Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 23:29, курсовая работа
Актуальность. В XXI веке проблема одиночества представляется крайне актуальной, и связано это с особенностями развития общества. Высокая степень расслоения общества, разобщенность людей, недостаточность глубоких эмоциональных контактов являются предпосылками к развитию одиночества.
Одиночество – это социально-психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной невовлеченностью индивида.
Одиночество не всегда связано с социальной изолированностью индивида. Можно постоянно находиться среди людей, общаться с ними и вместе с тем чувствовать себя одиноким.
Курсовая работа
на тему: «Личностные особенности и представления одиночества у женщин».
Оглавление
Актуальность. В XXI веке проблема одиночества представляется крайне актуальной, и связано это с особенностями развития общества. Высокая степень расслоения общества, разобщенность людей, недостаточность глубоких эмоциональных контактов являются предпосылками к развитию одиночества.
Одиночество – это социально-психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной невовлеченностью индивида.
Одиночество не всегда связано с социальной изолированностью индивида. Можно постоянно находиться среди людей, общаться с ними и вместе с тем чувствовать себя одиноким.
Проблема - центральное место в феномене одиночества занимает переживание одиночества. Переживание одиночества является существенным элементом внутреннего мира человека. Необходимо изучить это противоречивое переживание, которое может оказывать как положительное, так и негативное влияние на развитие человека в онтогенезе.
Пpедстaвители paзличных шкoл oписывaют рaзличные пpичины и осoбенности переживaния oдинoчествa, и подчеркивают неразрывную связь между переживанием одиночества и развитием личности.
Цель: Изучить восприятие одиночества у женщин в возрасте от 25 до 55 лет с различными личностными особенностями.
Объект исследования: женщины в возрасте от 25 до 55 лет.
Предмет исследования: особенности представления об одиночестве у женщин 25 – 55 лет.
Задачи:
1.1 Главные предпосылки одиночества и его воздействия на личность.
Исследование одиночества занимает определенное пространство в науке и прочно соединено с центральной неувязкой психологии – психологией персоны человека.
Мнение «персона» ориентируется многообразием и это действо считается объектом исследования почти всех наук. Есть некоторое количество раскладов к осмысливанию состава, обстоятельств одиночества и действия данного состояния на процесс становления персоны.
Нужно отдать определение предоставленного мнения. В собственной труде мы станем базироваться на трактовку, которую предоставляют Д. Перлман и Л.Э. Пепло.
Одиночество – наверное «переживание, вызывающее комплексное и мощное эмоция, выражающее конкретную форму самосознания, и показывающее надрыв основной связывающей нити взаимоотношений и взаимосвязей внутреннего решетка персоны» .
Какова натура одиночества? Считается ли оно обычным состоянием или недостает? Положительный или нехороший эксперимент оно дает? Предпосылки одиночества? Размещаются ли они снутри персоны или ведь держаться в ее окружении? Числятся ли они итогом образовавшегося поведения? На основании каких этих была сформулирована концепция одиночества?».
Возникновение одиночества, сообразно воззрению Зилбурга, Салливана, Фромм-Рейхмана, соединено с ребяческими переживаниями. Начиная с детства, у индивидума вырастает надобность в любви, недалекости, принятии, контакте. Ежели предоставленная надобность никак не довольствуется в нужной ступени, появляется и увеличивается эмоция одиночества.
Ф. Фромм-Рейхман выделяет, будто одиночество - наверное экстремальное положение, разрушительное для сердитой системы человека вплоть по психотических состояний. Любители психодинамических доктрин исходят основным образом из их медицинской практики и разглядывают одиночество как патологию. Еще в собственных работах создатели акцентируют внимание, будто некие внутриличностные причины (то имеется черты нрава, внутрипсихические инценденты) имеют все шансы привести к состоянию одиночества. К примеру, инфантильность, нерешительность и т.д. Общественная критика одиночества любителями предоставленного расклада – негативная.
К. Роджерс, адепт гуманистического расклада, считает, будто одиночество – наверное инцидент меж «реальным» и «общественно желанным» «Я» персоны.
Сообразно Роджерсу, люди замыкаются в собственном одиночестве, будучи убежденными в том, будто подлинное «Я» индивидума отвергается иными. Вследствие данного человек держится собственных соц ролей и потому продолжает проверять опустошенность.
Остальные любители предоставленного расклада (Моор, Эдди и др.) выводят догадку о том, будто несоответствие между настоящим и безупречным «Я» в результате венчается одиночеством.
Тест одиночества, изображённый Роджерсом, еще выливается из работы с больными. Роджерс разглядывает одиночество как изображение слабенькой приспособляемости персоны. В различие от приверженцев психодинамической модели Роджерс следит предпосылки одиночества теснее никак не в ребяческих переживаниях, а в текущих действиях на человека в реальном. Общественная критика одиночества – негативная.Представителем экзистенциального подхода является Карл Мустакас. Он наблюдает истоки одиночества в самой природе человека, по его мнению, люди изначально одиноки.
Боумен, Рисмен и Слейтер считаются представителями социологического подхода к одиночеству. Одиночество расценивается ими не как нормальное либо ненормальное состояние, а как нормативное - общий статистический показатель, характеризующий общество.
Такие люди обособлены от своего истинного «Я», своих эмоций и своих ожиданий. В результате «направленная вовне» личность может приобрести синдром обеспокоенности и чрезмерную потребность в пристальном внимании к себе со стороны других людей, которая никогда полностью не удовлетворяется. Как следствие – все усиливающиеся чувство одиночества.
С другой стороны, подкрепляемое некоторыми ценностями общества чрезмерное стремление к индивидуальности может негативно воздействовать на естественное стремление индивида к общению, сопричастности и зависимости. Следствием этого внутреннего конфликта становится одиночество. Таким образом, причину одиночества сторонники социологического подхода изначально помещают вне индивида. Авторы подчеркивают значение социализации и опыта, полученного индивида в зрелом возрасте на возникновение и усиление чувства одиночества. Общая оценка – отрицательная . Роберт С. Вейс – адепт интеракционистской точи зрения. Сообразно его представления, одиночество возникает в итоге недостаточности общественного взаимодействия индивидума.
Одиночество обобщается в 2-х типах: в облике психологической изоляции и общественной изоляции. 1-ое вызвано неимением узкой интимной привычки к определенному человеку (к примеру, амурная или брачная), а 2-ое - неимением важных дружественных взаимосвязей и ли ощущения общности .Вейс рассматривает одиночество как нормальную реакцию. [1,2;7,8].
1.2 Общественные и личные индивидуальности одиноких женщин.
Одиночество – наверное с одной стороны итог, с иной процесс.
И, как процесс и итог, этот парадокс имеет 2 главные стороны – общественную и эмоциональную.
Социальная сторона одиночества связана в первую очередность с переменами, которые случились в ВУЗе семьи: все более и более делается семей, в каком месте малыш воспитывается одним из опекунов.
Отседова и происхождение эмоциональной сути одиночества – это эмоция скорее зарождается в малолетстве, так как малыш никак не приобретает нужного ему тепла и интереса со стороны хотя бы 1-го из родителей.
Психологическая сторона одиночества ––это личные свойства персоны и индивидуальности ее поведения, которые содействуют происхождению ощущения одиночества и потом увеличивают его.Понятие одиночества рассматривается в большинстве своем в 2-х контекстах: контексте возраста (например, детское одиночество либо одиночество пожилых людей), и в контексте гендера (одиночество парней и женщин).
В связи с целью предоставленной исследовательской работы, нужно открыть тщательно специфику дамского одиночества.
Особенность дамского одиночества опосредуется в первую очередность факторами.
Женское одиночество - непростой, полиэдральный общественно-психический парадокс, кой, обяснен в первую очередность специфичными факторами, владеет разными вариациями, формами, окрашен явными переживаниями, вызывает конкретные реактивные состояния и стратегии его преодоления.
Женское одиночество как общественно-психологическое действо считается следствием неудовлетворенной необходимости в соц содействии и недолеких доверительных отношениях.
Одиночество дам считается итогом взаимодействия последующих проявлений: присутствия уязвимых личных черт, неадекватного самоотношения, завышенной тревожности; сформированности таковых стратегий поведения, в базе каких лежат деструктивные машины идентификации и обособления, неимения умений действенного общения.
Воспринятие дамами одиночества в главном проистекает в нехорошем ключе и характеризуется «неблагоприятными переживаниями и чувствами», «пассивностью», «ощущением безысходности», «забытостью», «кризисом сил», «незнанием, будто работать далее», «неимением цели в жизни», «неимением близких взаимоотношений», «неимением приятелей», «неимением осмысливания» и т.д.
Наконец, специфику дамского одиночества, до этого только, опосредуют предпосылки его происхождения
Сообразно воззрению Н.В, Шитовой, важная из обстоятельств дамского одиночества - демографическая.
Сообразно этой статистики, мужская смертность существенно превышает дамскую во всех возрастных категориях. Не считая мужской смертности, имеется еще некоторое количество событий, убавляющих численность возможных партнеров: дебоширство, отбывание санкций в местах потери свободы, работа в армии.
Одинокое материнство. Дама ощущает себя одинокой, так как не имеет возможности воплотить собственный исходный инстинкт. Ежели дама имеет деток, то она направляет свое внимание на них. Однако, и дама имеет необходимость в том, чтобы к ней так же была проявлена забота и теплота, психологическая и духовная помощь, чувство безопасности, убежденности, прочности и опоры в жизни.[18,19,26;9,10,11]
В последнее время одной из серьёзнейших событий женского одиночества стало одиночество в неимении детей. Этим разъясняется тот факт, что участились случаи отказа от детей молодых незамужних рожениц. В Рф и из-за эмоциональных припятствий, вместо слова с плохим значением «бездетная», все чаще стало использоваться «свободная от детей».
Еще 1 фактор - дамский службизм. Инновационные дамы стали более оценивать свою свободу. Изучения демонстрируют, будто дамы, никак не захотевшие обладать деток, почаще приподнято образованы, показывают энтузиазм к собственной труде и достигнули огромных фурроров; они считают, будто материнство никак не принесло бы им ублажения. Почти все считают, будто судьба и детки несовместимы.
Супружество сообразно расчету - наверное одиночество вдвоем. Супружество имеет возможность быть условно устойчивым лишь в том случае, как скоро пара жена понимают, что они ждут от него. Почти всех дам наверное приводит к депрессии и в том числе и к суицидальным поползновениям.
Немало женщин, которые в мощь особенностей характера не способны вжиться с мужчинами. Многие из их истеричны, скандальны, конфликтны.
В России большая часть разводов происходит по инициативе женщин. Есть женщины, которые после развода повторно не заключают брак, но не по собственному нежеланию, а в взаимосвязи с какими-либо обстоятельствами. Например, не имея претендента, который отвечал бы представлению о спутнике жизни, либо, не желая своим детям отчима, и всецело отдают себя их воспитанию. Поэтому разведенная женщина более уязвима и находится в заведомо неравных условиях с мужчиной.
Вдовство - одно из тяжелейших состояний потери близкого человека. Вслед за смертью одного из супругов возможно как одиночество - освобождение, так и одиночество - утрата.
Рассматривая женское одиночество как социально-психологический феномен, можно говорить о нем, используя такие категории как чувство, состояние, процесс, отношение.[24,30;11]
Данные категории определяют форму одиночества.
Одиночество как чувство обусловливается переживанием человеком своей непохожести на других, вследствие чего возникает определенный психологический барьер в общении, ощущение непонимания и неприятия себя другими людьми. Чувство одиночества есть осознание человеком невозможности (на данном этапе) иметь близкие, интимные отношения с кем-либо, основанные на взаимном принятии, любви и понимании.
Состояние одиночества - это переживание человеком потери внутренней целостности и внешней гармонии с миром. Оно выражается в нарушении гармонии между желаемым и достигнутым качеством социального общения.
В отечественной психологии принято различать три типа одиночества.
Хроническое одиночество наступает тогда, когда индивидум в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми.
Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо психотравмирующих событий в жизни человека. После некоторого времени дистресса индивидум смиряется со своей потерей и частично либо полностью преодолевает возникшее чувство одиночества.
Преходящее одиночество выражается в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят.
Определение видов переживания одиночества женщинами представлено в исследовании С.Г.Корчагиной, которая выделила следующие виды:
«отчуждающее одиночество» - разряд состояния одиночества связанный с преимущественным действием механизмов обособления в психологической структуре личности, крайней формой которых выступает отчуждение: от других людей, норм, ценностей, определенной группы, мира в целом.
Информация о работе Личностные особенности и представления одиночества у женщин