Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 23:29, курсовая работа
Актуальность. В XXI веке проблема одиночества представляется крайне актуальной, и связано это с особенностями развития общества. Высокая степень расслоения общества, разобщенность людей, недостаточность глубоких эмоциональных контактов являются предпосылками к развитию одиночества.
Одиночество – это социально-психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной невовлеченностью индивида.
Одиночество не всегда связано с социальной изолированностью индивида. Можно постоянно находиться среди людей, общаться с ними и вместе с тем чувствовать себя одиноким.
«самоотчуждающее одиночество» - обусловлен преимущественным действием механизмов идентификации. В результате человек, привыкая отождествляться с другими людьми либо группой, постепенно теряет свое «Я», которое становится чуждым, непонятным и пугающим. При отсутствии психологической помощи отчуждающее и самоотчуждающее одиночество могут переходить в клиническую форму, которая оценивается как патология и, соответственно, требует медицинского вмешательства.
Уединенность - третий разряд представляет собой единственный вариант субъективно-позитивного проявления одиночества в жизни человека. Это состояние является необходимой составляющей самопознания, самоопределения и личностного роста человека, то есть оказывает позитивное, конструктивное воздействие на нервную систему.
Среди реактивных состояний, к которым может привести одиночество можно выделить депрессию, агрессию, аутоагрессию, фрустрацию, тревожность и психастению.
Иногда, погружаясь в одиночество, человек осознает тягостность нежелательного состояния, переживает чувства грусти, печали, покинутости, безысходности, несчастья, - все данные симптомы характерны для депрессии.
Агрессия и аутоагрессия появляется у одиноких людей, когда они осознают «некачественность» своего взаимодействия с окружающими людьми, не могут устанавливать контакты, не имеют длительных отношений. Если при этом одинокие наблюдают успешное взаимодействие других людей, то нередко возникает чувство обиды и зависти к ним, а к себе проникаются глубокой жалостью и злостью.
Фрустрация обычно возникает на невозможность преодоления препятствий к достижению желаемого. Что касается взаимоотношений в социуме, то не всегда они проходят в желательном «запланированном» варианте. Одинокие женщины, встречаясь с трудностями в общении, часто испытывают чувство подавленности и не предпринимают попыток исправить положение.
Тревожность – один из главных компонентов плохого состояния одиночества. Сама по себе тревожность похожа со страхом, так как в обоих случаях выявляется реакция на опасность. Всегда тревожность в отличие от страха является реакцией на воображаемую, неопознанную угрозу. Для тревожности характерна длина во времени, она переодически повторяется либо становиться непрерывной. При хроническом одиночестве тревожность вызывает широкий спектр психологических расстройств.
Следствием этого является астенические состояния - продолжительного, чаще всего вынужденного одиночества. Астения выражается сниженным эмоциональным фоном, отсутствием аппетита, потерей социального интереса, чувством усталости без причин, расстройствами сна, слабостью и раздражительностью. При отсутствии помощи астеническое состояние приобретает клиническую симптоматику.
В итоге, исходя из данных характеристик женского одиночества, можно определить главные черты личности, свойственные одиноким женщинам: такие черты характера как тревожность, низкая самооценка, негативное самоотношение; а так же подавленность, астения; низкие коммуникативные способности и навыки.[5,6,7;9,10,11,12]
2.1 Характеристика выборки и проведения исследования.
В исследовании приняли участие женщины ст. Елизаветинской, а именно в мае 2013 года было проведено исследование на работниках МБДОУ "Детский сад" ст. Елизаветинская, в котором приняли участие 22 женщины в возрасте от 25 до 60 лет. А в апреле 2014 года было проведено дополнительное исследование, в котором приняли участие 13 женщин – жительниц г. Краснодара в возрасте от 25 до 60 лет. Дополнительное исследование проводилось с целью увеличения выборки женщин зрелого возраста.
Всего в обследование приняло участие 35 человек, в возрасте от 25 до 60 лет, выборка однородна по полу - женский.
Сводные данные по объёму и характеристике обследованной выборки представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1 Общая характеристика обследуемой выборки
Испытуемые |
возраст |
всего |
Работники МБДОУ "Детский сад" ст.Елизаветинская |
25 – 60 |
22 |
Жительницы г. Краснодара |
25 – 60 |
13 |
2.2 Описание методов и методик, использованных в исследовании.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
При проведении исследования были применены следующие методы и методики:
Методика индекс жизненного стиля (ИЖС – Life style index):
Даная методика была основа и построена в 1962 году на основе теории эмоций Р. Плутчика и структурной теории личности Х. Келлермана. В России данная методика была адаптирована в 1998 году сотрудниками лаборатории медицинской психологии Психоневрологического института имени В. М. Бехтерева под руководством Л. И. Вассермана. [57]
Методика предназначена для диагностики механизмов психологической защиты "Я". Опросник включает в себя 97 утверждений, требующих ответа по типу "верно – неверно". Измеряется восемь видов защитных механизмов:
Вытеснение – механизм защиты, посредством которого неприемлемый для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными. Наиболее часто вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в глазах себя и других, например завистливость, недоброжелательность, неблагодарность.
Отрицание – механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрируюшие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо отрицается какой-либо внутренний импульс или сторона самое себя. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается.
16
Замещение – Действие этого защитного механизма проявляется в разряде подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства.
Компенсация – это механизм психологической зашиты, который проявляется в замене реального или воображаемого недостатка, другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. "Компенсацию" можно рассматривать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности.
Реактивное образование – с помощью данного механизма личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.
Проекция – механизм психологической защиты, с помощью которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям и таким образом фактом сознания становятся как бы вторичными. Негативный, социально мало одобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях.
Интеллектуализация – действие интеллектуализации проявляется чрезмерно "умственном" способе преодоления конфликтной ситуации без переживаний. То есть, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций.
17
Регрессия – механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на более простые и доступные, в сложившейся ситуации. Каждому из этих защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции человека, возникающие в различных ситуациях. На основе ответов, строится профиль защитной структуры обследуемых. [9] Методика Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах (Е.Б.Фанталова) . Разработанная автором методика "Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах", направлена на изучение системы ценностных ориентации и выявление характера и степени выраженности внутренних конфликтов, может применяться в психодиагностических и целях на широком контингенте лиц, нуждающихся в психологической помощи. В методике использованы 12 понятий, означающих "терминальные ценности", выделенные в таком виде М. Рокичем:
1.Активная, деятельная жизнь;
2.здоровье (физическое и психическое);
3.интересная работа;
4.красота природы и искусства;
5.любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком),
6.материально-обеспеченная
7.наличие хороших и верных друзей;
8.уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);
18
9.познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие);
10.свобода как независимость в поступках и действиях;
11.счастливая семейная жизнь;
12.творчество (возможность творческой деятельности).
Методика выявляет соотношение таких психологических параметров, как "Ценность" (Ц) и "Доступность" (Д) для человека каждой из этих ценностей. Взаимосвязь Ценность – Доступность отражает степень рассогласования, в мотивационно – личностной сфере. Свидетельствует о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей с одной стороны, а также об уровне самореализации и гармонии с другой стороны.
Испытуемым необходимо сравнить 12 понятий – ценностей попарно между собой на специальном бланке с матрицей, которая содержит пары цифр. [13, 43]
Методика Семантический дифференциал (Корчагина С.Г.) –
Данный вариант семантического дифференциала разработан автором специально для изучения специфики переживания одиночества разными категориями людей и для смыслового разделения понятий "одиночество", "изоляция", "уединение".
В методике предлагается последовательно оценить понятия "одиночество" ("о"), "изоляция" ("и") и "уединение" ("у") по предложенным 15 парам полярных утверждений:
1.Плохое – хорошее
2.Поверхностное – глубокое
3.Громкое – тихое
4.Разрушающее – созидающее
5.Маленькое – большое
6.Спокойное – беспокойное
19
7.Холодное – тёплое
8.Слабое – сильное
9.Пассивное – активное
10.Колючее – мягкое
11.Тяжёлое – легкое
12.Однообразное –
13.Темное – светлое
14.Увядающее – расцветающее
15.Застывшее – подвижное. [18]
Тест – опросник самоотношения (В.В. Столин) –
Опросник самоотношения представляет собой многомерный психодиагностический инструмент, основанный на принципе стандартизованного самоотчета, созданный Столиным В.В. в 1985 году.
Тест – опросник состоит из 57 утверждений, на которые испытуемому необходимо дать ответ "да" или "нет".
Тест, включает в себя следующие шкалы:
S – (глобальное самоотношение) – измеряет интегральное чувство "за" или "против" собственного "Я" испытуемого;
Самоуважение – шкала из 14 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся "внутренней последовательности", "самопонимания", "самоуверенности". Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя;
Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность – враждебность к собственному "Я". В шкалу вошли пункты, касающиеся "самоприятия", "самообвинения".
20
В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе - видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров; Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности - интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой "на равных", уверенность в своей интересности для других;
Ожидаемое отношение других людей – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих. Человек, ожидающий антипатичного отношения к себе, ждет его как от большинства, от посторонних или мало с ним связанных людей, так и от немногих, любовь которых ему важна. От других людей такой человек ждет отрицания его внутренних достоинств (совести), антипатии к своей внешности. При этом он как бы принимает (постулируемую им) антипатию других, что проявляется в том, что себе он не желает добра по-настоящему. Себя он считает уникальным, непохожим на других, не ставит перед собой задачу на увеличение самоуважения.
Опросник содержит также семь шкал, направленных на измерение выраженности установки на те, или иные внутренние действия в адрес "Я" испытуемого.
1. Самоуверенность ("У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное").
2. Ожидаемое отношение других людей ("Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых").
Информация о работе Личностные особенности и представления одиночества у женщин