деятельности, получение опыта, стремление быть уважаемым человеком и т.д.), и личностно-значимые цели (поддержание своего здоровья, достижение материального благополучия, устройство семейной жизни, обретение самостоятельности и т.д.).

      Динамический  компонент общительности характеризовался силой стремления к общению, частотой контактов человека с другими людьми, инициативностью в завязывании знакомств, легкостью вступления в общение, широтой контактов в общении. Эргичность предполагала легкость и непринужденность проявления общительности, склонность проявлять ее даже при неблагополучных обстоятельствах, способность без труда находить контакт с любым человеком и др., а аэргичность – узость круга общения, частые затруднения в ходе общения, отсутствие желания контактировать с людьми, необходимость в каком-либо толчке для проявления общительности, намерение побыть одному, и др.

      Основу  эмоционального компонента составляло доминирование различных эмоций в ходе общения: стенических, под которыми понималась совокупность положительных эмоций, сопровождающих общение (чувства радости, восхищения от самого процесса общения, творческого отношения к нему, оптимизма и т.д.), или астенических – комплекса отрицательных эмоций в ходе общения (страха при мысли быть отвергнутым, чувства тревоги и настороженности при знакомстве с новыми людьми, волнения, неловкости, смущения в новой обстановке и т.д.).

      Сущность  регуляторно-волевого аспекта общительности отражали интернальность (активная саморегуляция), т.е. самостоятельность личности в проявлении общительности, надежда на себя, свои силы и возможности, убеждение в том, что от самого себя зависит то, как сложатся отношения с другими людьми,  или экстернальность (пассивная саморегуляция) – зависимость личности от внешних условий и факторов, убежденность в том, что успех общения зависит от внешних условий, от везения, от того, как сложатся обстоятельства, поэтому бесполезно прилагать какие-либо усилия для завязывания знакомств и поддержания контактов между людьми и т.д.

      В структуру мотивационного компонента входили социоцентричность мотивов, которая проявлялась в желании обрести новых друзей, в необходимости совместного выполнения различных видов деятельности, в стремлении принять участие в делах коллектива, заслужить признание и уважение людей, оказать помощь, проявить заботу об окружающих, и эгоцентричность, характеризовавшаяся намерением заниматься своими личными проблемами, удовлетворением собственных потребностей и интересов, желанием узнать самого себя, определиться в жизни, не отстать от других.

      Когнитивный компонент включал в себя осмысленность (глубину осознания роли и места данного качества в жизнедеятельности человека, высокий уровень обобщенности общительности) и осведомленность (поверхностность суждений о данном свойстве, неумение разграничить общительность с другими личностными свойствами).

      Продуктивный (результативный) компонент общительности свидетельствовал об использовании общительности в предметно-деятельностной сфере для решения практических задач, для налаживания межличностных отношений, снятия эмоционального напряжения у других людей, получения новой информации или сфере субъектно-личностной для самовыражения и самосовершенствования.

      Суть  рефлексивно-оценочного компонента состояла в оценивании человеком  операциональных трудностей в общении, проявлявшихся в сложности заговорить с малознакомыми людьми, трудности удержания начатой беседы, недостаточном владении навыками общения, или эмоционально-личностных трудностей, к которым были отнесены стеснение при нахождении в центре внимания, трудности в выражении своих мыслей из-за своей стеснительности, боязнь оказаться в неловком положении во время общения.

      Студентам было предложено оценить, насколько  каждое утверждение опросника соответствует их представлениям о себе, выбирая ответ из семи возможных вариантов (1 – вовсе нет; 2 – нет; 3 – пожалуй, нет; 4 – нечто среднее; 5 – пожалуй, да; 6 – да; 7 – несомненно, да). При подсчете учитывались утверждения, на которые были даны положительные ответы (индексы «4», «5», «6», «7»). Соответственно, максимально возможная сумма баллов по одной переменной равнялась 70, минимальная – 0 баллам.

      Исследование  проводилось поэтапно. На первом этапе изучалась количественная выраженность и соотношение переменных различных компонентов общительности у всей выборки студентов.  Анализировались особенности структуры общительности общительных и необщительных студентов, группы которых были выделены на основании выраженности переменных динамического компонента, определяемого по силе и устойчивости  стремлений к общению, инициативности в завязывании знакомств и в процессе общения, широте контактов и т.п. Проводился сравнительный количественный, корреляционный и факторный анализ их структур.

      На  втором этапе изучались особенности личностной адаптированности всей выборки студентов, а также групп студентов с различным уровнем выраженности общительности. Проводился сравнительный количественный, корреляционный и факторный анализ структур адаптированности общительных и необщительных студентов.

      На  третьем этапе с помощью совместных корреляционного и факторного анализа выявлялись соотношения переменных общительности и личностной адаптированности двух сравниваемых групп студентов (см. рис. 2). 

      2.2. Особенности структурной  организации общительности  общительных и  необщительных студентов 

      Представим  результаты, полученные в ходе эмпирического  исследования общительности студентов  как системных свойств их личности.

        

      Начнем  с анализа количественной выраженности и соотношений переменных общительности  у  всей выборки студентов первого курса (см. табл. 1, 3 и рис. 3).

      В содержательно-смысловом аспекте общительности в установочно-целевом компоненте доминируют общественно-деловые цели. Это указывают на то, что общительность большинства cтудентов первого курса (у 52% − высокий, у 35% − средний и у 33% − низкий уровни общественно-деловой направленности) нацелена прежде всего на достижение общественного признания, успешность в деятельности, получение опыта, стремление заслужить уважение окружающих и т.д.

      В мотивационном компоненте общительности также более выражена социоцентрическая  направленность (у 38,3% − высокий, у 30,9% – средний и лишь у 30,8% – низкий уровень). Значит, большинство из них стремятся как можно скорее наладить дружеские отношения с окружающими, содействовать решению проблем, стоящих перед группой, проявить заботу о других людях. Реже общительность выступает для них средством достижения материального благополучия, удовлетворения собственных желаний и потребностей, несмотря  на современные эгоистические тенденции развития личности в обществе и сложности адаптации на первом курсе.

      Хотя  в продуктивном компоненте общительности при достаточно высоких показателях обеих переменных более выражена результативность общительного поведения в личностной сфере (для самовыражения, самоактуализации, саморазвития и т.д.) (у 43,3% − высокий, у 23,4% – средний и у 33,3% – низкий уровни).

      В содержательно-смысловом аспекте общительности лишь в когнитивном  компоненте  различия  между переменными оказались

Таблица 1
Особенности общительности студентов  первого курса       
Компоненты Переменные Средние значения

в баллах

t – критерий Уровень значимости
Установочно

-целевой

Общественно-

деловые цели

42,04 3,74 0,000
Личностно

значимые цели

36,8
Мотива-ционный Социоцентричность 42,59 4,09 0,000
Эгоцентричность 36,81
Когнитивный Осмысленность 47,43 -1,54 0,124
Осведомленность 49,41
Продуктивный Предметность 42,62 - 3,25 0,001
Субъектность 47,55
Регуляторный Интернальность 44,05 11,33 0,000
Экстернальность 24,45
Динамический Эргичность 40,72 9,16 0,000
Аэргичность 27,96
Эмоцио-нальный Стеничность 48,23 15,39 0,000
Астеничность 24,18
Рефлексивно-

оценочный

Операциональные трудности 34,55 9,18 0,000
Личностные  трудности 20,29
 
Примечание: достоверные различия выделены жирным шрифтом и цветным фоном.

 

статистически незначимыми (высокий уровень осмысленности  у 50%, осведомленности у 48,3%, а низкий соответственно у 34,1% и 30% студентов) (см. приложение 2), т.е. их количественная выраженность свидетельствовала о том, что  часть cтудентов первого курса, осознавая, что

 

      
Таблица 2
Значения  среднего уровня различных  показателей общительности
Переменные Среднее Стандартное отклонение ¼ стандартного отклонения Значение среднего уровня переменных общительности
Общественно-деловые  цели 42,04 9,81 2,45 39,5 – 44,5
Личностно значимые цели 36,8 11,61 2,9 33,9 – 39,7
Социо-центричность 42,59 9,96 2,49 40,1 -  45,08
Эгоцентричность 36,81 11,82 2,95 33,7 – 39,8
Осмысленность 47,43 9,73 2,43 45 – 49,9
Осведомленность 49,41 10,08 2,52 46,9 – 51,9
Предметность 42,62 11,96 2,99 39,6 – 45,6
Субъектность 47,54 11,43 2,85 44,7 – 50,04
Интернальность 44,05 10,97 2,74 41,3 – 46,8
Экстернальность 24,45 11,72 2,93 24,95 – 30,1
Эргичность 40,72 11,02 2,75 37,9 – 43,4
Аэргичность 27,96 10,54 2,63 25,3- 30,6
Стеничность 48,23 11,1 2,77 45,5 – 51
Астеничность 24,18 13,02 3,25 20,9 – 27,4
Операциональные

трудности

34,55 9,78 2,44 32,11 – 37
Личностные

трудности

20,29 13,94 3,48 16,8 – 23,8

Информация о работе Методика исследования общительности как системного свойства личности