Коррекция эмоциональной стороны речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 07:47, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности коррекции эмоциональной стороны речи.

Задачи работы:
1. Провести анализ научной литературы по проблеме коррекции эмоциональной стороны речи;
2. Рассмотреть проблему эмоциональной речи в современной литературе;
3. Изложить методы и приемы коррекции эмоциональной речи.

Оглавление

Введение
1. Проблема речи в современной науке
2. Коррекция эмоциональной речи
Заключения
Список литературы

Файлы: 1 файл

Коррекция эмоциональной стороны речи-3.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 

     Еще в глубокой древности, до появления  речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью  криков, звуков различной высоты и  силы, жестов и мимики. Даже сейчас, слушая незнакомую речь и не понимая ее смысла, мы с легкостью определяем, как относится к нам этот человек, можем понять его чувства и переживания.

     Даже  ребенок, который едва стоит на ногах, может “рассказать” о многом: хорошо ли выспался? Рад чему-либо? расстроен чем-то? А замечательная способность младенца угадывать голос матери среди других голосов, понимать, сердится она или довольна им!

     Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации.

     Актуальность работы обусловлена тем, что речь играет огромную роль в жизни человека и  большое значение во взаимоотношениях людей приобрело выражение эмоций с помощью повышения, или понижения, или ослабления голоса. При этом методика и динамика речи может иметь выразительное значение безотносительно и даже в противоречии со смыслом и содержанием произносимых слов.

     Цель  работы: изучить особенности коррекции  эмоциональной стороны речи.

     Задачи  работы:

         1. Провести анализ научной литературы  по проблеме коррекции эмоциональной стороны речи;

         2. Рассмотреть проблему эмоциональной  речи в современной литературе;

         3. Изложить методы и приемы коррекции  эмоциональной речи. 

     1. Проблема речи  в современной  науке

 

     Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной эмоциональной стороны языка. С.Л Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривает как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств эмоциональности речи – важнейшее условие своевременного речевого развития1.

     Эмоции  — внутренние психические субъективные состояния, характеризующиеся специфичным для них ярким телесным выражением, которое проявляется в сосудистых реакциях, в изменениях дыхания и кровообращения (в связи с этим в побледнении или покраснении лица), в своеобразной мимике и жестах, в интонационных особенностях речи и т. д.2

     Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему  возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения  со взрослыми.

     Анализ  психолого-педагогической литературы выявляет, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:

  • интонационную выразительность речи (мелодику, темп, ритм, тембр и логическое ударение);
  • мимику, жесты, позу говорящего.

     Изменение дыхания при эмоциях. Многие эмоции связаны с усилением мышечной деятельности и повышением голоса. Этим объясняется большая роль, которую играют в эмоциях дыхательные движения, выполняющие, как известно, двойную функцию: 1) усиление газообмена и обеспечение необходимого для повышенной мускульной работы кислорода и 2) пропускание воздуха через голосовую щель и обеспечение требуемой вибрации голосовых связок.

     Дыхательные движения при эмоциях претерпевают характерные для различных эмоциональных  состояний изменения своей скорости и амплитуды. По данным Вудвортса эти изменения следующие: при удовольствии наблюдается увеличение как частоты, так и амплитуды дыхания; при неудовольствии — уменьшение того и другого; при возбуждении — дыхательные движения становятся частыми и глубокими; при напряжении — замедленными и слабыми; в состоянии тревоги — убыстренными и слабыми; при неожиданном удивлении — мгновенно становятся частыми при сохранении нормальной амплитуды; при страхе — резкое замедление дыхания и т. д.3

     Мимические  выразительные движения. Человек обладает сложной мускулатурой лица, которая в своей значительной части выполняет только функцию мимических движений в соответствии с характером испытываемых человеком эмоциональных состояний. С помощью мимики, т. е. координированных движений глаз, бровей, губ, носа и т. д., человек выражает самые сложные и разнообразные эмоциональные состояния: слегка открытый рот с опусканием его углов выражает печаль; вытянутые в стороны губы с поднятием углов рта кверху — удовольствие; поднятые брови — удивление; сильное и внезапное поднятие бровей — изумление; оскал зубов — раздражение и гнев; подъем верхней губы с характерным расширением ноздрей носа — отвращение; полузакрытые глаза — безразличие; плотно сжатые губы — решимость и т. д. Мимика лица способна выразить очень тонкие оттенки смущения, гнева, оскорбления, любви, пренебрежения, уважения и т. д. Большое значение при этом имеет выражение глаз.

     Ч. Дарвин считал, что у животных предков  человека эти выразительные движения имели практическое значение, помогая в борьбе за существование: оскал зубов и сопровождающее его рычание устрашало врага; поза и мимика смирения снижала его агрессивность; мимика удивления облегчала ориентировочный рефлекс и т д. У человека же эти мимические движения утратили свое непосредственное жизненно практическое значение и остались всего лишь в виде простых пережитков.

     Однако  значительное количество мимических выразительных  движений появилось и усовершенствовалось  у человека уже в процессе его исторического развития, например мимические движения, связанные с интеллектуальными, эстетическими и нравственными эмоциями. Они не являются врожденными, а усваиваются человеком путем подражания в процессе общения с другими людьми и воспитания. Для понимания этих выразительных движений у других людей необходимо иметь как соответствующий личный эмоциональный опыт, так и знакомство с общечеловеческим опытом, нашедшим свое выражение во взаимоотношениях людей в быту или отраженным в произведениях искусства. Так мимика презрения совершенно не воспринимается и не понимается детьми в возрасте 3-5 лет; мимика внутреннего, духовного страдания становится понятной в 5-6 лет, мимика интеллектуального удивления - в 10 лет и т.д. Все это говорит о большой роли, которую играют мимические выразительные движения в воспитании эмоций4. 
 
 
 
 

     2. Коррекция эмоциональной  речи

 

     Способы формирования интонационной  и выразительной  речи у дошкольников.

     Основной  целью обучения детей становится развитие дошкольников умения воспроизводить различные типы интонационного оформления высказываний. При этом они должны научиться произвольно использовать инновационные средства в соответствии с коммуникативной направленностью, со смыслом высказывания и его эмоциональным значением5.

     В процессе коррекционно-логопедического  воздействия большое внимание уделяется формированию физиологических механизмов интонирования.

     Логопедическая  работа предусматривает  реализацию следующих  задач:

  • развитие речевого дыхания;
  • обучение произвольному изменению силы и высоты голоса, расширение его мелодического (частотного) диапазона;
  • развитие дикции и артикуляции;
  • развитие ритмической способности, восприятия и воспроизведения разнообразных ритмических структур.

     Работа  по развитию речевого дыхания проводится в следующей последовательности:

  1. Формирование диафрагмального (нижнереберного дыхания).
  2. Отработка правильного соотношения вдоха и выдоха, направленности выдоха.
  3. Увеличение длительности речевого выдоха.
  4. Воспитание умения пользоваться добором воздуха на паузах.
  5. Развитие силы, высоты, модуляции голоса, расширение его диапазона, улучшение речевого тембра.

     В качестве упражнений используются следующие:

  • повышение и понижение голоса при произношении гласных звуков;
  • повышение и понижение голоса при произношении сочетаний из двух и трех гласных звуков;
  • пропевание знакомых мелодий без слов, с изменением высоты голоса.

     6. Тренировка дикции.

     7. Ритмические упражнения.

     Ритмические упражнения подготавливают детей к  воспроизведению интонационной  выразительности, создают предпосылки  для усвоения словесного, фразового и логического ударения6.

     Использование театральной деятельности в формировании эмоциональной  лексики у дошкольников.

     Нам приятен розовощекий улыбающийся  карапуз, а не злючка с посиневшим от крика лицом. Вот мы и говорим: “Прекрати, не смей так себя вести, будешь наказан!”, “Не шуми, бабушка спит!”, “Хватит скакать, хватит ныть!” и т. п. Однако спрятанные эмоции всегда найдут выход. Но какой? У детей нередко нарушается речь, они быстро утомляются, заболевают…

     Взрослым  кажется, что никаких особых переживаний и проблем у ребенка не должно быть, и мы отказываем ему в праве гневаться, ревновать или печалиться. Но ребенок тоже попадает в тяжелые ситуации, а значит, имеет право на чувства.

     Задачи:

  • Заниматься автоматизацией поставленных звуков в связной диалогической и монологической речи.
  • Развивать умение слушать и слышать ребенка и взрослого, работать в коллективе детей, активно включаться в создание образов единой сюжетной линии, используя лингвистические и паралингвистические средства общения.
  • Работать над эмоциональной выразительностью речи.
  • Формировать навыки произвольной концентрации и переключения внимания (с помощью смены образов, сольного и хорового пения).
  • Совершенствовать чувство ритма при исполнения стихотворений, песен, прозаического монолога.
  • Развивать навыки просодических компонентов речи при проговаривании и пении.
  • Учить координировать речь и движения ребенка.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве, формировать пространственное воображение7.

     Эмоциональная напряженность чаще возникает, когда необходимо принять ответственное решение, при этом меняются характеристики речи:

     1. – Громкость речи может повышаться  или понижаться;

     – убыстрение или замедление темпа  речи;

     – на 50% повышается количество пауз;

     – речь прерывается вздохами, фразы не завершены.

     2. – Изменения в грамматике:

     – возрастает количество существительных  и глаголов;

     – используются более короткие слова;

     – появляются слова – паразиты, неологизмы, парафазии;

     – частота употребления лексики, выражающей эмоции в устной речи

     – при составлении рассказов по сюжетным картинкам и серий картин для детей с нарушением речи характерна однотипность построения фраз, невыразительность  звучащей речи и скудность эмоциональной  лексики;

     – дошкольники с нарушениями речи смешивают различные эмоции: грусти, злости, страха, удивления (могут определить только состояние радости);

     – особенно трудно детям мимическими  средствами передать на своем лице эмоции злости, испуга, удивления8.

     Все это говорит о  необходимости своевременного коррекционного воздействия, задачами которого является:

  • изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту;
  • развитие невербальных средств общения (мимики, пантомимики);
  • формирование эмоциональной лексики;
  • развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.

     Одним из наиболее важных приемов мы считаем  театрализованную деятельность.

     Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит  в его природе и находит  свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.

     Ученые  единодушны во мнении, что театр  является одной их самых ярких, красочных  и доступных восприятию ребенка  сфер искусства. Он доставляет детям  радость, развивает воображение  и фантазию, способствует творческому  развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисование и лепкой.

Информация о работе Коррекция эмоциональной стороны речи