Механизм познания, формирования и развития характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:05, реферат

Краткое описание

Предмет исследования: характер человека.
Задачами данной работы являются:
- составить общее представление о характере и рассмотреть его типы;
- сопоставить характер с другими типами личности;
- рассмотреть модели формирования и развития характера.

Оглавление

Содержание
Введение………………………………………………………………..….3
1. Характер как система наиболее устойчивых черт личности
1.1. Характеристика и типология характеров……………..….4
1.2. Формирование и развитие характера…………………… 11
1.3. Личность и характер человека…….………..…………….16
2. Эмпирическое изучение характера
2.1. Психологический тест по определению характера человека по его рисункам…………………………………20
2.2. Психологический тест для определения характера и темперамента человека…………………………………….22
Заключение……………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Реферат основная.docx

— 49.73 Кб (Скачать)

     Как было отмечено выше, характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка  играет его общение с окружающими  его людьми. В свойственных для  него поступках и формах поведения  ребенок, прежде всего, подражает своим  близким. При помощи прямого учения через подражание и эмоциональное  подкрепление он усваивает формы  поведения взрослых.

     Сензитивным периодом для становления характера  можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно  общаются как с окружающими взрослыми  людьми, так и со сверстниками. В  этот период они открыты для воздействий  со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность  воздействовать на него словом, поступком  и действием, что создает благоприятные  условия для закрепления нужных форм поведения.[9]

     Весьма  важны для становления характера  ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится  к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют  мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и  обзаведется собственной семьей.

     Раньше  других в характере человека закладываются  такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные  им качества - эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются  данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит вглубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

     Те  свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде - трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, - складываются несколько  позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных  им видах домашнего труда. Сильное  влияние на их развитие оказывает  адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются  и закрепляются в основном такие  черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).

     В начальных классах школы оформляются  черты характера, проявляющиеся  в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка  с окружающими за счет множества  новых школьных друзей, а также  учителей. Если то, что ребенок как  личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие  черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в  течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения  со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными  внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка  характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место  частичное изменение черт характера  и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что  от него требует школа.

     В подростковом возрасте активно развиваются  и закрепляются волевые черты  характера, а в ранней юности формируются  базовые нравственные, мировоззренческие  основы личности. К окончанию школы  характер человека можно считать  в основном сложившимся, и то, что  происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.[2]

     Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется  и трансформируется на протяжении всего  жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку  характер складывается в зависимости  от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые  вырабатывает у себя человек, от дел  и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической  литературе рассматривается как  процесс самовоспитания.

     Самовоспитание  характера предполагает, что человек  способен освободиться от излишнего  самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это  позволит ему определить цель работы над собой, т. е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, которые хотел бы выработать у себя. Неоценимую помощь в воспитании характера оказывают старшие, поэтому  большинство людей стремится  найти себе хорошего наставника. Неслучайно на Востоке говорят: “Если есть ученик, учитель найдется”. В этом высказывании заложен глубокий смысл. Никакой  учитель не в состоянии обучить  того, кто не хочет учиться. Тот, кто  хочет учиться, всегда найдет, на кого ему равняться.

     Пример  для подражания не обязательно должен быть реальным. Это может быть киногерой  или герой литературного произведения, отличающийся глубокой принципиальностью  и исключительной твердостью характера, герой войны, передовой ученый и  т. д. Кроме этого, особое значение в  формировании характера принадлежит  общественной деятельности человека, активное участие в которой развивает  чувство ответственности перед  коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга.

     Наиболее  эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в  работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому  мы вправе утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется  в деятельности.[9]

     В характере каждой личности всегда есть черты, отражающие своеобразие ее жизненного пути, поэтому характер человека —  сгусток его биографии. Но вместе с тем в любом характере  в еще большей степени представлены черты, отражающие качества, общие для  людей конкретно-исторической эпохи. Общее, особенное и единичное  в личности всегда находится в  единстве и взаимопроникновении, и  это единство должно лежать в основе формирования личности и характера.

     Формировать личность — значит стремиться формировать  характер. Но надо понять и обратную закономерность: формировать характер учащегося — значит формировать  нужные ему черты личности. О формировании характера говорят: «Посеешь поступок — пожнешь привычку. Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу».

     Характер складывается вследствие интеграции различных свойств личности, формирующихся под влиянием жизни и воспитания. Интегрирование свойств подчинено определенным закономерностям.

     Доминирующее  в направленности личности как бы определяет избирательный характер переживаний и волевой активности, подчиняет и тормозит образование  тех свойств личности, которые  не отвечают основной направленности.[10]

     Отсюда  вытекает вывод: для формирования цельного и социального ценного характера  необходимо, всесторонне развивая личность, постоянно обращать внимание на образование  социально значимого ядра характера. Поэтому при воспитании характера  следует отчетливо представлять нравственно-психологический идеал  положительного характера нового человека. Реализация программы - дело очень сложное. Для этого необходимо хорошо знать  пути и средства эффективного формирования характера, индивидуальные и возрастные особенности личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Личность  и характер человека
 

     Теперь  обратимся к выяснению того, как  соотносятся характер и личность.

     В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя  все другие свойства и особенности  поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы - восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная  жизнь человека находится под  прямым влиянием характера. То же самое  можно сказать о мотивации  и о самой воле. В первую очередь  характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

     От  других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью  и, как мы смогли убедиться, более  ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически  в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее  устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающие мозг человека, а также  происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной  нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может  меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут  происходить в период жизненных  кризисов, которые также нельзя рассматривать  как вполне нормальные явления.[1]

     Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную  устойчивость, является общительность  или связанная с ней по смыслу черта - замкнутость, а также более  общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, - экстраверсия и  интроверсия. Много полезного в  понимание генезиса и функционирования этих черт характера внес К. Юнг1. "Рассматривая течение человеческой жизни, - писал он, - мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого - прежде всего его собственной внутренней жизнью"2.[11]

     Первый  тип людей можно назвать экстравертированньш, второй - интровертированным.

     Экстраверсия  и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению  к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем дело с общительным  человеком, проявляющим всегда и  везде особый интерес к тому, что  происходит вокруг. В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных  интересов. Интровертированная личность ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний мир  ставит выше своих внутренних субъективных переживаний. Такова самая общая  характеристика этих двух, наиболее распространенных типов личности, основанных на разных чертах характера. Рассмотрим подробнее  их другие психологические особенности.

     С экстраверсией связаны определенные акцентуации характеров, в частности  экзальтированность, демонстратив-ность, возбудимость, гипертимность, сензитивность. Все эти черты характера, вместе взятые, обычно образуют единый комплекс и встречаются у человека совместно. Человека, обладающего таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к  тому, что вокруг него происходит. Он живо откликается на соответствующие  события и как бы ими живет. Интроверсия коррелирует с иной совокупностью личностных черт, в  первую очередь с тревожностью, педантичностью, шизоидностью, истероидностью, психастеничностью. Люди, имеющие этот комплекс характерологических  особенностей, отличаются отстраненностью от происходящего вокруг, отчужденностью, независимостью.[11]

     Характер  человека связан с его интересами, потребностями и более всего  проявляется в том, что для  человека значимо. Поэтому правильно  судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как  он себя ведет в значимых жизненных  ситуациях, которые позволяют ему  удовлетворять наиболее сильные  и актуальные потребности.

     Характер  взаимосвязан с другими сторонами  личности, в частности с темпераментом  и способностями. Характер, как и  темперамент, является достаточно устойчивым и мало изменяемым. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно  окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается  под влиянием характера: человек  с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны  своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий  уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с  коллективом, желание работать для  его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью  к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять  инициативу. Связь характера и  способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в  которой формируются и его  способности. Например, в процессе труда  как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.[6]

Информация о работе Механизм познания, формирования и развития характера