Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 17:30, реферат
Индивидуализация труда во многом зависит от того, насколько работник может заявить о себе как личность даже в условиях, несоответствующих его персональным качествам. Это важно в тех случаях, когда человек продолжает трудиться в условиях массового производства, но по-своему олицетворяет, выражает свой труд.
Демьянова Анна – студентка 3курса,
ФРСКДТ, СКС-13
Научный руководитель –
Плугина Наталья Александровна
Личностный потенциал работника как условие достижения целей сервисной организации
Индивидуализация труда во многом зависит от того, насколько работник может заявить о себе как личность даже в условиях, несоответствующих его персональным качествам. Это важно в тех случаях, когда человек продолжает трудиться в условиях массового производства, но по-своему олицетворяет, выражает свой труд.
Чтобы проявить себя в условиях массового производства, нужно обладать личностным потенциалом. Этот потенциал в самом общем виде включает в себя содержание и интенсивность потребностей и интересов, характер жизненных идеалов и устремлений, а также индивидуальные склонности, тип нервной системы и т.д.
Личностный потенциал помогает сотрудникам сервисной организации строить свою профессиональную карьеру, быть полезным, достигать личных целей и целей организации, противостоять организационным стрессам и эмоциональному выгоранию, строить эффективные рабочие отношения, воплощая при этом свои ценности, руководствуясь внутренними критериями, сохраняя осмысленность своей деятельности. Потенциал является важным параметром для сотрудника при «входе» в компанию, началом его продвижения по карьерной лестнице, продуктивного освоения различных ролей (управленческой и лидерской ролей)1.
Личностный потенциал работника (ЛПР) это совокупность различных черт (социально-демографических, социально-психологических) и качеств работника, которые формируют и определенный тип поведения: уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению, самовыражению и т.д.
ЛПР – это степень развития профессионально значимых качеств и свойств личности, обеспечивающих успешное выполнение работником трудовых заданий и эффективное решение производственных задач.
Потенциал личности подразумевает возможности и способности конкретного человека. Обычно, чтобы определить, есть ли у человека потенциал, есть ли у него задатки и возможности для достижения какой-либо конкретной цели, анализируется ряд внутренних и внешних показателей:
а)Внутренние показатели -психическое и душевное здоровье, интеллектуальные способности и эмоциональное состояние, смысловое наполнение жизни (здесь подразумевается наличие у человека интересов, увлечений, занятий, которые становятся частью смысла жизни).
б)Внешние показатели появляются на основе сочетания внутренних(внутренняя культура человека, ответственность, внутренняя свобода и независимость, понимание задач, навыки и средства их решения).
ЛПР содержит в себе:
1.психофизиологический потенциал обеспечивает успешное выполнение трудовых функций (степень физического развития, способностей и склонностей человека, его здоровье, работоспособность, выносливость и т.д.);
2. квалификационный потенциал (степень знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу определенного уровня и качества);
3. социально-педагогический потенциал способствует повышению эффективности выполнения трудовой деятельности (уровень гражданского сознания, духовной и социальной зрелости, умение общаться, отношение к труду)
Личностный потенциал человека характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию, направленную на творческое самовыражение и самореализацию.
ЛПР, во-первых, состоит из работоспособности, которая зависит не только от психофизиологических, но и социальных характеристик человека.
Известно, что некоторые люди и после трудового дня возвращаются к своим производственным функциям: размышляют о них, повышают свою профессиональную квалификацию, изобретают, мастерят и т.д. Именно для этой категории людей важна индивидуализация труда, ибо затраты времени на работу и отдых теряют свою четкую определенность. Такая работоспособность будет тем выше, чем больше объективных условий для этого - здоровье, психофизиологический потенциал работника2.
Во-вторых, важнейшей составной частью личностного потенциала являются профессиональная компетентность, умение и знания.
Они повышают ценность работника при выполнении им определенной работы. В свою очередь, уровень профессиональных навыков, умений и знаний создают предпосылки для высокопроизводительного труда, что потом и выделяет человека среди других работников.
В-третьих, личностный потенциал работника в значительной степени зависит от его креативности, устремленности совершенствовать свое рабочее место и технологический процесс, в который он включен.
В-четвертых, личностный потенциал работника не может реализоваться в должной мере без его способности к сотрудничеству в условиях массового производства. Работа в атмосфере содружества, взаимодействия только оттеняет потенциал, высвечивает его грани, способствует его развитию.
В-пятых, личностный потенциал может не проявиться, если мотивы и ориентиры будут противостоять целям производства и окружающих работников людей.
В-шестых, не меньшее значение имеет и то, что на трудовое поведение влияют традиции, правила, нормы и требования группы.
И, в-седьмых - нравственный потенциал работника, мера осознания ответственности за свою работу перед своими коллегами и самим собой.
Выше перечисленные компоненты не преуменьшают главного, что личностный потенциал проявляется только тогда, когда управление организацией будет его поддерживать и развивать(например: поддержка способности к саморазвитию, помощь в накоплении профессиональных знаний, поощрение общественно значимых личных качеств работника).
Личностный потенциал, отвечающий всем требованиям выбранной профессии — это характеристика личности, отражающая успешность овладения профессией и степень удовлетворения человека своим трудом3.
Эти критерии относительны, а порой субъективны. Вместе с тем именно эти критерии позволяют изучать и оценивать психологические аспекты личностного потенциала. Каждый человек может овладеть почти любой профессией, но дело в том, сколько на это понадобится сил, времени и какова будет успешность и профессиональный рост в будущем.
К профессионально важным качествам можно отнести индивидуальные качества субъекта деятельности, которые влияют на эффективность деятельности и успешность ее освоения, также можно отнести и способности. Только стоить понимать, что способности не являются готовым природным даром человека, потому что в их основе лежит природная одаренность, которая перерастает в способности только в благоприятных условиях обучения, тренировки, воспитания личности в целом.
Знание и учет личностных качеств работника - необходимое условие его успешного обучения и адаптации к труду, так как он привносит свои индивидуальные личностные качества в процесс профессионального обучения и производственной деятельности.
Необходимо учитывать индивидуально-психологические свойства личности при определении психологической пригодности человека к профессии, включают в себя:
а) темперамент
б) характер
в) направленность личности
г) способности
И так для достижения поставленных целей работником сервисной организации необходимо обладать и развивать следующие качества:
1)честность
2)совесть
3)внимательность и
4)терпение в полном
объеме, добиться понимания и
вызвать мотивацию к
5)Справедливость.
6)тактичность
7)толерантность
8)выдержка и самообладания.
9)доброта.
10)самокритичность.
11)адекватность самооценки.
12)коммуникабельность.
13)сила воли.
14)эмпатия
15)стремление к
16)творческое мышление
Большое внимание в сервисной деятельности уделяется изучению личности клиента, личности сотрудника и их взаимоотношению в процессе обслуживания. В практике сталкиваются с тайнами человеческой психики на каждом шагу, поэтому минимум психологической грамотности и культуры сегодня необходим каждому специалисту.
В настоящее время в сфере услуг сложилась самостоятельная отрасль психологии – психология сервиса, изучающая особенности и роль психических явлений в обслуживающей деятельности работников контактной зоны и потребительской деятельности клиентов.
Работникам сервиса необходимо знать и уметь применять в процессе трудовой деятельности психологию сервиса, поскольку их деятельность характеризуется большими повседневными психологическими нагрузками. Успешное обслуживание во многом зависит от умения работника контактной зоны понять психо-индивидуальные особенности клиента и распознать его сиюминутное состояние и на этом построить тактику общения с заказчиком.
По нашему мнению, знание психологии сервиса поможет персоналу, Во-первых: Понять поведение заказчиков (потребителей услуг сервиса) для выбора наилучшего способа их обслуживания; Во-вторых: Познать себя, свой внутренний мир в целях сознательного регулирования своего поведения; И в третьих: Разобраться в поведении своих коллег для оказания им помощи и поддержки.
Личностный потенциал необходимо не только иметь, но также развивать и реализовывать. Специальные исследования свидетельствуют о том, что каждый человек талантлив в той или иной мере, а использует он в различных формах деятельности всего лишь 8-10% своего потенциала. Поэтому процесс развития должен стать составной частью самой работы или учебы, образом мышления и, что еще важнее, образом поведения специалиста по управлению персоналом, побуждающим к творчеству, инициативе, поиску инновационных идей и их реализации4.
Для развития и выявления личных качеств существует большое количество способов:
• опрос, анкетирование, беседа, интервью;
• тестирование;
• деловая игра;
• тренинг;
• изучение личных документов;
• групповая дискуссия;
• наблюдение;
• эксперимент;
• установление испытательного срока и др.
Личностный потенциал помогает сотрудникам сервисной организации строить свою профессиональную карьеру, быть полезным, достигать личных целей и целей организации, противостоять организационным стрессам и эмоциональному выгоранию, строить эффективные рабочие отношения, воплощая при этом свои ценности, руководствуясь внутренними критериями, сохраняя осмысленность своей деятельности.
Необходимо помнить, что от действий работника контактной зоны в работе с клиентом (заказчиком) зависит благосостояние сервисного предприятия и, соответственно, его работников.
ЛПР играет важную роль в жизни организации, от того, как правильно будет проходить процесс его формирования и развития, зависит успех организации.
Список используемых источников и литературы
1)Аверина, А.Ж. Личностный потенциал. Структура и диагностика/ А.Ж. Аверина.-М: Смысл, 2011.
2)Леонтьев, Д.А. Личностная зрелость как опосредствование личностного роста/ Д.А.Леонтьев.- М.: Смысл, 2008.
3)Стаханова, О.В. О структуре трудового потенциала/ О.В. Стаханова. - 2007. - № 2.
4) Potenzial, Inc. (2010) Потенциал личности-
Режим доступа: Potenzial.Web: http://potenzial.pro/
1 Аверина, А.Ж. Личностный потенциал. Структура и диагностика/ А.Ж. Аверина.-М: Смысл, 2011.
2 Леонтьев, Д.А. Личностная зрелость как опосредствование личностного роста/ Д.А.Леонтьев.- М.: Смысл, 2008.
3 Potenzial, Inc. (2010) Потенциал личности-
Режим доступа: Potenzial. Web: http://potenzial.pro/
4 Стаханова, О.В. О структуре трудового потенциала/ О.В. Стаханова. - 2007. - № 2.