Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:33, реферат
Проблема психологии педагогической деятельности и ее продуктивности является одной из актуальных для педагогической психологии как науки и для самой педагогической практики. Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической.
Введение…………………………………………………………………….. 3 стр.
§1. Психологические модели педагогической деятельности (системный подход)………………………………………………………………………..4 стр.
§2. Профессионализм и творчество педагога...............................................8 стр.
§3. Мотивация педагога и удовлетворенность профессией.......................10 стр.
§4. Профессиональная Я-концепция педагога............................................12 стр.
Заключение………………………………………………………………….17 стр.
Библиография……………………………………………………………….18 стр.
Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности (в том числе — педагогической). В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. Напомним, что о внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внеположных самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т. д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные.
Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положитель¬ной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ). На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.
При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
Методика позволяет определить удовлетворенность учителя избранной профессией на основе подсчета индекса удовлетворенности ИУ.
§5. Профессиональная Я-концепция педагога
Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, если можно так выразиться, «теория самого себя» . Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции.
Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, в значительной степени определяя социальную адаптацию личности и являясь регулятором ее поведения и деятельности. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки. Самооценка является понятием более частным в сравнении с понятием «самоотношение», которое описывает общую направленность и «знак» отношения человека к самому себе. Самооценка является конкретным выражением самоотношения, часто представляемым даже количественно. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в картине мира (Б. Ананьев, В. Мясищев, Б. Карвасарский).
В структуре самооценки вообще и профессиональной самооценки в особенности целесообразно выделять: а) операционально-деятельностный и б) личностный аспекты. Операционально-деятельностный аспект самооценки связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессионального уровня (сформированности умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний). Личностный аспект профессиональной самооценки выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа «Я-профес-сионального».
В структуре профессиональной
самооценки целесообразно также
выделять: а) самооценку результата и
б) самооценку потенциала. Самооценка
результата связана с оценкой
достигнутого (в общем и парциальном
аспекте) и отражает удовлетворенность/
Теоретические и практические основы данной методики были разработаны американским психологом Т. Лири (Т. Leary). В создании теста участвовали также Г. Лефорж и Р. Сазек. Данная методика получила положительную оценку в отечественной литературе по психодиагностике (К. М. Гуревич и др.), используется она и в социально-психологических исследованиях (А. В. Петровский, А. А. Реан и др.), и в практике психологического консультирования, в том числе семейного.
Методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе, своем идеальном «Я» и своих взаимоотношений с ближайшим окружением. В связи с этим выделяются различные аспекты при заполнении опросника: само¬оценка, описание идеального «Я», оценка близких людей, оценка себя «глазами близких» (двойная рефлексия). Выбор этих аспектов достаточно произволен и определяется целями и задачами диагностики. Однако важно, что по всем избранным аспектам оценка производится с помощью одного и того же текста опросника. Всего этот опросник включает в себя 128 оценочных суждений, из которых испытуемый выбирает подходящие, отмечая их в опросном листе знаком «+». Таким образом, опросный лист в разных исследованиях может иметь различный вид — в зависимости от избранных аспектов оценки. Так же как и заполнение, обработка опросника проводится отдельно по каждому из аспектов. Всего в опроснике имеется 8 субшкал (октантов).
Первый октант (субшкала авторитарность): лидерство — властность — деспотичность.
Второй октант (субшкала эгоистичность): уверенность в себе — самоуверенность — самовлюбленность.
Третий октант (субшкала агрессивность): требовательность — непримиримость — жестокость.
Четвертый октант (субшкала подозрительность): скептицизм — упрямство — негативизм.
Пятый октант (субшкала подчиненность): уступчивость — кротость — пассивная подчиненность.
Шестой октант (субшкала зависимость): доверчивость — послушность — зависимость.
Седьмой октант (субшкала дружелюбие): добросердечие — несамостоятельность — чрезмерный конформизм.
Восьмой октант (субшкала альтруистичность): отзывчивость — бескорыстие — жертвенность.
В зависимости от количества набранных баллов по каждому из октантов говорят о степени, выраженности качества. Первая степень качества в каждом октанте (лидерство, уверенность в себе, требовательность, скептицизм, уступчивость и т. п.) характеризует адаптивный вариант развития. Усугубление соответствующих тенденций и проявление третьей степени качества (деспотичность, самовлюбленность, жестокость, негативизм и т. д.) свидетельствуют о дезадаптационном варианте развития.
Рассмотренная методика может применяться не только для диагностики взаимоотношений между личностью и ближайшим окружением. Внесение определенных модификаций (А. А. Реан), в основном касающихся процедур обработки, анализа и интерпретации данных, приводит к новому варианту этой методики, который с успехом может быть использован для изучения Я-образа и тенденций личностного развития. Новый вариант методики в нашей модификации в настоящее время нашел применение уже не только в социальной педагогической психологии, но и в других областях социальной психологии личности, например в сфере изучения эффективности воздействия рекламных обращений на личность (М. Г. Ионин, 1996).
В рассматриваемом контексте методика может быть применена для диагностики тенденций обобщенно-личностного и профессионального развития личности. Последнее действительно обоснованно, хотя по содержанию оценочных суждений данная методика, несомненно, личностная. Существенное место принадлежит и личностному компоненту, который иногда забывается, иногда вытесняется, а иногда прямо отвергается в силу прямолинейного истолкования представлений Б. Г. Ананьева о четырех ипостасях человека: индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность.
В модифицированном варианте методики используются два аспекта: «Я» и «Каким Я хотел бы быть». Для диагностики тенденций личностного развития необходимо произвести оценку отклонения Я-образа от идеала по всем восьми октантам. Мы предлагаем производить эту оценку в двух вариантах — по модулю, где — величина отклонения Я-образа от образа идеала по конкретному октанту; х. — набранные баллы по первому аспекту (Я-образ) в конкретном октанте; у — набранные баллы по второму аспекту (Я -идеальное) в конкретном октанте.
Введение обоих типов оценок целесообразно потому, что оценка по модулю (формула 1) позволяет говорить о приближенности или отдаленности Я-образа от Я идеального, а оценка с учетом знака (формула 2) позволяет, кроме того, говорить и о тенденциях личностного развития (стремление к повышению или понижению уровня развития у себя тех или иных конкретных качеств либо их комплекса).
Оказывается, чем оптимальнее мотивация профессиональной деятельности педагога, чем больше выражены у него внутренние и внешние положительные мотивы, тем активнее он стремится ограничить свою властность. Именно для данной категории работников характерно представление о слишком высоком развитии в собственной личности авторитарных тенденций; о том, что работа над собой, приближение к идеалу педагога-профессионала должны идти по пути ограничения властных, жестких, авторитарных начал. И наоборот, чем менее оптимален мотивационный комплекс педагога, чем менее значимы для него собственно внутренние мотивы профессиональной деятельности, тем более связывает педагог свое профессиональное совершенствование с развитием в себе таких качеств, как властность и авторитарность.
Таким образом, к самосовершенствованию стремятся как педагоги, имеющие внутреннюю, продуктивную, мотивацию, так и педагоги с неоптимальной профессиональной мотивацией. Но пути для этого выбираются разные: одни стремятся стать менее, другие — более авторитарными. Противоположными оказываются их представления о направлениях саморазвития, самокоррекции и способах приближения к профессиональному идеалу.
Заключение
Педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания. Это сложная система, компоненты которой взаимосвязаны, определение которой разные учёные дают по-разному, что и было отражено в настоящей работе.
Выделяют разные виды педагогической
деятельности: обучающая, воспитательная,
организаторская, пропагандистская, управленческая,
консультационно-
Психологически полная структура деятельности всегда включает в себя: во-первых, мотивационно-ориентировочное звено, когда человек ориентируется в новой обстановке, ставит перед собой цели и задачи, у него возникают мотивы; это этап готовности к деятельности; во-вторых, центральное, исполнительное звено, где человек осуществляет действия - то, ради чего начата деятельность; в-третьих, контрольно-оценочное звено, где человек мысленно обращается назад и устанавливает для себя, решил ли он с помощью имеющихся средств и способов задачи, которые он сам ставил.
Полноценное осуществление учителем педагогической деятельности предполагает реализацию (развернутую и на достаточно высоком уровне) всех ее компонентов: самостоятельную постановку педагогических целей и задач; владение широким спектром воздействия на учащихся; постоянный самоконтроль за ходом и состоянием своей педагогической деятельности. Если один из компонентов педагогической деятельности развит недостаточно, то можно говорить о деформировании педагогической деятельности. В работе были приведены различные виды методик для определения степени мотивации и Я-концепции каждого педагога.
Библиография