Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 04:27, реферат

Краткое описание

Основоположником социометрии является известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, И.П. Волкова и др.
Термин "социометрия" означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Файлы: 1 файл

Sotsiometria.doc

— 144.00 Кб (Скачать)


Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений

«Социометрия».

Сведения о методике.

Основоположником социометрии является известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, И.П. Волкова и др.

Термин "социометрия" означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Применение социометрической техники основывается на том, что вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние.

Таким образом, наиболее общей целью социометрии является изучение неофициальной структуры социальной группы. Социометрическая техника позволяет осуществлять:

  • диагностику межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования;
  • изучение типологии социального поведения людей в условиях групповой деятельности;
  • изучение социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

 

 

 

 

Социометрическая процедура.

Процедура проведения социометрического  обследования группы заключается в  том, что каждому члену группы (обследование  желательно проводить одновременно со всеми) предлагается сделать выбор в пользу определенного числа человек своей группы по заданным критериям. В зависимости от цели проведения социометрии, экспериментатор может произвольно задавать критерии социометрического выбора. Рекомендуемое социометрическое ограничение (количество выборов) составляет 4-5 выборов для группы в 20-25 человек.

Определение числа выборов  для разных по численности групп  можно произвести по следующей таблице:

Число членов группы

Социометрическое  ограничение

5-7

1

8-11

2

12-16

3

17-21

4

22-26

5

27-31

6

32-36

7


 

Приведем пример наиболее часто используемого варианта социометрии, который выявляет структуру личных и деловых отношений в группе (например, в группе из 16 учащихся).

Испытуемые получают устную инструкцию или письменное указание на карточке:

 

ФИО…………………………………………………………………..

Выберите, пожалуйста, по каждому пункту не более 3-х человек из вашего класса, ответив на следующие вопросы:

Критерии

Выборы

1

Кого бы Вам хотелось пригласить на свой день рождения

     

2

Кого бы Вы никогда  не пригласили на свой день рождения

     

3

С кем бы Вам хотелось участвовать в подготовке проекта к олимпиаде

     

4

С кем бы Вам не хотелось участвовать в подготовке проекта  к олимпиаде

     

 

При формулировке вопросов следует помнить, что отрицательный  выбор (в данном примере 2 и 4) должен формулироваться так же, как и положительный  выбор по этому критерию («хотелось» - «не хотелось», «пригласили» - «не пригласили»). При этом экспериментатор в качестве ситуаций, измеряющих тот или иной критерий, выбирает ситуации, актуальные для данного возраста и вида деятельности (например, учебная деятельность в младшем или старшем школьном возрасте). Помимо личных или деловых отношений выборы могут касаться доверительных отношений, авторитета в тех или иных вопросах и т. д. в зависимости от цели обследования.

После того, как социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки.

 

Количественный  анализ.

Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков. Типичными способами количественной обработки результатов являются:

    • табличный (социоматрица),
    • графический (социограмма),
    • индексологический.

 

1 этап. Первым этапом математической обработки является построение социоматрицы.

Социоматрица дает возможность  представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу положительных и отрицательных выборов, установить предпочтения в группе.

Для удобства построения социоматрицы рекомендуется вначале  составить сводную таблицу выборов, где каждому члену группы присваивается тот порядковый номер, который соответствует его фамилии в списке группы по алфавиту.

Пример:

Сводная таблица  выборов 9 «А» класса.*

ФИО

Деловые отношения

Личные отношения

Положит. выбор

Отрицат. выбор

Положит. выбор

Отрицат. выбор

1.Алехина А.

6, 14, 16

2, 4, 13

6, 14, 15

2, 8, 13

2.Баранова Е.

8, 10, 11

3, 7, 9

8, 15, 11

7, 9

3. Гладина О.

4, 7

12, 14

4, 7

11, 12, 14

4. Домова О.

3, 11, 14

5, 6

3, 11

5, 9, 10

5………….

-

-

-

-

6………….

-

-

-

-

……………

-

-

-

-

……………

-

-

-

-

……………

-

-

-

-

16.Щетинин А.

7, 15, 16

9, 10, 14

7, 8, 10

1, 4, 5


*Таким образом, как следует из таблицы, Алехина А. (№1) делает отрицательный выбор по деловым отношениям в пользу Барановой Е. (№2), Домовой О. (№4) и учащегося №13. Баранова Е. отдает предпочтения в личных отношениях членам группы №№ 8, 10 и 11.

Результаты выборов  заносятся в матрицу с помощью  условных обозначений. В одной социоматрице могут быть представлены выборы сразу  по нескольким критериям либо картина  выборов может быть дана по одному критерию (например, только положительные выборы) в каждой матрице.

 

Пример  социоматрицы для группы, численностью N членов.

Деловые отношения: положительный  отрицательный  критерии.

 

Фамилия:

Кто выбирает

 

Кого выбирают

1

2

3

4

1

А…ва

 

-

+

-

2

Б…ов

   

-

3

Г…ов

+

   

+

4

Д…ин

 

-

+

 

 

 

 

 

 

 

 

N

∑ (+) выборов

1

0

2

1

∑ (-) выборов

0

2

1

1

Взаимные выборы

1+

0

1+

1+


 

Примечание: + положительный выбор; - отрицательный выбор

 

Таким образом, социоматрица позволяет сопоставить числовые значения статуса того или иного  члена группы и определить количество взаимных выборов.

 

2 этап. Построение  социограммы.

Социограмма — схематическое изображение  реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, так как она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Социограмма позволяет  произвести сравнительный анализ структуры  взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости с помощью специальных знаков (рис. 1).

 

 Рис. 1

Коллективная  социограмма позволяет представить структуру отношений в группе, выделить подгруппы, "популярных", "непопулярных", "отвергаемых" членов группы, выделить лидера из группы "популярных". Социограмма позволяет сделать предположение о стиле лидерства, судить о сплоченности группы.

Для различения пола членов группы обозначают:

▲ мужчина

● женщина

■ Члены группы, отсутствующие при проведении исследований.

На социограмме членов группы обозначают кружком или треугольником, в который вписывается его номер из группового списка. Для улучшения читабельности социограмм обычно ограничиваются отображением связей одного порядка: либо положительных выборов, либо отрицательных.

При построении социограммы  используют следующие обозначения:

  —>  положительный выбор

   < — > взаимный положительный выбор

> отрицательный выбор

< > взаимный отрицательный выбор

(Примечание: положительный выбор можно обозначать  стрелкой черного цвета, отрицательный  – красного)

Обычно составляют несколько коллективных социограмм для одной группы: социограммы взаимных положительных выборов и взаимных отрицательных связей. Таким образом, для анализа группы по двум сферам взаимоотношений – деловых и личных – необходимо построить 4 социограммы: «Деловые отношения. Позитивный критерий», «Деловые отношения. Негативный критерий», «Личные отношения. Позитивный критерий» и «Личные отношения. Негативный критерий».

В настоящее время наиболее популярными являются социограммы-мишени. При ее построении члены группы делятся на "популярных" (более 5 положительных выборов), "средних" (2 – 5 положительных выборов) и "непопулярных" (0 – 1 положительных выборов). Испытуемые, входящие в группу "популярных", помещаются при этом в центр нескольких концентрических кругов, "средние" - во второе внутреннее кольцо, "непопулярные" – в третье наружное кольцо (рис. 2). При этом человек, набравший наибольшее количество выборов, является лидером и помещается в центр внутреннего круга, а «отвергаемые» (получившие наибольшее число отрицательных выборов и ни одного положительного) - на самой периферии наружного кольца. Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга.

Информация о работе Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия»