Кризис среднего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 19:34, реферат

Краткое описание

В данной работе изложены основные характеристики зрелого человека, так как именно в этом возрасте личность находится в центре возрастной периодизации и ответственность которую он несёт за свою жизнь, за жизнь старшего и будущего поколения целиком лежит на его плечах.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………………….3
2. 1. Основные специфические проблемы периодизации индивидуального развития взрослого человека……………………………………………………………………4
3. 2. Социальная ситуация развития……………………………………………………6
4. 3. Межличностные отношения……………………………………………………….8
5. 4. Особенности протекания кризиса у мужчин и у женщин……………………...11
4.1. Особенности протекания кризиса у мужчин………………………………….11
4.2. Особенности протекания кризиса у женщин…………………………………14
6. 5. Семья. Семейные ценности………………………………………………………17
5.1. Семейный цикл………………………………………………………………….18
5.2. Родительство…………………………………………………………………….19
7. Заключение…………………………………………………………………………..22
8. Список литературы

Файлы: 1 файл

к зачету по психологии.docx

— 58.76 Кб (Скачать)

Ряд исследований показал, что в период беременности оба родителя вносят в свою жизнь определённые коррективы. Им необходимо решить вопросы, касающиеся родов, подготовить дом к появлению в нем младенца, определить, будут ли продолжать работать оба родителя и т.д. кроме того, будущие родители часто бывают озабочены тем, сумеют ли они справиться с новой для себя ролью и каким будет их ребёнок. В течение этого периода супруги обычно оказывают друг другу эмоциональную поддержку.

Хотя некоторые заботы у родителей оказываются общими, отцы и матери могут демонстрировать различные реакции на появление ребёнка.

Женщины, как правило, изменяют свой образ жизни. Во время первой беременности, женщина испытывает противоречивые состояния, связанные с подготовкой к будущему материнству, которое становится частью её новой жизни, и долгие годы будет занимать в ней центральное месть. Отныне все дела приходится соотносить с ожидаемым рождением ребёнка, которого она еще даже не знает. С беременностью отныне связаны многие противоречивые чувства. Однако для женщин труднее всего, быть может, осознать, что, с одной стороны, она хочет стать матерью и иметь ребенка, а с другой – боится его, т.е. что её чувства амбивалентны[6].

Причина, по которой женщины стремятся родить ребенка и стать матерью, разнообразны. Для некоторых рождение ребёнка составляет смысл жизни или же средство скрасить одиночество. Многие женщины считают, что только с рождением ребёнка брачный союз становится семьей, и они хотят иметь эту семью, общаться с другими такими же семьями, принадлежать к их числу. Другие женщины хотят пережить чувства, связанные с беременностью, родами, хотят кормить грудью, ухаживать за ребёнком, следить за его ростом и развитием. Некоторые надеются через рождение ребенка улучшить супружеские отношения. Наконец, женщина может стремиться к материнству, чтобы приобрести статус взрослой личности, настоящей женщины и тем самым повысить свою значимость, завоевать большее уважение.

В то же время существует множество причин, которые заставляют женщину избегать рождения ребёнка. К их числу относится, прежде всего, противоречие между материнством и работой. Для современной женщины, часто имеющей хорошее образование и интересную профессию, трудно смириться с мыслью, что она не может полностью отдавать себя работе, что ей придется хотя бы на время расстаться с коллегами и в значительной мере отказаться от личной свободы и независимости. Второе противоречие состоит в трудности быть одновременно матерью и женой. После рождения ребенка у супругов остается гораздо меньше времени, которое они могут посвятить друг другу, а появление третьего в отношениях между двумя часто вызывает ревность. Отец может ревновать ребёнка к матери, но и матери также трудно смириться с близостью между отцом и ребёнком. Женщине не всегда легко принять и ту ответственность перед родственниками и обществом, которая возлагается на неё с рождением ребёнка. Беспокоят и грядущие экономические заботы или даже просто необходимость тратить на детские принадлежности средства, которые могли бы быть использованы для личных нужд[9].

Отношения женщины со своими родными и близкими также существенно влияет на то, как она переносит беременность. Например, если не сложились отношения с мужем, ей может не доставать чувства безопасности, а при плохих отношениях с матерью, она может чувствовать себя неуверенно как женщина, как мать. Если женщина очень молода и у неё ещё слабо развито самосознание, ей трудно принять роль матери.

Эриксон подчёркивал, что идентичность личности формируется не ранее чем в 20-летнем возрасте и лишь после этого женщина готова к браку и рождению детей.

К своим амбивалентным чувствам женщина может относиться по-разному. Она может полностью игнорировать положительные чувства и подчёркивать лишь отрицательные или же игнорировать отрицательные и подчёркивать только положительные. Если же женщине хватает психических ресурсов, и она пользуется пониманием и поддержкой близких, то она может одобрять свои амбивалентные чувства, изучать их и, наконец, управлять ими. В этом случае у нее формируется исходная позиция для решения всех противоречий новой роли.

Чтобы преодолеть противоречие между работой и материнством, женщина должна правильно оценить для себя значение своей работы и найти равновесие между ней и материнством. Она может частично отказаться от личного времени и честолюбивых стремлений и в то же время сохранять профессиональный интерес, пойдя на некоторый компромисс. Противоречия между супружеством и родительскими обязанностями разрешаются гораздо легче, если отношения супругов позволяют им совместно обсуждать текущие и надвигающиеся затруднения. Лишь посредством совместной работы можно избежать, в частности, осложнений и трудностей в распределении труда после рождения.

Во время первой беременности часто изменяется отношение к своей матери. Будущая мать начинает лучше её понимать и одобрять её поступки и действия Она начинает чувствовать себя наравне со своей матерью, становится более независимой, легче принимает от неё помощь, давая со своей стороны ей возможность испытывать чувство быть бабушкой.

Когда женщина, сталкиваясь с переживанием амбивалентных чувств, принимает их, она лучше узнает саму себя, вырабатывает способность принимать себя такой, какая она есть. Тогда женщина может стать матерью, исходя из своих возможностей, не пытаясь никому подражать и не испытывая при этом неуверенности.

Мужчины же чаще всего начинают больше работать, чтобы лучше обеспечить семью. Появление ребенка становится причиной новых стрессов и трудностей. Изменение ролей происходит внезапно. Оба родителя испытывают новые для себя чувства гордости, волнения, к которым примешивается чувство возросшей ответственности, иногда непомерной – и потому тяготеющей. Некоторые мужчины завидуют способности супруги производить на свет потомство и тем тесным эмоциональным связям, которые возникают между матерью и малышом. Супругам приходится сокращать время, которое они уделяли друг другу и своим увлечениям. У многих после рождения ребенка возникают проблемы коммуникативного и сексуального характера, они начинают чаще конфликтовать[9].

Итак, переход к родительству можно описать рядом характеристик, например:

  • Изменением идентичности и внутренней жизни. К этому относится изменения чувства Я родителей и их предположений о семейной жизни;
  • Перераспределением ролей и переменами в супружеских отношениях. Когда оба супруга измучены недосыпанием и невозможностью быть вместе в их жизни происходят перемены, связанные с неизбежным разделением труда;
  • Переменами в ролях и отношениях старшего поколения. Переход к родительству затрагивает как родителей, так и бабушек и дедушек;
  • Изменениями ролей и отношений вне семьи. Внешние изменения касаются, главным образом матери, так как ей приходится оставить работу, хотя бы на время, чтобы посвятить себя заботам о ребёнке;
  • Новыми родительскими ролями и отношениями. Супруги должны принять на себя новые обязанности, связанные с рождением ребенка[9];
  • Родительство, с его сложными задачами и требованиями, можно рассматривать в качестве высшей фазы как в индивидуальном развитии матери и отца, так и в развитии пары как системы.

 

 

 

Заключение

В заключение, можно отметить, что интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Причем с прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы.

 В эмоциональной сфере  главные проблемы, требующие своего  разрешения в период ранней  взрослости, - это достижение идентичности  и близости.

 Близость - основа любви. Любовь складывается из таких  эмоций, как интерес - возбуждение  и удовольствие - радость. В этом  периоде человек переживает новый  комплекс эмоций. Среди них - эмоции  родительских отношений, которые  включают в себя: радость от  общения с ребенком, чувство привязанности  и взаимного доверия и др.

 В целом эмоциональная  сфера человека в этом возрасте  уже сформирована и стабильна.

 Мотивационная сфера  характеризуется тем, что молодой  человек, вступающий во взрослую  жизнь, стоит перед необходимостью  выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными  являются брак, рождение детей  и выбор профессионального пути. Таким образом, поддерживаются, расширяются  или подрываются ранее сложившиеся  взгляды человека, формируются новые  мотивы его поведения. Наиболее  значимыми мотивами выбора профессии  являются практические соображения, родительские установки, желание  реализовать свои способности, интерес  к профессии, ее престижность  и ориентация на сложившуюся  систему ценностей, которая может  измениться с возрастом.

 Многие представления  о себе, которые формируют Я-концепцию в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.

 Нормативный кризис 30-33лет обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности. Следует отметить, что ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределение и создание семьи.

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для студ. вузов. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1999
  2. Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека. – М.: Владос, 2007
  3. Гомезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. – М.: Академия, 2001
  4. Ермолаева М.В. Психология развития. – М., 2000
  5. Крайг Г. Психология развития. -Спб., 2000.
  6. Носко И. В. Психология развития и возрастная психология, 2003г.
  7. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А. Реана. – СПб, 2001
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии; в 2 т. Т.2. М., 1989.
  9. Толстых А.В. Возрасты жизни. – М.: Академия, 2001
  10. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М., 1999
  11. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
  12. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 2000

 

 

 


Информация о работе Кризис среднего возраста