Культура обслуживания на предприятиях питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:41, лекция

Краткое описание

Культура обслуживания — это организационная культура, направленная на обслуживание клиентов на основе выработки определенных правил, процедур, практических навыков и умений. Культура обслуживания диктуется политикой предприятия, поддерживается системой поощрений персонала обслуживания и рядом других мероприятий.

Файлы: 1 файл

лекц. культ обсл. ресторан.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

При передвижении обслуживающего персонала по залу действуют правила, схожие с правилами дорожного движения: при встречном движении идти по правой стороне; обгонять слева; не останавливаться внезапно; избегать ненужных движений и т.д. При сервировке столов, а также в процессе непосредственного обслуживания гостей официант всегда движется вперед. Работа, выполняемая им с правой стороны от гостя, обусловливает для него необходимость обходить стол слева. И наоборот, работа, выполняемая официантом с левой стороны от гостя, обусловливает необходимость для него обходить стол справа.

Стоя  с правой стороны от гостя, официант выполняет следующие действия:

+ раскладывает  приборы, которые должны лежать  справа (ложки, ножи);

+ расставляет и убирает бокалы, рюмки и т.д.;

+ подает  бутылки с алкогольными напитками;

+ разливает  напитки;

+ расставляет  тарелки с супом;

+ подает  или наливает горячие напитки  (кофе, чай, шоколад и т.д.);

+ подает  карту меню;

+ подает  тарелки с табачными изделиями (например, с раскрытой пачкой сигарет);

+ убирает  со стола тарелки, чашки, приборы,  соусницы, посуду из стекла, бутылки, салфетки и др,

Стоя  с левой стороны от гостя, официант выполняет следующие действия:

+ раскладывает  приборы, которые должны лежать  с левой стороны (например, вилки);

+ раскладывает  масло, предлагает гостям выложенную  на блюдо пишу;

+ расставляет  и убирает пирожковые и закусочные  тарелки, салатники;

+ предлагает  гостям поднос для уборки ненужной  посуды;

+ предлагает  сигареты, которые гость сам достает из пачки и т д.

Знание  и соблюдение специальных  правил предложения  и отпуска различных блюд и напитков. Предпосылкой квалифицированного обслуживания гостей на предприятиях питания является обстоятельное знание специальных правил предложения и отпуска различных блюд и напитков, а также технических навыков и приемов их подачи.

Предложение и подача холодных закусок. Холодные закуски способствуют возбуждению аппетита, поэтому они должны иметь привлекательный внешний вид. Подача холодных закусок осуществляется в следующей последовательности:

1) рыбная  гастрономия (икра, рыба, шпроты);

2) рыбные  блюда собственного производства (рыба отварная, заливная, под маринадом  и т.д.);

3) мясная  гастрономия;

4) мясные  закуски собственного производства;

5) натуральные  овощи;

6) салаты (рыбные, мясные, овощные, яичные);

7) сыр.

Температура подаваемых холодных закусок должна быть не выше 14 °С, некоторые продукты (сливочное масло) должны быть охлажденными. Овощи в натуральном виде можно  подавать в салатниках с пищевым льдом.

Холодные  закуски подаются, на закусочных тарелках, если они предназначены для индивидуальной подачи, или в металлических и фарфоровых блюдах круглой и овальной формы, если они подаются группе посетителей, на банкетах и приемах.

Для раскладывания закусок в зависимости от их вида применяют ложку столовую, ложку десертную или вилку либо то и другое. Используют также специальные приборы: лопатки для раскладывания рыбы, икры, паштета, приборы для салатов, щипцы.

Предложение и подача горячих закусок. Горячие закуски подают перед основным блюдом и, как правило, в той специальной посуде, в которой они приготавливались (порционные сковородки, посуда из жаропрочного стекла).

Предложение и подача супов. Супы подают после закусок. По температуре при подаче супы бывают горячие (74 °С) и холодные (7-14 °С). Супы, заправленные льезоном, при подаче должны иметь температуру 64° С.

В зависимости  от технологии приготовления супы делятся  на следующие виды: прозрачные (бульоны), заправочные (щи, борщи), пюреобразные, молочные, холодные, фруктово-ягодные. Вид супов определяет посуду и способы их подачи.

Супы  подают в тарелках, в бульонных  чашках, в супнице, При подаче некоторых  видов заправочных супов, борщей и супов национальных кухонь используют порционные горячие горшочки, в которых эти супы готовились.

Предложение и подача вторых блюд. Ассортимент вторых блюд, предлагаемых клиентам ресторана, разнообразен как по используемому сырью, так и по способу тепловой обработки. Последовательность их подачи следующая:

1) рыбные;

2) мясные;

3) птица  и дичь;

4) овощные;

5) крупяные;

6) яичные;

7) молочные;

8) мучные.

Если  какое-либо блюдо отсутствует, то это  не нарушает очередности их подачи.

Вторые  блюда подают в горячем виде при  температуре 65 "С, соусы к ним — 75 °С, заказные блюда — 80—90 X. Чтобы сохранить температуру блюд при отпуске, тарелки для подачи следует подогревать до 40—45 °С.

Предложение и подача алкогольных  напитков. Классические сочетания блюд и напитков возникли еше в начале XIX века, когда лучшие французские повара совместили на столе икру с шампанским, морской язык с белым бургундским вином, дичь — с красным бургундским. Тогда и стало правилом пить белое с рыбой, а красное — с мясом. В этом выражается важнейший принцип сочетаемости блюд и напитков, называемый специалистами цветовым. Данная традиция диктуется здравым смыслом: красное вино с высоким содержанием танина придает рыбе и дарам моря металлический привкус, дичь и ароматное мясо убивают вкус большинства белых вин. Но у каждого правила есть исключения. Поэтому к белому мясу курицы возможна подача красных вин, к рыбе также можно подавать легкое красное вино. Следует помнить, что цвет играет не главную роль при сочетании, он лишь подсказывает и сужает направления поиска. Окончательное решение принимается с учетом иных факторов.

 К  некоторым продуктам питания  и, соответственно, приготовленным из них блюдам в связи с их вкусом и вкусовыми оттенками подобрать вино очень трудно, практически невозможно. Их называют "врагами вина". Это блюда, приготовленные с использованием уксуса и майонеза, чеснок, лук, острые соусы и соления, жирная соленая рыба, в том числе копченая, шоколад и шоколадные конфеты, цитрусовые (лимоны и грейпфруты), блюда с высоким содержанием пряностей и др. Все вышеизложенное отражает суть так называемого запретительного принципа сочетания блюд и напитков.

С блюдами  местной кухни лучше сочетаются вина, произведенные в этом же регионе, —региональный принцип. В ресторанах любого винодельческого региона упор делается, как правило, на местную продукцию.(3, с.5)

Если  блюдо готовится в вине, то именно с этим сортом вина его надо подавать — соусный принцип. Исключения допускаются, когда предполагается подача дорогих или старых вин. В этих случаях их следует заменить менее дорогой и выдержанной продукцией.

Спиртовая крепость и концентрация ароматов вин  должны соответствовать вкусовым характеристикам  блюд: тонкие и нежные блюда заслуживают тонких вин, а обильная и плотная пища требует вин более сильных (силовой принцип).

Принцип взаимодействия ароматов предполагает гармонию запахов, хотя иногда контраст между ароматами вина и блюд бывает приятным.

Следует также различать вертикальное и  горизонтальное сочетание блюд и вин. Сущность вертикального сочетания заключается в подборе вина к каждому предлагаемому в меню блюду. Горизонтальное сочетание заключается в предложении вина к целому обеду (ужину), что осуществить гораздо труднее. Типичной является ситуация, когда клиенты располагают ограниченными средствами и предпочитают заказывать одно наименование вина или другого спиртного напитка под все выбранные блюда.

Традиции  диктуют и очередность подачи вин: марочные вина следует подавать после ординарных, сладкие десертные  — после сухих и полусладких, крепленые вина — после слабоалкогольных, красные — после белых.

Винные  эксперты называют работу по сочетанию  вин и. блюд искусством. Здесь отсутствуют  математически точные выводы и однозначные  соответствия. Над решением этой проблемы работают многие специалисты, рекомендации которых зачастую существенно расходятся. Здесь очень многое решают персональные предпочтения и привычки гостей.

Вкусовые  и ароматические вещества напитков приобретают наиболее выраженный характер при отпуске их в стеклянной посуле соответствующих формы, емкости и цвета (табл. 5.1). Емкость посуды зависит от крепости напитка: чем он крепче, тем меньше должна быть емкость. Вся винная посуда должна быть из бесцветного стекла, чтобы гость мог оценить цвет и прозрачность вина.

Решающим  условием для наиболее полного выявления вкусовых качеств алкогольных напитков является соблюдение определенной температуры при их подаче. В таблице 5.2 приведена температура, рекомендуемая при подаче разных напитков.

При предложении  алкогольных напитков необходимо учитывать и время года. В жаркие дни следует рекомендовать белые сухие вина, обладающие освежающим вкусом, зимой — красные столовые крепкие вина, коньяки. 

Таблица  5.1

                Посуда для подачи напитков  
    Емкость
Напиток Вид используемой посуды (см')
Ликер Рюмка 25
Коньяк Рюмка типа "тюльпан" 35
Водка, горькие настойки, наливки Рюмка 50
Крепленые и десертные вина Рюмка мадерная 75
Белые сухие и полусухие вина Рюмка рейнвейная 100
Красное столовое вино Рюмка лафитная 125
Шампанское  и игристые вина Бокалы 125-150
Пиво Пивные кружки 250-500
Виски со льдом, содовая, Стаканы цилиндрические 300
пунш  со льдом или конусные с  утолщенным  
  дном  
 
 
 

Таблица 5.2

       Температура напитков при подаче
             Напиток   Температура ("С)
Водка, виски, джин   4-6
Горькие настойки, ликеры всех наименований   10-15
Французский коньяк   18-19
Белые столовые вина   8-12
Красные столовые вина   16-18, зимой 20
Десертные вина, вермуты   13-16
Игристые  вина   6-8
Сухое и полусухое шампанское   8-10
Сладкое и мускатное шампанское   14-16
Пиво  светлых сортов   8-Ю
Пиво  темных сортов   10-12
Алкогольные коктейли   4-5
 

При подаче алкогольных напитков следует помнить, что напитки для группы гостей подают в бутылке, для одного гостя — в графине соответствующей емкости. Для того чтобы было легко разливать, графин следует наполнять на 3/4 объема.

Прежде  чем поставить бутылку с заказанным напитком на стол, официант должен показать ее гостю. Для этого необходимо, чтобы бутылка была обращена этикеткой к гостю, что позволит ему убедиться в правильности выполнения заказа. Открывать бутылку можно только в присутствии и с разрешения гостя.

После показа бутылки и ее открытия официант наливает гостю пробный глоток. Подняв рюмку (бокал) против света, гость имеет возможность проверить цвет и прозрачность вина. По аромату он определяет его букет. Получив согласие, официант наполняет рюмки (бокалы) всех присутствующих за столом гостей и последним — рюмку (бокал) хозяина застолья. При обслуживании большой группы гостей пробный глоток хозяину (организатору) не наливают.

Информация о работе Культура обслуживания на предприятиях питания