Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:43, контрольная работа
Структура используемых ребенком предложений служит одним из показателей состояния его речи и мышления. По мере общего развития ребенка синтаксическое строение его речи усложняется, предложения становятся более развернутыми, связи между членами предложений — разнообразными.
1.Логико-грамматическая сторона речи при интеллектуальной недостаточности………………3
2.Ключевые понятия по теме “Память”……………………………………………………………..6
Список используемой литературы………………………………………………………………….14
Псевдопамять — неверное опознание впервые воспринимаемого объекта как знакомого. Это обусловлено тем, что частные признаки этого объекта, с которыми индивид уже знаком, воспринимаются быстрее, чем строится целостный образ
Расстройства памяти — ухудшение или потеря способности запоминать, хранить, узнавать или воспроизводить информацию. Наиболее распространены следующие расстройства памяти: амнезия, гипомнезия.
Реминисценция (от лат. reminiscor – припоминаю) — воспроизведение спустя некоторое время после запоминания того, что при непосредственном воспроизведении было недоступно. Этот эффект может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве которого могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, особенно если материал, является логически связанным, большим по объему и имеющим на человека эмоциональное воздействие. Особенно часто наблюдается в дошкольном возрасте и у младших школьников.
Ретроактивное торможение — негативное влияние деятельности, которая следовала сразу за заучиванием, на последующее воспроизведение заученной информации. Сила ретроактивного торможения увеличивается в зависимости от степени сходства между материалом для заучивания и содержанием затормаживающей запоминание деятельности, при значительной ее интересности, связью с эмоциями, или повышенных требованиях к энергозатратам. В качестве механизма ретроактивного торможения выступает запредельное торможение или отрицательная индукция нервных процессов.
Системно–специфические расстройства памяти — нарушения памяти, обусловленные поражением речевых зон, из–за чего оказывается невозможным организация запоминаемой информации с помощью смысловой системы языка.
Структурирование — стратегия запоминания, при которой элементы запоминаемой информации связываются по какому–то логическому основанию в целостные группы.
Теория эталона — концепция, разработанная в когнитивной психологии, в которой распознавание стимула трактуется как сравнение вызванного им нервного паттерна с хранящимися в памяти внутренними эталонами. При достижении совпадения вызванного и эталонного паттернов стимул узнается.
Типология эйдетических представлений — классификация людей, способных к эйдетическим представлениям, предложенная В. Йеншем на основе исследований, проведенных им вместе с братом Э. Йеншем У „Т–типа“ эйдетиков эйдетические представления имеют очень высокую степень стойкости и не пропадают из представлений даже после длительной посторонней стимуляции, иногда приобретая характер навязчивости. Название этого типа было дано по аналогии с названием мышечных спазмов (tetanie). Другой тип эйдетиков , „B–тип“, оказывается способным к произвольному пробуждении эйдетических представлений и сознательному вмешательству в развертывание этих представлений (в соответствии с намерениями). По В. Йеншу, эти типы эйдетиков базируются на конституциональных предпосылках и, выступая в единстве с определенным типом мимики и движений, с особенными гормональными процессами, предстают как проявление характерологической типологии.
Трехкомпонентная модель памяти — концепция, в которой структура памяти представлена тремя совместно работающими блоками: блоком сенсорных регистров, где информация хранится не более 1 с. почти в полном объеме в форме модально закодированных физических признаков стимуляции, блоком кратковременного хранилища, где объем хранимой в вербально акустическом коде информации небольшой, а длительность хранения (около 30 с) обусловлена проговариванием, перекодированием, выбором способа запоминания, и блоком долговременного хранилища, объем и время хранения которого неограничены, а информация представлена в форме семантических кодов.
Узнавание — опознание, как уже известного, объекта, который находится в центре актуального восприятия. Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета. Выделяют индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета, и родовое, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому–то классу предметов.
Укрупнение — мнемоническая стратегия. Заключается в переводе по определенным правилам исходной информации к виду, где имеется меньшее количество элементов.
Умение — способность выполнять какое–либо действие по определенным правилам. При этом действие еще не достигло автоматизированности.
Эйдетизм (от греч. eidos – образ, внешний вид) — способность к воспроизведению в плане представлений предметов со всеми их деталями.
Эйдетический образ — субъективная представленность предметов или композиций из них в течение некоторого времени после прекращения актуального восприятия, имеющая отчетливость и деталировку. В отличии от послеобраза эйдетический образ независим от движений глаз и относительно стабилен во времени. Эйдетические образы наиболее часто встречаются у детей младшего и подросткового возраста, у взрослых же — достаточно редко.
Эффект Зейгарник — закономерность, выявленная Б.В. Зейгарник, в силу которой эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. А именно, лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием, что получило, в рамках левиновской школы следующее объяснение: доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая, возникая в начале действия, но не разряжается при незаконченном действии.
Эффект
Раншбурга —
частный случай интерференции в памяти, исследованный
венгерским психологом П. Раншбургом. Характеризуется
затруднениями, которые возникают при
увеличении сходства заучиваемого материала.
Список используемой литературы по теме “Логико-грамматическая сторона речи при интеллектуальной недостаточности”:
- Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. – М., 1969.
Петрова В.Г.., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Катаева А.Р., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Просвещение, 1988.
Петрова В. Г Речь умственно отсталых школьников.- В кн.: Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы М, 1965,
Процко
Т.А. Психолого–педагогическое обследование
учащихся младших классов |
Виноградова А.Д.
и др. Практикум по психологии умственно
отсталого ребенка: Учеб. пособие
для студентов пед. ин-тов по спец.
2111 "Дефектология"/ А.Д. Виноградова,
Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова;
Сост. А.Д. Виноградова. - М.: Просвещение,
1985.
Венгер А. А.,
Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор
детей в специальные дошкольные
учреждения. - М.: Просвещение, 1972
Список используемой литературы по теме “Память ”:
- Аткинсон Р.Ч. Человеческая память и процесс обучения. Пер. с англ., М., 1980;
- Бергсон А. Материя и память. — Собр. соч.
в 4–х тт. Т. 1. М.: Московский клуб, 1992;
- Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. 1980;
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание.
М., 1961;
-Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой
памяти. М., 1968;
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти.
М., 1966;
- Чуприкова Н.И.
(Ред.) Познавательная активность в системе
процессов памяти. 1989.
- Хрестоматия по общей психологии. Психология
памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.
М.: Изд–во МГУ, 1979;