Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 19:34, реферат
В данной работе изложены основные характеристики зрелого человека, так как именно в этом возрасте личность находится в центре возрастной периодизации и ответственность которую он несёт за свою жизнь, за жизнь старшего и будущего поколения целиком лежит на его плечах.
1. Введение……………………………………………………………………………….3
2. 1. Основные специфические проблемы периодизации индивидуального развития взрослого человека……………………………………………………………………4
3. 2. Социальная ситуация развития……………………………………………………6
4. 3. Межличностные отношения……………………………………………………….8
5. 4. Особенности протекания кризиса у мужчин и у женщин……………………...11
4.1. Особенности протекания кризиса у мужчин………………………………….11
4.2. Особенности протекания кризиса у женщин…………………………………14
6. 5. Семья. Семейные ценности………………………………………………………17
5.1. Семейный цикл………………………………………………………………….18
5.2. Родительство…………………………………………………………………….19
7. Заключение…………………………………………………………………………..22
8. Список литературы
Четвертый путь развития - это путь обездоленного судьбой мужнины. Такой мужчина был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни и проявляет признаки кризиса середины жизни. Обычно он не в состоянии справиться с проблемами.
Общество вынуждает мужчин соответствовать единому образцу успеха и мужественности, и большинство мужчин пытаются соответствовать этому образцу. Ряд проблем возникает у мужчин в середине жизни как раз из-за того, что им приходится свыкнуться с мыслью, что они не соответствуют этому образцу, или из-за того, что они вынуждены были отказываться от многих собственных желаний, пытаясь достичь соответствия ему. Лишь немногим мужчинам удается в это время избежать ощущения неудачи, внутреннего разлада или потери самоуважения.
Этот возрастной период характеризуется те, что женщина может найти в себе силы для достижения значимости в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного Я, за счет возвращения к смыслу своей жизни.
Самая главная жизненная задача, стоящая перед женщиной, связана с оценкой ею взятых жизненных обязательств как по отношению к себе, так и по отношению к близким. К этому ее побуждает множество реально и сильно действующих факторов - изменение собственного физиологического состояния (и, соответственно, партнера по браку), изменение состава семьи и своей роли в семье (бабушка, теща, свекровь и тому подобное), достижение высокого профессионального уровня. Каждый из этих факторов в своем конкретном проявлении может противоречить всем другим; чтобы они не пришли в неразрешимое, болезненное, патогенное противоречие, женщине нужно подняться над буднями, качественно в ином свете увидеть свою собственную жизнь, заново обрести уверенность в себе, в своей нужности, в своей ценности. Так она становится домашним философом, открывая для себя заново искусство жить, обучаясь ему.
Дифференциация ролей для женщины связана с тем, что меняется соотношение между разными ролями, особенно между семейными ролями. Роль матери становится качественно другой - взрослые дети сами родители, больше сил остается для роли хозяйки дома, для работы. К сожалению, когда женщина тяготится ролью хозяйки дома, - это лишь показатель недостатка фантазии, воображения, того, что является проявлением полной жизни, которую человек может (если умеет) сознательно осуществлять творчески, то есть ставить перед собой цель творчества и следовать ей как стремлению к обустройству жизни.
В роль хозяйки дома входит и забота о хозяине дома - своем мужчине. Эта забота - занятие не менее творческое, чем самая творческая из профессиональных деятельностей. Изменившееся социально-психологическое пространство семьи существенно влияет на отношения между супругами, роль психотерапевта в период зрелости переходит к женщине, так как она более интенсивно, чем мужчина, переживает изменения, происходящие в ней, и у нее самый оптимальный выход из жизненных ситуаций - это интеллектуализация всех проявлений жизни.
Наиболее частым ролевым конфликтом женщин среднего возраста является поиск времени и для семьи, и для карьеры. Ролевое напряжение связано с перегрузкой требованиями в рамках одной роли, как в случае, когда мать пытается уделить каждому из своих детей-подростков требуемое им внимание, чувствуя при этом, что она просто не в состоянии полностью удовлетворить потребности в нем каждого из них.
Анализ структуры мотивационной сферы женщин среднего возраста показывает изменения в жизненных целях, установках и ценностях, связанных прежде всего с семейным циклом, а не с предсказуемыми возрастными изменениями, а также с этапами профессионального пути. Это означает, что наступление ключевых событий именно в семейном и профессиональном циклах мотивирует выбор определенного статуса и образа жизни женщин среднего возраста - их основных занятий, радостей и горестей, круга общения.
Так, женщина, которая откладывает рождение ребенка до сорока лет, часто делает это для того, чтобы преуспеть в карьере; и, напротив, женщина, рано образовавшая семью и имеющая выросших, достаточно определившихся, возможно, уже вставших на ноги детей, получает значительное количество свободного времени, чтобы заниматься собой, своим самосовершенствованием в личном и профессиональном плане.
Возрастные изменения не являются столь определяющими в формировании мотивационной структуры женщины, как семья и работа. Тем не менее для нее они представляются более значимыми, чем для мужчины. Женщины сильнее, чем мужчины, реагируют на физическое старение. Поэтому сохранение внешней привлекательности и поддержка физической формы также является одной из основных потребностей многих женщин после сорока лет.
Период зрелости приносит еще один постоянный источник стресса, у которого даже есть название, - «синдром опустевшего гнезда». Специалисты чаще всего связывают этот синдром с состоянием женщины, так как считают, что у нее в большей степени, чем у отца, развито чувство сохранения семьи, любви к детям, заботы о них. С этим и связано более острое переживание пустоты, утраты смысла жизни. Особенно сильно синдром опустевшего гнезда сказывается на женщине, у которой не было иных забот, иных жизненных ценностей, кроме материнства. Женщина часто просто не хочет понять, что для нее наступил новый, очень интересный период жизни, свободный от многих повседневных обязанностей. Отношения с детьми теперь могут (и должны) перерасти в качественно новое чувство дружбы, основанное на прежней любви друг к другу, взаимном доверии. Это чувство удивительно тем, что оно обладает поразительной стабильностью, сохраняясь годами и даже десятилетиями.
Надо готовить себя к этому новому чувству, выращивая его в отношениях со своими детьми, иначе можно попасть под пресс гнетущего чувства одиночества.
Подготовка этого чувства связана с передачей ответственности за собственную жизнь взрослеющим и взрослым детям, а также с развитием у себя уверенности в себе и интереса к себе, который естественно перерастает и в интерес к другому человеку, не похожему на тебя.
В этом «синдроме опустевшего гнезда» женщина в полной мере сталкивается с тем переживанием, которое позволяет ей ощущать в себе свои собственные личностные качества, обнаружить их наличие или их отсутствие.
Хотя женщинам среднего возраста посвящено гораздо меньше исследований, чем мужчинам, для них середина жизни также часто является временем перехода и переоценки. Наряду с широкими индивидуальными различиями в реакциях женщин на средний возраст существуют и общие тенденции. Традиционно женщины в большей степени определяют себя в рамках семейного цикла, чем исходя из своего положения в профессиональном цикле. В одном из исследований женщин, проживающих на Среднем Западе США, было обнаружено, что они считают главными жизненными вехами три этапа семейного цикла. Так, 80% из них ответили, что коренная смена их роли была связана с рождением ребенка и уходом за ним в первые годы его жизни, совпадающим по времени с периодом ранней взрослости матери. Однако остальные два события происходили позднее. 40% женщин из этой выборки сообщили, что важным для них было время, когда подросшие дети покидали родительский дом. Лишь немногим из них этот переход показался очень болезненным. Последним важным переходным периодом (для 33% женщин) оказалась менопауза.
В недавно проведенном исследовании Терри Аптер выделил четыре типа «женщин в середине жизни». Традиционные женщины, ранее определявшие себя через исполняемые ими семейные роли, сталкивались со сравнительно небольшими трудностями, начав ощущать себя зрелой женщиной, отвечающей за собственное будущее. Главными проблемами для них являлись сожаления о принятых в прошлом компромиссных решениях и о нереализованном потенциале. Женщины-инноваторы, выбравшие карьеру, начинали приходить к мнению, что «карабканье на вершину» предъявляет к ним чрезмерные требования, и переоценивали «работу, выполненную ими в карьерных целях», а также последствия, которые имели их усилия. Экспансивные женщины в среднем возрасте внесли значимые изменения в свою жизнь, пытаясь расширить ее горизонты. Некоторые из них возвращались в школу, другие меняли квалификацию, третьи превращали свои увлечения в профессии. Наконец, были выявлены протестующие женщины, которые рано начали вести взрослый образ жизни, в период, когда, по сути, еще были подростками, и которые пытались теперь продлить средний возраст как можно дольше. Однако, отмечает Аптер, лишь небольшое количество женщин столкнулись с трудностями при переходе к периоду середины жизни.
Особая значимость периода взрослости заключается в том, что, включаясь во все многообразие общественных отношений, человек становится их субъектом, сознательно формируя свое отношение к окружающему миру.
В период взрослости происходит интеграция отношений и формирование характера как системы (сам процесс характерообразования начинается в детстве). Именно в период взрослости, особенно на завершающем его этапе (35—45 лет), одной из центральных характеристик человека является генеративность - желание повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества. Генеративность определяет способность человека оглянуться вокруг, интересоваться другими людьми, быть продуктивным, что, в свою очередь, делает его счастливым.
В этом возрасте, считает Э.Эриксон, человек формулирует свою точку зрения о внешнем мире, его будущем и о своем участии в нем. Важнейшая характеристика в становлении личности как субъекта жизни - это результативный, продуктивный момент ее деятельности. Дела, деяния, достижения, продукты, социальные влияния личности являются критериями ее субъективности. При этом важна общественная ценность продуктов и влияний, представленная для личности как ценность моей жизни. В изменениях, которые личность произвела в общественном мире, она узнает себя, ей открывается истинный уровень ее жизни, внутриличностные противоречия, предпосылки саморазвития, самоизменений. Человек использует свои лучшие жизненные достижения в деятельности, поведении, общении на новом уровне, в новых формах отношений к жизни и т.д. Взрослость приходит на смену молодости.
Различия между поколениями, преемственность поколений - это реальный механизм, по которому происходит взаимосвязь между индивидуальным временем развития личности и социально-историческим контекстом этого развития. На стыке поколений неизбежно возникновение проблем (проблема отцов и детей, проблема преемственности и др.). Взрослые привыкли к определенному, усвоенному в годы своей юности стилю поведения, музыке, танцам и т.п. Юности и молодости присуща жажда новизны, перемен. Взрослые ориентируются на стабильность. Отцы больше склонны к суждениям и поведению на основе норм морали, дети руководствуются преимущественно в своих поступках симпатией и антипатией, интуицией и пр.
Серьезной работы они не знают. Какого-либо важного дела не имеют. В школе, как и в семье, они лишены инициативы, самостоятельности. Вечная опека приводит молодых к полной социальной инертности. Вырастают инфантилы, которые сильно раздражают взрослых, старшее поколение. Взрослым оставаться беспристрастными в отношениях с молодыми значительно труднее, чем в отношениях со своими сверстниками. Не обращать внимания даже на мелочи, действующие на нервы обеим сторонам (молодым и взрослым), особенно в одной семье, тоже становится намного труднее.
Семьи имеют предсказуемый жизненный цикл, характеризуемый рядом важных событий, или ступеней. Первым событием в этом цикле становится становление родительской семьи. Отделение от семьи родителей может происходить в момент вступления в брак или ранее, если человек сделал выбор в пользу независимости – решил жить один или с какой-то группой людей. Второе важное событие – это, как правило, вступление в брак, со всеми сопровождающими его адаптационными нюансами: налаживания отношений с новым человеком и новыми родственниками.
Наиболее типичным третьим событиемстановится рождение первого ребёнка и начало периода родительства. Это событие иногда называют образование собственной семьи, или переходом к родительству. Существуют и другие важные события в жизненном цикле семьи: поступление в школу первого ребёнка, рождение последнего ребёнка, уход последнего ребёнка из семьи и смерть одного из супругов. В расширенной семье, включающей в себя также и ближайших родственников, несколько таких циклов могут взаимодействовать, обеспечивая повторение события и тем самым, уменьшая адаптационные трудности каждого из членов семьи.
За последние 50–100 лет семейные циклы изменились как во временной структуре составляющей их событий, так и по своему характеру. Люди не только стали жить дольше, чем когда-либо раньше, но изменился возраст, в котором они достигали различных степеней семейного цикла, и среднее время между наступлением различных событий в семейной жизни. Так, увеличивается период времени между уходом из дома последнего ребенка и выходом на пенсию родителей или их смертью, причём продолжительность этого постродительского периода неуклонно продолжается.
Переход к родительству является одним из основных периодов в семейном цикле. Родительство требует новых ролей и обязанностей со стороны матери и отца. Кроме того, родительство возлагает на них ответственность и наделяет новым социальным статусом. С рождением ребёнка резко возрастают эмоциональные нагрузки супругов, связанные с нарушением сна и привычного уклада жизни, финансовыми расходами, повышенной напряжённостью и конфликтами по поводу распределения обязанностей и соблюдением определённого порядка. Мать утомлена, отец чувствует себя отвергнутым и оба испытывают ограничение своей свободы. Появление нового члена семьи ослабляет связь и общение между мужем и женой; младенец оказывается в центре заботы одного или обоих родителей.