Манипулирование массовым сознанием в процессе формирования органов государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:55, реферат

Краткое описание

Мы живем в век компьютерных технологий. Основа всех взаимодействий это информация. В современном обществе истинность информации не может быть проверена или как-то подтверждена на индивидуальном опыте. Во всех областях, где происходит коммуникация, можно столкнуться с явлением манипуляции, в том числе и в сфере политической жизни.

Файлы: 1 файл

Манипулирование массовым сознанием.docx

— 33.42 Кб (Скачать)

 

- установить контакт с  адресатом, подстроиться к нему, создать доверительные отношения;

 

- подготовить объект к  восприятию стимула (желательны  состояния, притупляющие рациональное  мышление: транс, эмоциональное возбуждение  и т.д.);

 

- применить стимулы и  приманки, побудить адресата к  действию с их помощью.

 

3)         Последний этап заключается в  использовании выигрыша, полученного  от манипуляции, на этом этапе  манипулятор, как правило, действует  скрыто, так как ему необходимо  создать у объекта иллюзию  свободно сделанного выбора.

 

3.        Технологии  программирования психики

 

Программирование психики  – «ее сознательное изменение  с целью формирования определенных потребностей, ценностей, убеждений  и установок, а также способов восприятия действительности и поведенческих  реакций. Программирование психики, менталитета, основных ценностей и установок  личности позволяет программировать, заранее предопределять ее политический выбор, линию социального поведения» [Пугачев, 2003, 94]. Часто программирование психики предшествует применению собственно технологий манипуляционного воздействия  и предусматривает «формирование  у человека (группы, общества) психических  структур  и индивидуальных черт, предопределяющих его поведение  в определенных ситуациях и часто  используемых в качестве мишеней  для манипулятивных акций» [Пугачев, 2003, 92]. В современном мире возможности программирования психики резко возрастают за счет эксплуатации ряда институтов социализации: семьи, школы, учебных заведений, СМИ, религиозных, политических, общественно политических организаций и т.д. Становление личности включает как стихийный процесс социализации (усвоение общественных норм, правил поведения в повседневном опыте), так и адаптацию в результате целенаправленной учебно-воспитательной работы различных институтов социализации. Государство может поставить под контроль телевидение, радио, школы и т.д., формируя определенный тип личности. Так, по мнению многих исследователей, в современной России активно формируется массовое потребительское индивидуалистическое мировоззрение. Большую роль в формировании массового сознания играют СМИ, которые в современном обществе часто контролируются теми или иными политическими силами. На уровне СМИ манипуляция может происходить, например, следующим образом: зрители вводятся в состояние транса с помощью монотонной речи, диктор несколько раз повторяет одну и ту же мысль, подчеркивает ее особой интонацией,  последовательность банальных фраз настраивает телезрителя на согласие, он соглашается и с выводами, следующими за этими фразами,  даже если они не отражают его интересы.

 

Сам язык, на котором ведется  трансляция передачи или общение  кандидата с избирателями, может  служить средством программирования психики и, как следствие, манипуляции. С.Г. Кара-Мурза утверждает, что в  России сейчас активно создается  новый язык путем засорения русского языка терминами, иностранными словами, жаргонизмами, «словами-амебами», которые  не несут семантической и коннотационной нагрузки, свойственной исконным словам. Создается искусственный язык, призванный притупить внимание слушателей, размыть истинный смысл сообщения, лишить его целого ряда связей и ассоциаций. Смысл слов размывается, содержание практически сводится к нулю. Например, слово «война» заменяется на слово «операция», «наемный убийца – киллер», «руководитель – лидер» и т.д.

 

Знания и умения в области  использования слова и воздействии  его на человека дают большие преимущества в политике. К технологиям НЛП, гипноза, психолингвистики (особенности  восприятия речи) обращаются специалисты  в области рекламы, политического  консультирования, избирательных технологий.

 

 

 

4. Технологии информационного  обмана

 

Под технологиями информационного  обмана обычно понимается подача ложной информации, дезинформация.

 

В современном обществе истинность политической информации не может быть проверена на индивидуальном опыте, поэтому человек вынужден полагаться на суждения и оценки, которые преподносят  ему СМИ. В.П. Пугачев уверен, что  при сегодняшнем уровне развития СМИ «с помощью телевидения, радио  и рекламы можно внушить людям  идеи и ценности, весьма далекие  от реальности и их интересов» [Пугачев, 2003, 68]. Грамотно и профессионально  проведенная рекламная кампания, вкупе с другими способами  воздействия, способна повлиять на психику  людей и заставить их сделать  нужный манипулятору выбор. При этом становиться излишним применение физического  воздействия на политических оппонентов. Не случайно в России в постсоветский  период широкое распространение  получил PR (особенно черный). Власть имеет  административные и финансовые ресурсы  для контроля СМИ: «тот, кто контролирует информацию, обладает широкими возможностями  для влияния на общественное мнение и политическое поведение в своих  интересах. Обнародуется, как правило, та информация, которая выгодна имиджу власти, и потому здесь тоже возникает  источник манипулирования мнением  общества» [Горчева, 2002, 93].

 

Манипулирование может осуществляться через процесс производства новостей, в который входит сбор фактов, их фильтрация, интерпретация и подача.

 

В странах, где широко распространена цензура, существует дефицит новостей, информации. В демократических же странах информационное поле открыто  и происходит перенасыщение информацией, поэтому возникают критерии отбора информации – ее общественная значимость и рыночный потенциал. В зависимости  от значимости информация поступает  в эфир, попадает на страницы различных  изданий, таким образом, манипуляция  может происходить путем «сосредоточения  внимания в центре информационного  поля» [Цуладзе, 2000, 57], а темы, признанные незначимыми, сознательно отодвигаются при подаче информации на второй план.

 

Манипулирование при интерпретации  фактов может происходить следующим  образом:

 

- можно сфабриковать информацию, включить в сообщение заведомо  ложные факты, при этом выдавая  их за подлинные;

 

- исказить информацию, подавая  ее не в полном объеме, отражать  факты только с одной точки  зрения, выбирая лишь те, которые  соответствуют позиции манипулятора;

 

- отредактировать сообщение,  включив в его состав наряду  с истинными фактами различные  домыслы, слухи, непроверенные гипотезы;

 

- интерпретировать факты  в выгодном для манипулятора  свете; 

 

- утаить важную информацию  и ее существенные детали;

 

- присоединить к материалу  заголовок, который не соответствует  его содержанию;

 

- приписать человеку заявления,  которые он никогда не делал;

 

- публиковать правдивую  информацию, когда она уже не  актуальна, т.е. затягивать время;

 

- использовать прием неточного  цитирования, приводя часть фразы  или выступления, которая в  отрыве от контекста приобретает  другой смысл;

 

- создавать информационную  перегрузку, когда в куче информационного  «мусора» теряется основное сообщение  и внимание аудитории уводится  в сторону и т.д.

 

Манипулирование успешно  можно применять и в процессе подачи информации. Так, для удачного преподнесения информации и усиления ее воздействия необходимо вызвать  у воспринимающего доверие к  источнику информации (для этого  приглашаются любимые ведущие, известные  люди, эксперты), а также привлечь его внимание путем усиления зрелищности, занимательности в подаче информации. Необходим также мощный эмоциональный  заряд, чтобы информация повлияла на убеждения или поведение аудитории. Для этого часто применяется  прием сенсационности и срочности сообщения, что нагнетает нервозность и дает необходимый эмоциональный фон восприятия. Часто с экрана телевизора идет неоправданно широкий поток негативной информации, такая информация несет больший эмоциональный заряд.

 

А. Цуладзе выделяет следующие приемы манипулирования аудиторией:

 

«Определение»: «…идеи, личности, объекты сопрягаются с положительными или отрицательными характеристиками, которые принимались бы людьми без  рассуждений…» [Цуладзе, 2000, 60].

 

«Блестящая всеобщность»: при описании событий, которые должны получить поддержку аудитории, используются торжественные, возвышенные слова  с положительной семантикой, «добродетельные  слова».

 

«Рекомендация» или «свидетельство»: если к предмету нужно вызвать  положительное отношение, сообщение  о нем вкладывается в уста ведущего, известного человека, который пользуется популярностью у зрителей, и наоборот.

 

«Подтасовка карт»: односторонний  взгляд на проблему, когда в зависимости  от требуемого эффекта, приводятся только достоинства или только недостатки.

 

«Наклеивание ярлыков» или  «присвоение кличек»: с помощью  оскорбительных выражений, метафор, формируется  негативное восприятие личности, причем на основе эмоций, а не логики.

 

«Перенос»: авторитет известной  личности, исторической фигуры переносится  на человека, которому необходима популярность.

 

«Свои ребята» или «игра  в простонародность»: демонстрация близости  к простым людям.

 

«Вместе со всеми» или «общая платформа»: акцент на том, что социальная группа, к которой принадлежит  человек, либо все общество поступает  именно таким образом, и воспринимающий не должен выходить за рамки общего поведения.

 

Особое место в технологиях  воздействия на избирателей занимает политическая реклама: «систематическая профессионально составленная реклама  способна внести в подсознание человека даже те идеи, к которым у него существует негативное отношение. Оказывая давление на психику людей, она заставляет не только покупать ненужные им товары, но и избирать чуждых чаяниям и ожиданиям граждан партии и политиков» [Пугачев, 2003, 68]. Реклама - проводник потребительского образа жизни, она разрушает старые традиции, предъявляет новые стандарты жизни, насильственным образом создает у населения потребности, которых оно не имеет.

 

В основе эффективности политической рекламы лежит то, что побеждает  в итоге не всегда самый достойный  претендент, а тот, кто сумел понравиться  избирателям, победил в борьбе имиджей. Реклама помогает одержать эту победу: она делает кандидата узнаваемым, привлекает к нему внимание, закрепляет в сознании людей необходимые  образы и т.д. Реклама должна в  емких выражениях, нескольких фразах сформулировать основную идею кандидата, посыл к избирателям. Для лучшего  воздействия часто ставка в рекламе  делается на эмоции.

 

А. Цуладзе приводит ряд приемов создания негативного имиджа соперника:

 

«Вы – свой злейший враг»: в политической рекламе делается акцент на промахах и ошибках конкурента.

 

«Люди против вас»: слово  получают избиратели, бывшие политические соратники, люди, знавшие кандидата, которые в нем разочаровались.

 

«Перенос»: на кандидата переносятся  негативные черты других представителей его партии, политических лидеров. Особенно активно этот прием используется для дискредитации партий и политиков, бывших у власти. Все неудачи политического  режима преподносятся как ошибки конкурента.

 

 «Пренебрежительный юмор»  и т.д.

 

Часто в рекламе используются и приемы НЛП, например, так называемое манипулирование противоречивым зрительным рядом, когда на фоне рассказа о кандидате  идут зрительные образы нищих, проституток, наркоманов. Запоминается и влияет на избирателей именно негативный зрительный ряд. Многократное повторение политического  рейтинга (как и повторение вообще любой информации) также можно считать методом манипулирования сознанием избирателей.

 

5. Наконец, многие исследователи  феномена манипуляции говорят  о том, что манипуляционные  технологии активно применяются на административном уровне. Методы административного манипулирования некоторые называют методами косвенного влияния на политическое поведение человека, однако они не менее действенны и эффективны, и включают в себя богатый перечень приемов: от банальной подтасовки результатов выборов, до концентрации всех финансовых и организационных ресурсов в руках партии  власти.

 

Выделяются следующие  методы манипулирования на административном уровне:

 

- Мобилизация организационных  и финансовых ресурсов  в регионах, где создаются «партии власти».  При этом помещения, транспорт  оплачиваются из государственно  кармана, на проведение различных  акций мобилизуются государственные  служащие.

 

- Избирательное применение  закона: поддержка «своих» и подрыв  деятельности противников.

 

- Манипуляции с избирательным  законодательством.

 

- Ведомственный ресурс (агитация  за власть в крупных ведомствах  проводится руководителями).

 

- Перераспределение бюджетных  средств (повышение пенсий, введение  льгот, выплата задержек по  зарплате перед выборами).

 

- Прямое силовое давление (рейды спецподразделений, закрытие  оппозиционных газет).

 

-  Кадровые перестановки.

 

- Доминирование в информационном  пространстве (многие издания находятся  под контролем властей).

 

- Фальсификация выборов.

 

Многие исследователи  полагают, что «… на сегодняшний  день можно говорить о своего рода комбинации PR и административного ресурса, которая позволяет вводить избирателей в заблуждение или ставить их в такое положение, когда им не остается ничего другого, как сделать «правильный выбор» [Цуладзе, 2000, 75].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Главная основа манипуляции  в том, что побеждает не всегда самый достойный, реальное значение деятельности человека, который выдвигается  на определенный пост, не является основным критерием его победы. Значит необходимо заставить избирателей проголосовать  за предложенного кандидата, даже если это не соответствует их интересам, «…манипуляция – насилие, которое  совершается скрытно, анонимно, вторгается в духовно-психологический мир  человека, охватывая и сознательные, и бессознательные слои личности, причем внедряются нужные для властных или других структур установки, цели, стереотипы». [Горчева, 2002, 91].

Информация о работе Манипулирование массовым сознанием в процессе формирования органов государственной власти