Личностный потенциал работника как условие достижения целей сервисной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 17:30, реферат

Краткое описание

Индивидуализация труда во многом зависит от того, насколько работник может заявить о себе как личность даже в условиях, несоответствующих его персональным качествам. Это важно в тех случаях, когда человек продолжает трудиться в условиях массового производства, но по-своему олицетворяет, выражает свой труд.

Файлы: 1 файл

Статья сервисология.docx

— 29.05 Кб (Скачать)

Демьянова Анна – студентка 3курса,

ФРСКДТ, СКС-13

Научный руководитель –

Плугина Наталья Александровна

 

Личностный потенциал работника как условие достижения целей сервисной организации

Индивидуализация труда во многом зависит от того, насколько работник может заявить о себе как личность даже в условиях, несоответствующих его персональным качествам. Это важно в тех случаях, когда человек продолжает трудиться в условиях массового производства, но по-своему олицетворяет, выражает свой труд.

Чтобы проявить себя в условиях массового производства, нужно обладать личностным потенциалом. Этот потенциал в самом общем виде включает в себя содержание и интенсивность потребностей и интересов, характер жизненных идеалов и устремлений, а также индивидуальные склонности, тип нервной системы и т.д.

Личностный потенциал помогает сотрудникам сервисной организации строить свою профессиональную карьеру, быть полезным, достигать личных целей и целей организации, противостоять организационным стрессам и эмоциональному выгоранию, строить эффективные рабочие отношения, воплощая при этом свои ценности, руководствуясь внутренними критериями, сохраняя осмысленность своей деятельности. Потенциал является важным параметром для сотрудника при «входе» в компанию, началом его продвижения по карьерной лестнице, продуктивного освоения различных ролей (управленческой и лидерской ролей)1.

Личностный потенциал работника (ЛПР) это совокупность различных черт (социально-демографических, социально-психологических) и качеств работника, которые формируют и определенный тип поведения: уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению, самовыражению и т.д.

ЛПР – это степень развития профессионально значимых качеств и свойств личности, обеспечивающих успешное выполнение работником трудовых заданий и эффективное решение производственных задач.

Потенциал личности подразумевает возможности и способности конкретного человека. Обычно, чтобы определить, есть ли у человека потенциал, есть ли у него задатки и возможности для достижения какой-либо конкретной цели, анализируется ряд внутренних и внешних показателей: 

а)Внутренние показатели -психическое и душевное здоровье, интеллектуальные способности и эмоциональное состояние, смысловое наполнение жизни (здесь подразумевается наличие у человека интересов, увлечений, занятий, которые становятся частью смысла жизни).

б)Внешние показатели  появляются на основе сочетания внутренних(внутренняя культура человека, ответственность, внутренняя свобода и независимость, понимание задач, навыки и средства их решения).

ЛПР содержит в себе:

1.психофизиологический потенциал обеспечивает успешное выполнение трудовых функций (степень физического развития, способностей и склонностей человека, его здоровье, работоспособность, выносливость и т.д.);

2. квалификационный потенциал (степень знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу определенного уровня и качества);

3. социально-педагогический потенциал способствует повышению эффективности выполнения трудовой деятельности (уровень гражданского сознания, духовной и социальной зрелости, умение общаться, отношение к труду)

Личностный потенциал человека характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию, направленную на творческое самовыражение и самореализацию.

ЛПР, во-первых, состоит из работоспособности, которая зависит не только от психофизиологических, но и социальных характеристик человека.

Известно, что некоторые люди и после трудового дня возвращаются к своим производственным функциям: размышляют о них, повышают свою профессиональную квалификацию, изобретают, мастерят и т.д. Именно для этой категории людей важна индивидуализация труда, ибо затраты времени на работу и отдых теряют свою четкую определенность. Такая работоспособность будет тем выше, чем больше объективных условий для этого - здоровье, психофизиологический потенциал работника2.

Во-вторых, важнейшей составной частью личностного потенциала являются профессиональная компетентность, умение и знания.

Они повышают ценность работника при выполнении им определенной работы. В свою очередь, уровень профессиональных навыков, умений и знаний создают предпосылки для высокопроизводительного труда, что потом и выделяет человека среди других работников.

В-третьих, личностный потенциал работника в значительной степени зависит от его креативности, устремленности совершенствовать свое рабочее место и технологический процесс, в который он включен.

В-четвертых, личностный потенциал работника не может реализоваться в должной мере без его способности к сотрудничеству в условиях массового производства. Работа в атмосфере содружества, взаимодействия только оттеняет потенциал, высвечивает его грани, способствует его развитию.

В-пятых, личностный потенциал может не проявиться, если мотивы и ориентиры будут противостоять целям производства и окружающих работников людей.

В-шестых, не меньшее значение имеет и то, что на трудовое поведение влияют традиции, правила, нормы и требования группы.

И, в-седьмых - нравственный потенциал работника, мера осознания ответственности за свою работу перед своими коллегами и самим собой.

Выше перечисленные компоненты не преуменьшают главного, что личностный потенциал проявляется только тогда, когда управление организацией будет его поддерживать и развивать(например: поддержка способности к саморазвитию, помощь в накоплении профессиональных знаний, поощрение общественно значимых личных качеств работника).

Личностный потенциал, отвечающий всем требованиям выбранной профессии — это характеристика личности, отражающая успешность овладения профессией и степень удовлетворения человека своим трудом3.

Эти критерии относительны, а порой субъективны. Вместе с тем именно эти критерии позволяют изучать и оценивать психологические аспекты личностного потенциала. Каждый человек может овладеть почти любой профессией, но дело в том, сколько на это понадобится сил, времени и какова будет успешность и профессиональный рост в будущем.

К профессионально важным качествам можно отнести индивидуальные качества субъекта деятельности, которые влияют на эффективность деятельности и успешность ее освоения, также можно отнести и способности. Только стоить понимать, что способности не являются готовым природным даром человека, потому что в их основе лежит природная одаренность, которая перерастает в способности только в благоприятных условиях обучения, тренировки, воспитания личности в целом.

Знание и учет личностных качеств работника - необходимое условие его успешного обучения и адаптации к труду, так как он привносит свои индивидуальные личностные качества в процесс профессионального обучения и производственной деятельности.

Необходимо учитывать индивидуально-психологические свойства личности при определении психологической пригодности человека к профессии, включают в себя:

а) темперамент

б) характер

в) направленность личности

г) способности

И так для достижения поставленных целей работником сервисной организации необходимо обладать и развивать следующие качества:

1)честность 

2)совесть 

3)внимательность и наблюдательность 

4)терпение в полном  объеме, добиться понимания и  вызвать мотивацию к совместной  деятельности.

5)Справедливость.

6)тактичность 

7)толерантность 

8)выдержка и самообладания.

9)доброта.

10)самокритичность.

11)адекватность самооценки.

12)коммуникабельность.

13)сила воли.

14)эмпатия 

15)стремление к самосовершенствованию 

16)творческое мышление 

         Большое внимание в сервисной деятельности уделяется изучению личности клиента, личности сотрудника и их взаимоотношению в процессе обслуживания. В практике сталкиваются с тайнами человеческой психики на каждом шагу, поэтому минимум психологической грамотности и культуры сегодня необходим каждому специалисту.

В настоящее время  в сфере услуг сложилась самостоятельная отрасль психологии – психология сервиса, изучающая особенности и роль психических явлений в обслуживающей деятельности работников контактной зоны и потребительской деятельности клиентов.

Работникам сервиса необходимо знать и уметь применять в процессе трудовой деятельности психологию сервиса, поскольку их деятельность характеризуется большими повседневными психологическими нагрузками. Успешное обслуживание во многом зависит от умения работника контактной зоны понять психо-индивидуальные особенности клиента и распознать его сиюминутное состояние и на этом построить тактику общения с заказчиком.

  По нашему мнению, знание психологии сервиса поможет персоналу, Во-первых: Понять поведение заказчиков (потребителей услуг сервиса) для выбора наилучшего способа их обслуживания; Во-вторых: Познать себя, свой внутренний мир в целях сознательного регулирования своего поведения; И в третьих: Разобраться в поведении своих коллег для оказания им помощи и поддержки. 

Личностный потенциал необходимо не только иметь, но также развивать и реализовывать. Специальные исследования свидетельствуют о том, что каждый человек талантлив в той или иной мере, а использует он в различных формах деятельности всего лишь 8-10% своего потенциала. Поэтому процесс развития должен стать составной частью самой работы или учебы, образом мышления и, что еще важнее, образом поведения специалиста по управлению персоналом, побуждающим к творчеству, инициативе, поиску инновационных идей и их реализации4.

Для развития и выявления личных качеств существует большое количество способов:

• опрос, анкетирование, беседа, интервью;

• тестирование;

• деловая игра;

• тренинг;

• изучение личных документов;

• групповая дискуссия;

• наблюдение;

• эксперимент;

• установление испытательного срока и др.

Личностный потенциал помогает сотрудникам сервисной организации строить свою профессиональную карьеру, быть полезным, достигать личных целей и целей организации, противостоять организационным стрессам и эмоциональному выгоранию, строить эффективные рабочие отношения, воплощая при этом свои ценности, руководствуясь внутренними критериями, сохраняя осмысленность своей деятельности.

Необходимо помнить, что от действий работника контактной зоны в работе с клиентом (заказчиком) зависит благосостояние сервисного предприятия и, соответственно, его работников.

ЛПР играет важную роль в жизни организации, от того, как правильно будет проходить процесс его формирования и развития, зависит успех организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников и литературы

1)Аверина, А.Ж. Личностный  потенциал. Структура и диагностика/ А.Ж. Аверина.-М: Смысл, 2011.

2)Леонтьев, Д.А. Личностная  зрелость как опосредствование  личностного роста/ Д.А.Леонтьев.- М.: Смысл, 2008.

3)Стаханова, О.В. О структуре  трудового потенциала/ О.В. Стаханова. - 2007. - № 2.

4) Potenzial, Inc. (2010) Потенциал личности- Режим доступа:  Potenzial.Web: http://potenzial.pro/potentsial-lichnosti/

 

1 Аверина, А.Ж. Личностный потенциал. Структура и диагностика/ А.Ж. Аверина.-М: Смысл, 2011.

2 Леонтьев, Д.А. Личностная зрелость как опосредствование личностного роста/ Д.А.Леонтьев.- М.: Смысл, 2008.

3 Potenzial, Inc. (2010) Потенциал личности- Режим доступа:  Potenzial. Web: http://potenzial.pro/potentsial-lichnosti/

4 Стаханова, О.В. О структуре трудового потенциала/ О.В. Стаханова. - 2007. - № 2.


Информация о работе Личностный потенциал работника как условие достижения целей сервисной организации