Коррекция эмоциональной стороны речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 07:47, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности коррекции эмоциональной стороны речи.

Задачи работы:
1. Провести анализ научной литературы по проблеме коррекции эмоциональной стороны речи;
2. Рассмотреть проблему эмоциональной речи в современной литературе;
3. Изложить методы и приемы коррекции эмоциональной речи.

Оглавление

Введение
1. Проблема речи в современной науке
2. Коррекция эмоциональной речи
Заключения
Список литературы

Файлы: 1 файл

Коррекция эмоциональной стороны речи-3.doc

— 104.50 Кб (Скачать)
align="justify">     Шапочкой  прикрылся.

     (Гриб)

     5. Просмотр мультфильма  «Под грибом» и  беседа по содержанию  сказки.

     Логопед: Ребята, как называется сказка, где главные герои муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка?

     Дети: «Под грибом».

     Логопед: Кто автор этой сказки?

     Дети: В. Сутеев.

     Логопед: Кто главные действующие лица сказки?

     Дети: муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка

     Логопед: Вспомните, с чего начинается сказка. Что случилось с муравьем?

     Дети: Муравей попал под сильный дождь.

     Логопед: Кто попросился к муравью под грибок?

     Дети: Бабочка, мышка, воробей, заяц

     Логопед: Что произошло с зайцем?

     Дети: За зайцем гналась лиса.

     Логопед: Что удивило муравья, когда закончился дождь и он выбрался из-под гриба?

     Дети: Вначале ему одному мало было места, а теперь всем место нашлось.

     Логопед: Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось?

     Дети: Пока шел дождь, гриб вырос.

     Логопед: Что помогло героем сказки?

     Дети: Дружба, доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь любому кто попал в беду.

     6. Формирование эмоциональной  лексики. Игра  «Назови ласково  героев сказки».

     Логопед: Ребята, назовите наших героев ласково.

     Дети:

     Муравей – муравьишко.

     Воробей – воробьишко.

     Мышь  – мышка.

     Заяц  – зайчик, зайчишка.

     Лиса  – лисичка, лисонька.

     Логопед: А теперь мы назовем слова-друзья и слова-неприятели.

     Дети:

     Сильный – слабый.

     Маленький – большой.

     Мокрый  – сухой.

     Спрятаться  – выглянуть.

     Потесниться – расступиться.

     Намокли- высохли.

     Отдохнуть – устать.

     Прибежать – убежать.

     Ускакать  – прискакать.

     Тесно – свободно.

     Поближе – подальше.

     Огромный  гриб – большой гриб.

     Крохотный гриб – маленький гриб.

     Глядеть - смотреть.

     Идти - шагать.

     Спешить - торопиться.

     Искать - собирать.

     Выдергивать - вырывать.

     7. Коррекционно-развивающая  игра на развитие  слухового внимания  «Не зевай, по  порядку выбегай!»  12

     (Дети  надевают шапочки-маски и обыгрывают  действия каждого персонажа в  нужной последовательности.)

     Дети:

     Муравей первый спрятался под грибом.

     Второй  спряталась под грибом бабочка.

     Третьей спряталась под грибом мышка.

     Четвертым спрятался под грибом воробей.

     Пятым спрятался под грибом заяц.

     Шестой  пришла лиса.

     Лягушонок был седьмым.

     8. Театральные этюды.  Игра «Доскажи  и покажи».

     Логопед: Ребята, закончи предложение и покажи это эмоциями, мимикой и жестами.

     Муравей: Как-то раз застал муравья сильный… (дождь). Добежал муравей до грибочка и… (спрятался).

     Бабочка: Ползет к грибу мокрая… (бабочка).

     Мышка: Пустите меня под грибок. Вода с меня ручьем… (льет).

     Воробей: Мимо гриба воробей скачет и… (плачет).

     Заяц: - Спрячьте, - кричит, спасите, за мной лиса… (гонится)!

     Лиса: - Зайца не видали?

     Лягушка: - Эх, вы! А гриб то… (вырос)!

     9. Лоритмическое упражнение  без музыкального  сопровождения «Дождь».

     Логопед: Однажды в лесу начался дождь.

     Дети:

     Капля – раз, капля – два,

     Капли медленно сперва:

     Кап-кап-кап-кап.

     Капли стали поспевать.

     Капля каплю догонять.

     Кап-кап-кап-кап-

     Кап-кап-кап-кап.

     Зонтик  поскорей раскрой.

     От  дождя себя укрой!

     10. Знакомство детей с пословицами.

     Логопед: Ребята, назовите пословицы, которые подходят к нашей сказке?

     Дети:

     - В тесноте, да не в обиде.

     - Милости прошу к нашему шалашу.

     - Вместе жить – все делить.

     Логопед: А какие еще сказки подходят к этим пословицам?

     Дети: «Теремок», «Рукавичка», «Зимовье зверей».

     12. Итог занятия.

     Логопед: С какой сказкой знакомились? Что помогло героям сказки? Что учились делать на занятии?  

     Заключения

 

     Выразительное значение имеют также и тембр  голоса, темп речи и ее ритмическое (акцентное) членение с помощью пауз и логического ударения. Слова, произносимые на одной и той же высоте звука, делают речь монотонной и лишенной выразительности. Наоборот, значительная звуковысотная модуляция голоса (у некоторых артистов она превышает две октавы) делает речь человека весьма выразительной в эмоциональном отношении.

     Эмоциональная выразительность речи играет огромную роль в общении людей. Совокупным действием всех указанных средств  человек только с помощью одного своего голоса может выражать самые  сложные и тонкие эмоции — иронию, ласку, сарказм, боязнь, решимость, просьбу, страдание, восторг и т. д.

     Основными методами развития эмоциональной речи являются логоритмические упражнения, но самым действенным методом  является театральна деятельность.

     Коррекционная работа по развитию эмоциональной речи направлена на формирование навыков правильного речевого дыхания, голосоведения, дикции и артикуляции создают благоприятные предпосылки для развития возможности детей точно использовать интонационные средства в процессе коммуникативной деятельности.

     Литературный  материал очень заинтересовывает детей, они с удовольствием и увлечением слушают, пересказывают, разыгрывают  инсценировки. Подобное сочетание речи с движением развивает и укрепляет  звучание голоса, обогащает его методико – интонационную окраску, развивает мимику и жесты. 

     Список  литературы

 
  1. Волкова Г.А. Логопедическая риторика. М., Просвещение, 2005.
  2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. – С. 14.
  3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
  4. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., Издательский дом “Грааль”, 2001.
  5. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
  6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 2005. — 112 с.
  7. Жукова Н. С. Формирование устной речи. — М., 2004.
  8. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. — М., 2004.
  9. Заводчиков О. Индивидуальный подход к развитию речи детей/ Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С 21-25.
  10. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.
  11. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / авт.-сост. Н.П. Мещерякова, Л.К. Жуковская, Е.Б. Терешкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 141 с.
  12. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. – М.: ТЦ Сфера,  2009.
  13. Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. — СПб., 2006.
  14. Логопедия: учебник. /Под ред. Л.С. Волковой. – М.: 2008. – 703 с.
  15. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: 1991. – 205 с.
  16. Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. — М, 2007
  17. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. — М., 2002. – С. 11.
  18. Худенко, С.Шаховская, Т.Ткаченко. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей. М., Руссико, 2005.
  19. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 517 с.
  20. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 2001. – 170 с.

Информация о работе Коррекция эмоциональной стороны речи