Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:55, реферат
Мы живем в век компьютерных технологий. Основа всех взаимодействий это информация. В современном обществе истинность информации не может быть проверена или как-то подтверждена на индивидуальном опыте. Во всех областях, где происходит коммуникация, можно столкнуться с явлением манипуляции, в том числе и в сфере политической жизни.
- установить контакт с
адресатом, подстроиться к
- подготовить объект к
восприятию стимула (
- применить стимулы и приманки, побудить адресата к действию с их помощью.
3)
Последний этап заключается в
использовании выигрыша, полученного
от манипуляции, на этом этапе
манипулятор, как правило,
3. Технологии программирования психики
Программирование психики
– «ее сознательное изменение
с целью формирования определенных
потребностей, ценностей, убеждений
и установок, а также способов
восприятия действительности и поведенческих
реакций. Программирование психики, менталитета,
основных ценностей и установок
личности позволяет программировать,
заранее предопределять ее политический
выбор, линию социального поведения»
[Пугачев, 2003, 94]. Часто программирование
психики предшествует применению собственно
технологий манипуляционного воздействия
и предусматривает «
Сам язык, на котором ведется
трансляция передачи или общение
кандидата с избирателями, может
служить средством
Знания и умения в области
использования слова и
4. Технологии информационного обмана
Под технологиями информационного обмана обычно понимается подача ложной информации, дезинформация.
В современном обществе истинность
политической информации не может быть
проверена на индивидуальном опыте,
поэтому человек вынужден полагаться
на суждения и оценки, которые преподносят
ему СМИ. В.П. Пугачев уверен, что
при сегодняшнем уровне развития
СМИ «с помощью телевидения, радио
и рекламы можно внушить людям
идеи и ценности, весьма далекие
от реальности и их интересов» [Пугачев,
2003, 68]. Грамотно и профессионально
проведенная рекламная
Манипулирование может осуществляться через процесс производства новостей, в который входит сбор фактов, их фильтрация, интерпретация и подача.
В странах, где широко распространена
цензура, существует дефицит новостей,
информации. В демократических же
странах информационное поле открыто
и происходит перенасыщение информацией,
поэтому возникают критерии отбора
информации – ее общественная значимость
и рыночный потенциал. В зависимости
от значимости информация поступает
в эфир, попадает на страницы различных
изданий, таким образом, манипуляция
может происходить путем «
Манипулирование при интерпретации фактов может происходить следующим образом:
- можно сфабриковать информацию,
включить в сообщение заведомо
ложные факты, при этом
- исказить информацию, подавая
ее не в полном объеме, отражать
факты только с одной точки
зрения, выбирая лишь те, которые
соответствуют позиции
- отредактировать сообщение, включив в его состав наряду с истинными фактами различные домыслы, слухи, непроверенные гипотезы;
- интерпретировать факты в выгодном для манипулятора свете;
- утаить важную информацию и ее существенные детали;
- присоединить к материалу
заголовок, который не
- приписать человеку заявления, которые он никогда не делал;
- публиковать правдивую
информацию, когда она уже не
актуальна, т.е. затягивать
- использовать прием неточного
цитирования, приводя часть
- создавать информационную
перегрузку, когда в куче информационного
«мусора» теряется основное
Манипулирование успешно
можно применять и в процессе
подачи информации. Так, для удачного
преподнесения информации и усиления
ее воздействия необходимо вызвать
у воспринимающего доверие к
источнику информации (для этого
приглашаются любимые ведущие, известные
люди, эксперты), а также привлечь
его внимание путем усиления зрелищности,
занимательности в подаче информации.
Необходим также мощный эмоциональный
заряд, чтобы информация повлияла на
убеждения или поведение
А. Цуладзе выделяет следующие приемы манипулирования аудиторией:
«Определение»: «…идеи, личности,
объекты сопрягаются с
«Блестящая всеобщность»: при описании событий, которые должны получить поддержку аудитории, используются торжественные, возвышенные слова с положительной семантикой, «добродетельные слова».
«Рекомендация» или «
«Подтасовка карт»: односторонний взгляд на проблему, когда в зависимости от требуемого эффекта, приводятся только достоинства или только недостатки.
«Наклеивание ярлыков» или «присвоение кличек»: с помощью оскорбительных выражений, метафор, формируется негативное восприятие личности, причем на основе эмоций, а не логики.
«Перенос»: авторитет известной личности, исторической фигуры переносится на человека, которому необходима популярность.
«Свои ребята» или «игра в простонародность»: демонстрация близости к простым людям.
«Вместе со всеми» или «общая платформа»: акцент на том, что социальная группа, к которой принадлежит человек, либо все общество поступает именно таким образом, и воспринимающий не должен выходить за рамки общего поведения.
Особое место в технологиях воздействия на избирателей занимает политическая реклама: «систематическая профессионально составленная реклама способна внести в подсознание человека даже те идеи, к которым у него существует негативное отношение. Оказывая давление на психику людей, она заставляет не только покупать ненужные им товары, но и избирать чуждых чаяниям и ожиданиям граждан партии и политиков» [Пугачев, 2003, 68]. Реклама - проводник потребительского образа жизни, она разрушает старые традиции, предъявляет новые стандарты жизни, насильственным образом создает у населения потребности, которых оно не имеет.
В основе эффективности политической рекламы лежит то, что побеждает в итоге не всегда самый достойный претендент, а тот, кто сумел понравиться избирателям, победил в борьбе имиджей. Реклама помогает одержать эту победу: она делает кандидата узнаваемым, привлекает к нему внимание, закрепляет в сознании людей необходимые образы и т.д. Реклама должна в емких выражениях, нескольких фразах сформулировать основную идею кандидата, посыл к избирателям. Для лучшего воздействия часто ставка в рекламе делается на эмоции.
А. Цуладзе приводит ряд приемов создания негативного имиджа соперника:
«Вы – свой злейший враг»: в политической рекламе делается акцент на промахах и ошибках конкурента.
«Люди против вас»: слово получают избиратели, бывшие политические соратники, люди, знавшие кандидата, которые в нем разочаровались.
«Перенос»: на кандидата переносятся негативные черты других представителей его партии, политических лидеров. Особенно активно этот прием используется для дискредитации партий и политиков, бывших у власти. Все неудачи политического режима преподносятся как ошибки конкурента.
«Пренебрежительный юмор» и т.д.
Часто в рекламе используются и приемы НЛП, например, так называемое манипулирование противоречивым зрительным рядом, когда на фоне рассказа о кандидате идут зрительные образы нищих, проституток, наркоманов. Запоминается и влияет на избирателей именно негативный зрительный ряд. Многократное повторение политического рейтинга (как и повторение вообще любой информации) также можно считать методом манипулирования сознанием избирателей.
5. Наконец, многие исследователи феномена манипуляции говорят о том, что манипуляционные технологии активно применяются на административном уровне. Методы административного манипулирования некоторые называют методами косвенного влияния на политическое поведение человека, однако они не менее действенны и эффективны, и включают в себя богатый перечень приемов: от банальной подтасовки результатов выборов, до концентрации всех финансовых и организационных ресурсов в руках партии власти.
Выделяются следующие методы манипулирования на административном уровне:
- Мобилизация организационных
и финансовых ресурсов в регионах,
где создаются «партии власти».
- Избирательное применение закона: поддержка «своих» и подрыв деятельности противников.
- Манипуляции с избирательным законодательством.
- Ведомственный ресурс (агитация
за власть в крупных
- Перераспределение бюджетных средств (повышение пенсий, введение льгот, выплата задержек по зарплате перед выборами).
- Прямое силовое давление
(рейды спецподразделений,
- Кадровые перестановки.
- Доминирование в
- Фальсификация выборов.
Многие исследователи полагают, что «… на сегодняшний день можно говорить о своего рода комбинации PR и административного ресурса, которая позволяет вводить избирателей в заблуждение или ставить их в такое положение, когда им не остается ничего другого, как сделать «правильный выбор» [Цуладзе, 2000, 75].
Заключение:
Главная основа манипуляции
в том, что побеждает не всегда
самый достойный, реальное значение
деятельности человека, который выдвигается
на определенный пост, не является основным
критерием его победы. Значит необходимо
заставить избирателей