Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:25, реферат
Организаторы многих современных рабочих групп и деловых коллективов часто действуют спонтанно, не опираясь на теоретические исследования и практический опыт исследователей и других организаций. Работы, затрагивающие психологические свойства коллектива и групповой работы в целом, становятся полезными и актуальными в наши дни. Смысл их состоит преимущественно в том, чтобы не только теоретически, но и практически показать, в чем заключается успех коллектива, повысить эффективность его работы, придать импульс к развитию и к качественным и количественным изменениям.
Введение 3
1.1. Эффективность групповой деятельности 4
1.2. Оценка эффективности и успешности групповой деятельности 5
1.3. Факторы эффективности работы группы 8
Заключение 11
Список литературы 12
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет социальная педагогика
Специальность – социальная педагогика
Реферат
по дисциплине
«Социальная психология»
Тема: «Критерии эффективности групповой деятельности»
Выполнила:
Студентка 3 курса,
Заочного отделения,
Специальности
«Социальная педагогика»
Евсеева И.И.
Проверила:
Самара
2011г.
Введение 3
1.1. Эффективность групповой деятельности 4
1.2. Оценка эффективности и успешности групповой деятельности 5
1.3. Факторы эффективности работы группы 8
Заключение 11
Список литературы 12
Организаторы многих современных рабочих групп и деловых коллективов часто действуют спонтанно, не опираясь на теоретические исследования и практический опыт исследователей и других организаций. Работы, затрагивающие психологические свойства коллектива и групповой работы в целом, становятся полезными и актуальными в наши дни. Смысл их состоит преимущественно в том, чтобы не только теоретически, но и практически показать, в чем заключается успех коллектива, повысить эффективность его работы, придать импульс к развитию и к качественным и количественным изменениям.
Немаловажный аспект практики – исследование коллектива, которому придется проявить себя в новой деятельности или в новых условиях (например, при смене руководства фирмы, при переезде на новую территорию и т.п.), построение прогноза (с включением его в план деятельности группы) и общего анализа ситуации. Интерес к потенциалу коллектива, как к возможным силам, возникающим у сотрудников, развивался в русле исследований социальной психологии второй половины ХХ века. Этим вопросам посвящены труды И.Стейнера, Д.Тейлора, Б.Коллинса. Среди наших исследователей этой проблемы – Б.Ломов, А.Лутошкин, Н.Клуниченко и др. Однако, концепция потенциала успеха коллектива в применении к малым деловым коллективам не была систематически освещена в социально-психологических и педагогических работах. Тем не менее, углубленное рассмотрение этой проблемы могло бы раскрыть потенциальные возможности этого феномена.
Эффективность групповой деятельности (от лат. effectives – дающий определенный результат, действенный) – отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату [2]. Эффективность групповой деятельности может быть определена только в том случае, если будут четко выделены количественные или качественные критерии как основания для сравнения достигнутого и запланированного результата и единицы измерения результатов. Учитывая множественность факторов, влияющих на эффективность групповой деятельности, исследователи, как правило, ограничивают число критериев, по которым проводится оценка эффективности.
Выделяется множество социально-психологических критериев, с помощью которых пытаются учесть социальные и психологические аспекты эффективности групповой деятельности (например, всестороннее развитие личности, добросовестное отношение к труду, общественно-политическая активность, сплоченность и уровень управляемости коллектива, ценностные ориентации и нормы, величина и состав группы, психологический климат в коллективе и т. д.).
Сложность определения эффективности групповой деятельности по этим критериям заключается в трудности выделения единиц их измерения и разработки измерительных процедур. Понятие «эффективность групповой деятельности» следует отличать от понятия «результативность». Если применяемые для оценки эффективности критерии могут быть количественно измеримы (например, по количеству произведенной продукции, или по выполненному числу операций, или по усвоенному объему информации и т. п.), то можно говорить о результативности как синонима эффективности. Если же в качестве критериев добавляются психологические критерии, не поддающиеся количественному измерению, то понятие «результативность» не может применяться как синоним понятию «эффективность».
Главный вопрос, стоящий перед нами в данном разделе – определить критерии и параметры успешности работы делового (творческого) коллектива и его эффективности в целом.
Критериями эффективности (или критериями успешности) работы коллектива называют те параметры, по которым можно оценить реальные достижения коллектива в производительности, в достижении материальных и нематериальных благ, достижения в эмоциональном фоне и удовлетворенности членов, а также и в других областях групповой деятельности.
Рассмотрим некоторые подходы к критериям эффективности коллектива в западной и отечественной психологии.
Первый
подход, разрабатываемый в западной
социальной психологии уже достаточно
долго, учитывает два параметра:
эмоциональная
Второй подход определяет критерии эффективности работы соответственно функциям коллектива. Именно реализация тех или других функций является единицей измерения. Например, если достаточно полно реализована образовательная функция коллектива (то есть, члены группы получают ценные знания в достаточном количестве, находясь в группе), то можно считать деятельность группы успешной и эффективной. Конечно, здесь наблюдается методологическая разница между первым подходом к критериям успешности и вторым. Видимо, во втором подходе (эффективность оценивается по реализации функций) заведомо полагается, что реализация той или иной функции является и производственно выгодной, и, одновременно, полезной для удовлетворенности сотрудников. Конечно, не всегда это так. Допустим, та же образовательная функция в коллективе выполняется удачно. Но это не обязательно приведет к высокой производительности, и к высокой удовлетворенности.
Однако набор функций (во втором подходе к критериям эффективности) выделяется по-разному. При самом простом и общепринятом разделении, это экономическая и идеологическая функции.
В исследованиях Н.И. Лапина выделяются три функции коллектива: производственно-экономическая, социально-интегративная, управленческо-воспитательная.
В исследованиях, выполненных в русле второго подхода, признаются всеобщими (присущими всем коллективам) следующие функции: идеологическая, профессионально-продуктивная и образовательная (для институциональных групп).
Успешная реализация функций коллективной работы говорит об успешности и эффективной работе всего коллектива, всей группы. Рассмотрим эти функции.
1) Идеологическая функция коллектива включает такие параметры успешности, как уровень политического сознания членов группы (соответствие политического сознания группы государственным целям и политическим приоритетам), здоровые и адекватные ценности и нормы (общечеловеческие и национальные ценности и приоритеты), участие группы и ее членов в общественной жизни (общественная активность). Признанная особенность идеологической функции в том, что ее достаточно сложно экспериментально исследовать.
2) Профессиональная функция оценивается по следующим параметрам (существует возможность четкого и объективного их измерения): количество выпускаемой продукции (производительность), качество продукции, соотношение производственных затрат и результатов, профессиональное мастерство работников (профессионализм).
3) Образовательная функция связана с следующими параметрами: уровнем общего образования участников группы, уровнем их общей культуры. Образовательная функция также поддается экспериментальному изучению [1].
Третий подход к критериям эффективной работы группы рассматривает сверхнормативную активность в коллективе (разработка отечественных психологов А.В. и В.А. Петровских, Р.С. Немова и др.) как основной критерий эффективности и как «сверхкритерий». Сверхнормативная активность – активность, которая проявляется сверх ожидаемой от человека деятельности. Примерами сверхнормативной активности являются: сверхурочные, повышенная сознательность, внесение большого числа предложений по рационализации производства.
Выделяются
следующие виды сверхнормативной активности:
высокий идейно-политический уровень,
активное участие в общественно-
Таким образом, для определения эффективности групповой деятельности, из представленного многообразия подходов, мы воспользуемся традиционным и представляющим четкие и ясные параметры оценки эффективности работы коллектива. Производительность группы может быть четко измерена данными, предоставляемыми руководством, а удовлетворенность членов группы – рядом данных, включая такие как количество пропусков работы, отпусков за свой счет, эмоциональным фоном работы группы и рядом других параметров.
В отличие
от критериев и показателей
Исследование факторов эффективности и успешности занимало значительное место в изучении успешности групповой работы. Одной из первых попыток систематизировать факторы успеха явилась таблица иерархии факторов, предложенная Д. Кречем, Р. Кратчфилдом и Э. Беллчи в 1962 году. Выделенные ими переменные образуют трехступенчатую иерархию, в которой независимые переменные (внешние факторы) рассматриваются как иерархически предшествующие промежуточным, и дальше – зависимым переменным. Обратное влияние переменных друг на друга также возможно. В целом соподчиненность переменных эффективности групповой деятельности выглядит таким образом:
Таб.1
Таблица иерархии факторов Д.Креча, Р.Кратчифлда и Э.Беллчи
Независимые переменные | ||
|
|
|
Промежуточные переменные | ||
|
||
Зависимые переменные | ||
|
В 80-х годах ХХ века характер исследований существенно не изменился – факторы успешности рассматриваются как некоторое количество разнородных переменных. «В 64 работах по проблеме групповой эффективности, описанных в соответствующей рубрике журнала "Psychological Abstracts" за 1980-1982 гг., использовались более 25 различных переменных. Среди них: величина группы, ее тип, значимость и трудность задачи, кооперативные или конкурентные межличностные отношения членов группы, сплоченность, межличностная аттракция, локус контроля, стиль лидерства, ожидания, половой состав группы, поляризация группы, коммуникации и т.п.» [4, с.22]
В советской и российской психологии факторы успешности малой группы также рассматриваются как отдельные переменные, но ученые существенно расширяют диапазон факторов успешности и предлагают принципиально новые понятия. Еще в 20-х годах возникают термины «интерактивные» и «коактивные» группы (В.М. Бехтерев, М.В. Ланге, 1921). Эффект группы как целостного образования рассматривал А.С. Залужный в 1930 году. С его исследованиями связаны и работы по интегративной оценке успешности группы (Ф.Д. Горбов, 1966 и М.А. Новиков, 1970). Прогноз эффективности работы группы, который строится на основании независимых переменных, с которыми группа приступает к выполнению задачи, оказывается достаточно успешным. Успешность группы рассматривается соответственно уровню группового развития, чему немало способствует получившее особое развитие в советской психологии понятие коллектива и теория коллектива [5]
Информация о работе Критерии эффективности групповой деятельности