Личность и деятельность учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:33, реферат

Краткое описание

Проблема психологии педагогической деятельности и ее продуктивности является одной из актуальных для педагогической психологии как науки и для самой педагогической практики. Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 3 стр.
§1. Психологические модели педагогической деятельности (системный подход)………………………………………………………………………..4 стр.
§2. Профессионализм и творчество педагога...............................................8 стр.
§3. Мотивация педагога и удовлетворенность профессией.......................10 стр.
§4. Профессиональная Я-концепция педагога............................................12 стр.
Заключение………………………………………………………………….17 стр.
Библиография……………………………………………………………….18 стр.

Файлы: 1 файл

реферат по психологии пед. общения.docx

— 38.74 Кб (Скачать)

Методика может применяться  для диагностики мотивации профессиональной деятельности (в том числе — педагогической). В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. Напомним, что о внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внеположных самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т. д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные.

Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней  положитель¬ной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ). На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

При интерпретации следует  учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.

Методика позволяет определить удовлетворенность учителя избранной профессией на основе подсчета индекса удовлетворенности ИУ.

 

 

 

 

§5. Профессиональная Я-концепция педагога

  • Я-концепция и самооценка

Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система  установок относительно собственной  личности или, если можно так выразиться, «теория самого себя» . Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда  оказывает  сильнейшее влияние  на формирование Я-концепции.

Самооценка относится  к центральным образованиям личности, ее ядру, в значительной степени определяя социальную адаптацию личности и являясь регулятором ее поведения и деятельности. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки. Самооценка является понятием более частным в сравнении с понятием «самоотношение», которое описывает общую направленность и «знак» отношения человека к самому себе. Самооценка является конкретным выражением самоотношения, часто представляемым даже количественно. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в картине мира (Б. Ананьев, В. Мясищев, Б. Карвасарский).

В структуре самооценки вообще и профессиональной самооценки в особенности целесообразно выделять: а) операционально-деятельностный и б) личностный аспекты. Операционально-деятельностный аспект самооценки связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессионального уровня (сформированности умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний). Личностный аспект профессиональной самооценки выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа «Я-профес-сионального».

В структуре профессиональной самооценки целесообразно также  выделять: а) самооценку результата и  б) самооценку потенциала. Самооценка результата связана с оценкой  достигнутого (в общем и парциальном аспекте) и отражает удовлетворенность/неудовлетворенность достижениями. Самооценка потенциала связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах. Низкая самооценка результата вовсе не обязательно говорит о «комплексе профессиональной неполноценности».

  • Квантификация межличностных отношений и Я-концепция (методика).

Теоретические и практические основы данной методики были разработаны американским психологом Т. Лири (Т. Leary). В создании теста участвовали также Г. Лефорж и Р. Сазек. Данная методика получила положительную оценку в отечественной литературе по психодиагностике (К. М. Гуревич и др.), используется она и в социально-психологических исследованиях (А. В. Петровский, А. А. Реан и др.), и в практике психологического консультирования, в том числе семейного.

Методика предназначена  для исследования представлений  субъекта о себе, своем идеальном  «Я» и своих взаимоотношений  с ближайшим окружением. В связи  с этим выделяются различные аспекты  при заполнении опросника: само¬оценка, описание идеального «Я», оценка близких людей, оценка себя «глазами близких» (двойная рефлексия). Выбор этих аспектов достаточно произволен и определяется целями и задачами диагностики. Однако важно, что по всем избранным аспектам оценка производится с помощью одного и того же текста опросника. Всего этот опросник включает в себя 128 оценочных суждений, из которых испытуемый выбирает подходящие, отмечая их в опросном листе знаком «+». Таким образом, опросный лист в разных исследованиях может иметь различный вид — в зависимости от избранных аспектов оценки. Так же как и заполнение, обработка опросника проводится отдельно по каждому из аспектов. Всего в опроснике имеется 8 субшкал (октантов).

Первый  октант (субшкала авторитарность): лидерство — властность — деспотичность.

Второй  октант (субшкала эгоистичность): уверенность в себе — самоуверенность — самовлюбленность.

Третий  октант (субшкала агрессивность): требовательность — непримиримость — жестокость.

Четвертый октант (субшкала подозрительность): скептицизм — упрямство — негативизм.

Пятый октант (субшкала подчиненность): уступчивость — кротость — пассивная подчиненность.

Шестой  октант (субшкала зависимость): доверчивость — послушность — зависимость.

Седьмой октант (субшкала дружелюбие): добросердечие — несамостоятельность — чрезмерный конформизм.

Восьмой октант (субшкала альтруистичность): отзывчивость — бескорыстие — жертвенность.

В зависимости от количества набранных баллов по каждому из октантов говорят о степени, выраженности качества. Первая степень качества в каждом октанте (лидерство, уверенность  в себе, требовательность, скептицизм, уступчивость и т. п.) характеризует адаптивный вариант развития. Усугубление соответствующих тенденций и проявление третьей степени качества (деспотичность, самовлюбленность, жестокость, негативизм и т. д.) свидетельствуют о дезадаптационном варианте развития.

  • Я-концепция и тенденции профессионально-личностного развития педагога

Рассмотренная методика может  применяться не только для диагностики взаимоотношений между личностью и ближайшим окружением. Внесение определенных модификаций (А. А. Реан), в основном касающихся процедур обработки, анализа и интерпретации данных, приводит к новому варианту этой методики, который с успехом может быть использован для изучения Я-образа и тенденций личностного развития. Новый вариант методики в нашей модификации в настоящее время нашел применение уже не только в социальной педагогической психологии, но и в других областях социальной психологии личности, например в сфере изучения эффективности воздействия рекламных обращений на личность (М. Г. Ионин, 1996).

В рассматриваемом контексте  методика может быть применена для диагностики тенденций обобщенно-личностного и профессионального развития личности. Последнее действительно обоснованно, хотя по содержанию оценочных суждений данная методика, несомненно, личностная. Существенное место принадлежит и личностному компоненту, который иногда забывается, иногда вытесняется, а иногда прямо отвергается в силу прямолинейного истолкования представлений Б. Г. Ананьева о четырех ипостасях человека: индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность.

В модифицированном варианте методики используются два аспекта: «Я» и «Каким Я хотел бы быть». Для диагностики тенденций личностного развития необходимо произвести оценку отклонения Я-образа от идеала по всем восьми октантам. Мы предлагаем производить эту оценку в двух вариантах — по модулю, где — величина отклонения Я-образа от образа идеала по конкретному октанту; х. — набранные баллы по первому аспекту (Я-образ) в конкретном октанте; у — набранные баллы по второму аспекту (Я -идеальное) в конкретном октанте.

Введение обоих типов  оценок целесообразно потому, что  оценка по модулю (формула 1) позволяет  говорить о приближенности или отдаленности Я-образа от Я идеального, а оценка с учетом знака (формула 2) позволяет, кроме того, говорить и о тенденциях личностного развития (стремление к повышению или понижению уровня развития у себя тех или иных конкретных качеств либо их комплекса).

Оказывается, чем оптимальнее мотивация профессиональной деятельности педагога, чем больше выражены у него внутренние и внешние положительные мотивы, тем активнее он стремится ограничить свою властность. Именно для данной категории работников характерно представление о слишком высоком развитии в собственной личности авторитарных тенденций; о том, что работа над собой, приближение к идеалу педагога-профессионала должны идти по пути ограничения властных, жестких, авторитарных начал. И наоборот, чем менее оптимален мотивационный комплекс педагога, чем менее значимы для него собственно внутренние мотивы профессиональной деятельности, тем более связывает педагог свое профессиональное совершенствование с развитием в себе таких качеств, как властность и авторитарность.

Таким образом, к самосовершенствованию  стремятся как педагоги, имеющие  внутреннюю, продуктивную, мотивацию, так и педагоги с неоптимальной профессиональной мотивацией. Но пути для этого выбираются разные: одни стремятся стать менее, другие — более авторитарными. Противоположными оказываются их представления о направлениях саморазвития, самокоррекции и способах приближения к профессиональному идеалу.

 

Заключение

Педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, в которой с помощью  различных средств воздействия  на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания. Это сложная система, компоненты которой взаимосвязаны, определение которой разные учёные дают по-разному, что и было отражено в настоящей работе.

Выделяют разные виды педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, организаторская, пропагандистская, управленческая, консультационно-диагностическая, деятельность по самообразованию. Все эти виды деятельности имеют некоторое общее строение и вместе с тем своеобразие.

Психологически полная структура  деятельности всегда включает в себя: во-первых, мотивационно-ориентировочное звено, когда человек ориентируется в новой обстановке, ставит перед собой цели и задачи, у него возникают мотивы; это этап готовности к деятельности; во-вторых, центральное, исполнительное звено, где человек осуществляет действия - то, ради чего начата деятельность; в-третьих, контрольно-оценочное звено, где человек мысленно обращается назад и устанавливает для себя, решил ли он с помощью имеющихся средств и способов задачи, которые он сам ставил.

Полноценное осуществление  учителем педагогической деятельности предполагает реализацию (развернутую  и на достаточно высоком уровне) всех ее компонентов: самостоятельную  постановку педагогических целей и  задач; владение широким спектром воздействия  на учащихся; постоянный самоконтроль за ходом и состоянием своей педагогической деятельности. Если один из компонентов  педагогической деятельности развит недостаточно, то можно говорить о деформировании педагогической деятельности. В работе были приведены различные виды методик для определения степени мотивации и Я-концепции каждого педагога.

Библиография

  1. Акопов Г. В. Социальная психология высшего образования. Самара, 1993.
  2. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - М.,1986.
  3. Введение в специальность/ Под ред. Рувинского Л.И. М., 1988.
  4. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского М.,   1973.
  5. Габай Т. В. Педагогическая психология. М., 1995.
  6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
  7. Ильясов И. И. Структура и процесс учения. М., 1986.
  8. Коломинский Я. Д., Березовик И. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М., 1977.
  9. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 1997.
  10. Кузьмина И. В. Профессионализм деятельности преподавателя. М.,   1989.
  11. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб, 1993.
  12. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996
  13. Реан А. А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
  14. Якунин В. А., Линов Е. Н. Психология педагогической деятельности. Л, 1990.

 

 

 


Информация о работе Личность и деятельность учителя