Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 04:27, реферат
Основоположником социометрии является известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, И.П. Волкова и др.
Термин "социометрия" означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.
Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений
«Социометрия».
Сведения о методике.
Основоположником социометрии является известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, И.П. Волкова и др.
Термин "социометрия" означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.
Применение социометрической техники основывается на том, что вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние.
Таким образом, наиболее общей целью социометрии является изучение неофициальной структуры социальной группы. Социометрическая техника позволяет осуществлять:
Социометрическая процедура.
Процедура проведения социометрического обследования группы заключается в том, что каждому члену группы (обследование желательно проводить одновременно со всеми) предлагается сделать выбор в пользу определенного числа человек своей группы по заданным критериям. В зависимости от цели проведения социометрии, экспериментатор может произвольно задавать критерии социометрического выбора. Рекомендуемое социометрическое ограничение (количество выборов) составляет 4-5 выборов для группы в 20-25 человек.
Определение числа выборов для разных по численности групп можно произвести по следующей таблице:
Число членов группы |
Социометрическое ограничение |
5-7 |
1 |
8-11 |
2 |
12-16 |
3 |
17-21 |
4 |
22-26 |
5 |
27-31 |
6 |
32-36 |
7 |
Приведем пример наиболее часто используемого варианта социометрии, который выявляет структуру личных и деловых отношений в группе (например, в группе из 16 учащихся).
Испытуемые получают устную инструкцию или письменное указание на карточке:
ФИО…………………………………………………………………..
Выберите, пожалуйста, по каждому пункту не более 3-х человек из вашего класса, ответив на следующие вопросы:
№ |
Критерии |
Выборы | ||
1 |
Кого бы Вам хотелось пригласить на свой день рождения |
|||
2 |
Кого бы Вы никогда не пригласили на свой день рождения |
|||
3 |
С кем бы Вам хотелось участвовать в подготовке проекта к олимпиаде |
|||
4 |
С кем бы Вам не хотелось участвовать в подготовке проекта к олимпиаде |
При формулировке вопросов следует помнить, что отрицательный выбор (в данном примере 2 и 4) должен формулироваться так же, как и положительный выбор по этому критерию («хотелось» - «не хотелось», «пригласили» - «не пригласили»). При этом экспериментатор в качестве ситуаций, измеряющих тот или иной критерий, выбирает ситуации, актуальные для данного возраста и вида деятельности (например, учебная деятельность в младшем или старшем школьном возрасте). Помимо личных или деловых отношений выборы могут касаться доверительных отношений, авторитета в тех или иных вопросах и т. д. в зависимости от цели обследования.
После того, как социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки.
Количественный анализ.
Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков. Типичными способами количественной обработки результатов являются:
1 этап. Первым этапом математической обработки является построение социоматрицы.
Социоматрица дает возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу положительных и отрицательных выборов, установить предпочтения в группе.
Для удобства построения социоматрицы рекомендуется вначале составить сводную таблицу выборов, где каждому члену группы присваивается тот порядковый номер, который соответствует его фамилии в списке группы по алфавиту.
Пример:
Сводная таблица выборов 9 «А» класса.*
ФИО |
Деловые отношения |
Личные отношения | ||
Положит. выбор |
Отрицат. выбор |
Положит. выбор |
Отрицат. выбор | |
1.Алехина А. |
6, 14, 16 |
2, 4, 13 |
6, 14, 15 |
2, 8, 13 |
2.Баранова Е. |
8, 10, 11 |
3, 7, 9 |
8, 15, 11 |
7, 9 |
3. Гладина О. |
4, 7 |
12, 14 |
4, 7 |
11, 12, 14 |
4. Домова О. |
3, 11, 14 |
5, 6 |
3, 11 |
5, 9, 10 |
5…………. |
- |
- |
- |
- |
6…………. |
- |
- |
- |
- |
…………… |
- |
- |
- |
- |
…………… |
- |
- |
- |
- |
…………… |
- |
- |
- |
- |
16.Щетинин А. |
7, 15, 16 |
9, 10, 14 |
7, 8, 10 |
1, 4, 5 |
*Таким образом, как следует из таблицы, Алехина А. (№1) делает отрицательный выбор по деловым отношениям в пользу Барановой Е. (№2), Домовой О. (№4) и учащегося №13. Баранова Е. отдает предпочтения в личных отношениях членам группы №№ 8, 10 и 11.
Результаты выборов заносятся в матрицу с помощью условных обозначений. В одной социоматрице могут быть представлены выборы сразу по нескольким критериям либо картина выборов может быть дана по одному критерию (например, только положительные выборы) в каждой матрице.
Пример социоматрицы для группы, численностью N членов.
Деловые отношения: положительный отрицательный критерии.
№ |
Фамилия: Кто выбирает |
Кого выбирают | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
… |
… |
… |
… | ||
1 |
А…ва |
- |
+ |
- |
… |
… |
… |
… | |
2 |
Б…ов |
- |
… |
… |
… |
… |
… | ||
3 |
Г…ов |
+ |
+ |
… |
… |
… |
… | ||
4 |
Д…ин |
- |
+ |
… |
… |
… |
… | ||
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… | |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… | |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… | |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… | |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… | |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
||
N |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
∑ (+) выборов |
1 |
0 |
2 |
1 |
… |
… |
… |
… | |
∑ (-) выборов |
0 |
2 |
1 |
1 |
… |
… |
… |
… | |
Взаимные выборы |
1+ |
0 |
1+ |
1+ |
… |
… |
… |
… |
Примечание: + положительный выбор; - отрицательный выбор
Таким образом, социоматрица позволяет сопоставить числовые значения статуса того или иного члена группы и определить количество взаимных выборов.
2 этап. Построение социограммы.
Социограмма — схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий.
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, так как она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости с помощью специальных знаков (рис. 1).
Рис. 1
Коллективная социограмма позволяет представить структуру отношений в группе, выделить подгруппы, "популярных", "непопулярных", "отвергаемых" членов группы, выделить лидера из группы "популярных". Социограмма позволяет сделать предположение о стиле лидерства, судить о сплоченности группы.
Для различения пола членов группы обозначают:
▲ мужчина
● женщина
■ Члены группы, отсутствующие при проведении исследований.
На социограмме членов группы обозначают кружком или треугольником, в который вписывается его номер из группового списка. Для улучшения читабельности социограмм обычно ограничиваются отображением связей одного порядка: либо положительных выборов, либо отрицательных.
При построении социограммы используют следующие обозначения:
—> положительный выбор
< — > взаимный положительный выбор
> отрицательный выбор
< > взаимный отрицательный выбор
(Примечание:
положительный выбор можно
Обычно составляют несколько коллективных социограмм для одной группы: социограммы взаимных положительных выборов и взаимных отрицательных связей. Таким образом, для анализа группы по двум сферам взаимоотношений – деловых и личных – необходимо построить 4 социограммы: «Деловые отношения. Позитивный критерий», «Деловые отношения. Негативный критерий», «Личные отношения. Позитивный критерий» и «Личные отношения. Негативный критерий».
В настоящее время наиболее популярными являются социограммы-мишени. При ее построении члены группы делятся на "популярных" (более 5 положительных выборов), "средних" (2 – 5 положительных выборов) и "непопулярных" (0 – 1 положительных выборов). Испытуемые, входящие в группу "популярных", помещаются при этом в центр нескольких концентрических кругов, "средние" - во второе внутреннее кольцо, "непопулярные" – в третье наружное кольцо (рис. 2). При этом человек, набравший наибольшее количество выборов, является лидером и помещается в центр внутреннего круга, а «отвергаемые» (получившие наибольшее число отрицательных выборов и ни одного положительного) - на самой периферии наружного кольца. Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга.
Информация о работе Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия»