Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:05, реферат
Предмет исследования: характер человека.
Задачами данной работы являются:
- составить общее представление о характере и рассмотреть его типы;
- сопоставить характер с другими типами личности;
- рассмотреть модели формирования и развития характера.
Содержание
Введение………………………………………………………………..….3
1. Характер как система наиболее устойчивых черт личности
1.1. Характеристика и типология характеров……………..….4
1.2. Формирование и развитие характера…………………… 11
1.3. Личность и характер человека…….………..…………….16
2. Эмпирическое изучение характера
2.1. Психологический тест по определению характера человека по его рисункам…………………………………20
2.2. Психологический тест для определения характера и темперамента человека…………………………………….22
Заключение……………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………..28
Введение
Выбирая тему для реферата, я сразу же решила рассмотреть «характер». Эта тема актуальна для меня и, думаю, для всех окружающих меня людей. Например, когда мы пытаемся оценить или охарактеризовать конкретного человека, то говорим о его характере. При этом чаще всего пытаемся оценить проявление человека в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Допустим, одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия. Для одних существенно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются лишь тем, что справились с работой не хуже других. Делая оценку человеку, мы не скажем, что этот человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а заявим, что этот человек смелый, правдивый, откровенный. То есть сделаем выводы о его характере.
Перед выполнением работы я поставила перед собой цель: рассмотреть и проанализировать различные стороны характера, его типы и пути развития.
Предмет исследования: характер человека.
Задачами данной работы являются:
- составить
общее представление о
- сопоставить характер с другими типами личности;
- рассмотреть
модели формирования и
Методы исследования:
- теоретический метод (анализ педагогической, методической и научной литературы);
- практический метод (тестирование).
Часть 1. Характер как система наиболее устойчивых черт личности
Характер
- индивидуальное сочетание наиболее
устойчивых, существенных особенностей
личности, проявляющихся в поведении
человека, в определенном отношении:
к себе (степень требовательности,
критичности, самооценки); к другим
людям (индивидуализм или
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей реальности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. В самом общем виде характер может быть определен как система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т. д. [3]
В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), как раз и выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам реальности. В первой подсистеме содержатся черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, трудолюбие, или наоборот, безынициативность, ленивость и т. д.). Ко второй подсистеме относятся черты личности, проявляющиеся в отношениях человека с другими людьми, т. е. в общении (тактичность-бестактность, вежливость-грубость, чуткость-черствость и т. д.). Третью подсистему составляют черты, которые проявляются в отношении человека к самому себе (самокритичность - завышенное самомнение, скромность-наглость и т. д.). Четвертая подсистема - это совокупность отношений человека к вещам (аккуратность-безалаберность, щедрость-скупость и др.). [5]
Рассмотрим описание некоторых типов характеров людей:
Последнее время приобретает все большую популярность типология, предложенная знаменитым швейцарским психологом К. Юнгом в его работе "Психологические типы". Рассмотрим некоторые ее положения в порядке дополнения к уже приведенной типологии.
У экстравертов мыслительного типа совокупность их жизненных проявлений пребывает в зависимости от их интеллектуальных выводов, но любое суждение строится на критерии, полученном из внешних условий (традиции и образование). Мыслители - экстраверты становятся государственными деятелями, адвокатами, почетными академиками и удачливыми антрепренерами.
У экстравертов чувствующего типа их чувства согласуются с общепринятыми оценками и переживаниями, находятся под сильным воздействием традиционных ценностей. Например, экстраверт этого типа будет понимать нечто как "прекрасное" или "хорошее" не из-за субъективной, личной оценки, а потому, что другие тоже считают.
Экстравертивного ощущающего типа притягивают те объекты (люди, ситуации), которые возбуждают сильные ощущения. Результатом оказывается мощная сенсорная связь с внешним миром. Этот тип ориентирован на конкретное наслаждение "реальной жизнью", жизнью "на полную катушку". Лиц такого типа можно встретить среди редакторов, атлетов, бизнесменов, вообще преуспевающих людей.
Для экстраверта интуитивного типа характерна способность понимать во внешнем мире то, что происходит "за сценой" событий, угадывать то, что скрыто "за личиной" человека, видеть скрытые новые возможности. Но у него отмечается недостаток способности к суждению, и он редко реализует возможности сам. Зачастую он начинает дело с нуля и оставляет его на пороге успеха; следовательно, другие пожинают урожай, посеянный им.
Интровертный мыслительный тип склонен быть теоретиком, но его мышление мало зависит от общепринятых традиций и идей, он следует своим идеалам и критериям. В поиске своих идей упрям, неподатлив внешнему влиянию. Однако наивен, доверителен и беспомощен в личных вопросах (этакий "рассеянный профессор").
Интровертный чувствующий тип отдает себя полностью субъективно ориентированному чувству, не прислушиваясь к фактам, логике событий. Люди данного типа не блистают и не стремятся обнаруживать самих себя. Их чувства глубоки и нередко иррациональны. Они склонны чураться вечеринок и собраний, они молчаливы и труднодоступны.
Интровертный ощущающий тип руководствуется тем, что есть, что видимо и слышимо, что происходит, а не логическими построениями. Внутренние реакции на внешние впечатления глубоки, но внешняя реакция возникает с задержкой. Про людей этого типа говорят, что они, услышав утреннюю шутку, начинают смеяться в полночь. Настроенные на то, чтобы тут и теперь, на то, что есть, индивиды этого типа испытывают огромные трудности, пытаясь вообразить, что могло бы быть.
Интровертный интуитивный тип обладает интуитивной способностью проникать в будущее, но его интуиция направлена не на объективную реальность, а на субъективный психический мир. Такие люди нередки среди шаманов, пророков, поэтов и художников. Они мало озабочены телесным существованием и зачастую погружены в бесплодные фантазии. [11]
Таким образом, характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.
В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.
Характер
человека — это то, что определяет
его значимые поступки, а не случайные
реакции на те или иные стимулы
или сложившиеся
В характере различают следующие основные качества: моральную воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность.
Моральная
воспитанность характеризует
Полнота характеризует разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другие узостью, однобокостью и ограниченностью развития.
Цельность характеризует внутреннее единство психического склада человека, согласованность его отношений с различными сторонами действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела.
Определенность
характеризует твердость и
Сила характеризует энергию, с какой человек преследует поставленные перед собой цели, способность страстно увлекаться и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями и препятствиями и преодолевать их.
Уравновешенность
характеризует наиболее оптимальное
или благоприятное для
Эти
основные свойства находятся в сложной,
иногда противоречивой связи. Полнота,
цельность, определенность и сила характера
определяются в результате жизненных
влияний и воспитания. Характер образуется
в процессе непрерывного взаимодействия
индивида с окружающими людьми, в
процессе отражения складывающихся
обстоятельств жизни и
Формирование
характера происходит в различных
по своим особенностям и уровню развития
группах (семья, дружеская компания,
класс, спортивная команда, трудовой коллектив
и др.). В зависимости от того, какая
группа является для личности референтной
и какие ценности поддерживает и
культивирует эта группа, у человека
развиваются соответствующие
Информация о работе Механизм познания, формирования и развития характера