Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:05, реферат
Предмет исследования: характер человека.
Задачами данной работы являются:
- составить общее представление о характере и рассмотреть его типы;
- сопоставить характер с другими типами личности;
- рассмотреть модели формирования и развития характера.
Содержание
Введение………………………………………………………………..….3
1. Характер как система наиболее устойчивых черт личности
1.1. Характеристика и типология характеров……………..….4
1.2. Формирование и развитие характера…………………… 11
1.3. Личность и характер человека…….………..…………….16
2. Эмпирическое изучение характера
2.1. Психологический тест по определению характера человека по его рисункам…………………………………20
2.2. Психологический тест для определения характера и темперамента человека…………………………………….22
Заключение……………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………..28
Как было отмечено выше, характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок, прежде всего, подражает своим близким. При помощи прямого учения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.
Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.[9]
Весьма
важны для становления
Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества - эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит вглубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.
Те
свойства характера, которые наиболее
ярко проявляются в труде - трудолюбие,
аккуратность, добросовестность, ответственность,
настойчивость, - складываются несколько
позже, в раннем и дошкольном детстве.
Они формируются и закрепляются
в играх детей и доступных
им видах домашнего труда. Сильное
влияние на их развитие оказывает
адекватная возрасту и потребностям
ребенка стимуляция со стороны взрослых.
В характере ребенка
В
начальных классах школы
В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.[2]
Следует
отметить, что характер не является
застывшим образованием, а формируется
и трансформируется на протяжении всего
жизненного пути человека. Характер не
является фатально предопределенным.
Хотя он и обусловлен объективными
обстоятельствами жизненного пути человека,
сами эти обстоятельства изменяются
под влиянием поступков человека.
Поэтому после окончания
Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т. е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, которые хотел бы выработать у себя. Неоценимую помощь в воспитании характера оказывают старшие, поэтому большинство людей стремится найти себе хорошего наставника. Неслучайно на Востоке говорят: “Если есть ученик, учитель найдется”. В этом высказывании заложен глубокий смысл. Никакой учитель не в состоянии обучить того, кто не хочет учиться. Тот, кто хочет учиться, всегда найдет, на кого ему равняться.
Пример
для подражания не обязательно должен
быть реальным. Это может быть киногерой
или герой литературного
Наиболее
эффективным средством
В
характере каждой личности всегда есть
черты, отражающие своеобразие ее жизненного
пути, поэтому характер человека —
сгусток его биографии. Но вместе
с тем в любом характере
в еще большей степени
Формировать личность — значит стремиться формировать характер. Но надо понять и обратную закономерность: формировать характер учащегося — значит формировать нужные ему черты личности. О формировании характера говорят: «Посеешь поступок — пожнешь привычку. Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу».
Характер складывается вследствие интеграции различных свойств личности, формирующихся под влиянием жизни и воспитания. Интегрирование свойств подчинено определенным закономерностям.
Доминирующее
в направленности личности как бы
определяет избирательный характер
переживаний и волевой
Отсюда
вытекает вывод: для формирования цельного
и социального ценного
Теперь обратимся к выяснению того, как соотносятся характер и личность.
В
общей структуре личности характер
занимает центральное место, объединяя
все другие свойства и особенности
поведения. Характер человека, несомненно,
влияет на его познавательные процессы
- восприятие, внимание, воображение, мышление
и память. Это влияние осуществляется
через волевые и
От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающие мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.[1]
Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по смыслу черта - замкнутость, а также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, - экстраверсия и интроверсия. Много полезного в понимание генезиса и функционирования этих черт характера внес К. Юнг1. "Рассматривая течение человеческой жизни, - писал он, - мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого - прежде всего его собственной внутренней жизнью"2.[11]
Первый
тип людей можно назвать
Экстраверсия
и интроверсия как черты
С
экстраверсией связаны
Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.
Характер
взаимосвязан с другими сторонами
личности, в частности с темпераментом
и способностями. Характер, как и
темперамент, является достаточно устойчивым
и мало изменяемым. Темперамент влияет
на форму проявления характера, своеобразно
окрашивая те или иные его черты.
Так, настойчивость у холерика выражается
в кипучей деятельности, у флегматика
- в сосредоточенном обдумывании.
Холерик трудится энергично, страстно,
флегматик - методично, не спеша. С другой
стороны, и сам темперамент
Информация о работе Механизм познания, формирования и развития характера