Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:02, контрольная работа

Краткое описание

В современной психологии личность рассматривают как особую самоуправляемую систему, осуществляющую ряд специфических функций как на уровне регуляции отдельных психических проявлений, так и в целом в жизнедеятельности человека.
Рассмотрим процессы осознания потребителями потребности в товаре и сущность информационного поиска .

Оглавление

1.Понятие о личности, ее внешняя и внутренняя структура 3
2.Характеристика процесса осознания потребителем потребности в товаре (услуге) 12
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Поведение потребителей.Контрольная работа..docx

— 35.78 Кб (Скачать)

Все компоненты четвертой  системы в своем развитии опираются  на компоненты предыдущих систем и  в порядке обратной афферентации влияют на них сами. Вплетаясь в  общую структуру личности, компоненты четвертой системы не только выражают высокосознательное отношение человека к труду, другим людям, обществу в  целом, но и выступают в качестве субъективного фактора гармонического развития личности, всех ее систем: регуляции, стимуляции и гармонизации.

Наглядно строение, связи  и отношения между отдельными структурными компонентами модели личности (по А. И. Щербакову) прослеживаются на приведенной ниже схеме.

        Между  отдельными подсистемами существует  постоянное, неразрывное взаимодействие. Благодаря этому создается определенное  диалектическое единство, цельная  функционально-динамическая структура  личности, которая на высшем уровне  своего развития характеризует  человека как сознательного и  активного деятеля, члена определенной  социальной общности, главное действующее  лицо общественного прогресса.

Среди психологов существуют разные точки зрения и при определении  тех интегральных явлений, которые  возникают на личностном уровне. Примером подобной попытки дать более или  менее упорядоченное их описание является концепция предложенная в  рамках интеракционистской теории личности американским ученым У. Майшелом. Согласно этой концепции личностные факторы, которые в конкретной ситуации определяют Поведение человека, могут быть разделены на ряд групп:

1. Способности человека  — то, что он в состоянии  самостоятельно сделать в сложившейся  обстановке.

2. Когнитивные стратегии  — способы восприятия и оценки  сложившейся ситуации, выбора форм  поведения в ней.

3. Ожидания — вероятностные  оценки последствий совершаемых  поступков.

4. Ценности — то, что  имеет для данного человека  смысл, значение, и способы поведения,  приводящие к утверждению этих  ценностей.

5. Планы поведения —  модели, алгоритмы действий, освоенные  и предпочитаемые человеком, реализация  которых с наибольшей вероятностью  позволяет достигнуть требуемых  целей.

Чаще всего ученые, занимающиеся психологией личности, рассматривают  отдельные интегральные явления, связанные  с этим феноменом (то есть возникающие  на определенном уровне личностного  развития). Однако четкой, логически  стройной системы классификации  этих отдельных явлений еще не предложено.  Поэтому рассмотрим соответствующие явления последовательно, памятуя, что все они взаимосвязаны  между собой, относятся  к единому  психическому феномену — личности, являются одновременно и обеспечивающими  его возникновение предпосылками, и результатом его функционирования.

 

 

2.Характеристика процесса  осознания потребителем потребности  в товаре (услуге)

Рассмотрим процессы осознания  потребителями потребности в  товаре и сущность информационного  поиска2.

  1. Осознание потребности в покупке

Принятие решения о  покупке рассматривают как решение  проблемы, связанной с удовлетворением  потребности. Процесс покупки –  это продвижение товара к потребителю  с момента, когда потребность  в нем возникает в осознании, до того момента, когда проводится оценка совершенной покупки.

Процесс покупки начинается задолго до совершения акта купли-продажи, а ее последствия проявляются  в течение долгого времени  после совершения этого акта.

Итак, процесс покупки  начинается с того, что покупатель осознает проблему или нужду. Он чувствует  разницу между своим реальным и желаемым состоянием.

Нужда может быть возбуждена внутренними и внешними раздражителями, она возрастает до порогового уровня и превращается в побуждение. После  того, как нужда осознается человеком, она превращается в потребность. Потребность выступает как проблема, на решение которой направлено поведение  человека. Согласно модели процесса мотивации, наличие потребности вызывает напряженное  состояние организма, следствием которого является формирование мотива к действию. Под влиянием мотива человек формирует  цель действия и принимает решение  о возможном варианте этого действия. Выбор потребителем цели зависит  от личного опыта, психологических  особенностей, культурных норм и ценностей  потребителя. Завершающим этапом после  непосредственного действия является оценка степени достижения цели, а  следовательно, и удовлетворения потребности. Удовлетворение потребности можно  рассматривать как процесс саморегуляции.

Существует два противоположных  взгляда на природу формирования потребностей. Представители одного из них считают, что потребности  можно изменить путем изменения  внешней среды. Другие полагают, что  потребности изменить невозможно меняются лишь мотивы, лежащие в основе удовлетворения потребностей. Одно и та же потребность  может быть удовлетворена различными путями. Например, такая потребность, как сохранение постоянства температуры  тела удовлетворяется посредством  различных мотивов: одежда, жилье, отопительная система и т.д.

Кроме того, осознание потребности  обусловлено вовлеченностью покупателю в продукт. Под вовлеченностью следует  понимать некоторую степень его  заинтересованности в продукте или  услуге. Уровень вовлеченности определяется знанием потребителем значимых свойств  продукта и выгод от его использования. Под свойствами понимаются конкретные (физические характеристики продукта, которые могут быть непосредственно  восприняты – размер, вкус, форма  и т.д.) и абстрактные (которые  не могут быть восприняты через систему  чувств – качество продукта, его  соответствие моде, стилю и т.п.) Под  выгодами потребителя понимают знания о направлениях и последствиях использования  продукта после покупки и их соответствие ценностям потребителя.

Таким образом, на этапе формирования потребности деятелю рынка необходимо выявить обстоятельства, которые  обычно подталкивают человека к осознанию  проблемы, и направить свои усилия на формирование четкой, связанной  структуры знаний потребителя о  продукте, предлагая ему полную информацию о свойствах продукта, возможных  последствиях и удовлетворяемых  ценностях. Следует выяснить, какие  именно ощутимые нужды или проблемы возникли, чем это вызвано, каким  образом вывели они человека на конкретный товар. Для этого используются следующие  методы оценки осознания потребности:

 

·   психоаналитические беседы, которые нацелены на выяснение  оттенков чувств, вызываемых отдельными товарами;

·  проекционные методики, когда косвенным путем, описывая, например картинку или ситуацию, человек  раскрывает свои ценности, мотивы и  т.п.

·   опросы, проводимые в форме анкетирования;

·    фокус-группы, соединяющие  элемент опроса и наблюдения;

·    наблюдения, эксперименты.

  1. Поиск информации

После осознания потребности  покупатель осуществляет поиск способов ее удовлетворения. Поиск – это  мотивационная активизация знаний, хранящихся в памяти, или приобретение информации из внешней среды. Возбужденный потребитель может и не заниматься поиском дополнительной информации. Если побуждение оказывается сильным, а товар легкодоступен, потребитель, скорее всего, совершит покупку. Если нет, то нужда просто отложится в его  памяти. При этом потребитель может  либо прекратить поиски информации, либо поискать еще немного, либо заняться активными поисками.

Различают два вида поиска: внешний и внутренний. Внутренний поиск начинается сразу после  осознания потребности. Это поиск  знаний, хранящихся в долговременной памяти, необходимых для решения  возникших проблем. Часто для  совершения покупки бывает достаточно только внутреннего поиска. Это зависит  от качества знаний, от того впервые  ли покупается товар, от длительности времени, прошедшего после последней  покупки данного товара. В случае если внутренней информации для принятия решения достаточно, внешний поиск  необязателен. Используются решения, принимавшиеся  много раз в прошлом.

Внешний поиск, предваряющий покупку, называется предпокупочным поиском. Он может быть непрерывным, в результате чего происходит накопление информации о товаре. Потребители, активно ведущие  непрерывный поиск, обладают большим объемом информации в памяти. Основным мотивом предпокупочных поисков является желание сделать наилучший выбор.

Предпокупочный поиск  характеризуется следующими параметрами:

1. Размах (объем поиска). Он  определяется количеством рассматриваемых  марок; числом торговых точек,  которые посетил или обзвонил  потребитель; количеством сравниваемых  свойств продукта; количеством используемых  источников информации. Значительный  размах поиска предполагает длительный  процесс принятия решения о  покупке. Потребитель рассматривает  много марок, советуется с друзьями  и т.д. Малый размах поиска  влечет за собой привычное  принятие решения. По размаху  поиска возможна сегментация  рынка. Так, при покупке автомобилей  26% покупателей обладают низким  объемом поиска; 19% обращаются за  помощью к другому лицу, 5% обладают  высоким объемом поиска.

2. Направление поиска. Оно  определяется марками, которые  были рассмотрены потребителем; магазинами, которые посещались; характеристиками  рассматриваемых товаров; источниками  используемой информации.

3. Последовательность поиска. Она отражает порядок, по которому  он ведется: порядок рассмотрения  марки, порядок посещения магазинов,  последовательность обработки информации  о характеристиках продукта, использование  источников информации. Последовательность  поиска информации является важным  фактором, который оказывает влияние  на решение о покупке.

Поиск обусловлен также заинтересованностью  потребителя в продукте. Чем выше заинтересованность, тем обширней поиск. Потребители с высоким уровнем  дохода затрачивают значительно  меньше времени на поиск, чем те, что имеют низкий доход. Потребители  с высоким уровнем образования  более уверены в своей способности  эффективно осуществлять поиск.

В поисках информации потребитель  может обращаться к следующим  источникам:

· Личные источники (семья, друзья, соседи, знакомые)

· Коммерческие источники (реклама, продавцы, дилеры, упаковка, выставки)

· Общедоступные источники (СМИ, организации, занимающиеся изучением  и классификацией потребителей)

·  Источники эмпирического  опыта (осязание, изучение, использование  товара).

Степень влияния этих источников информации зависит от товара и покупателя. Пожилые потребители чаще обращаются к своему опыту, они могут быть более привержены к определенной марке, чем молодые.

Потребитель получает наибольший объем информации из коммерческих источников, которые находятся под сильным  влиянием деятелей рынка, а наиболее эффективными являются личные источники. Благодаря личному знакомству с  источником информации, она рассматривается  потребителем, как наиболее достоверная. Коммерческие источники обычно информируют, личные—узаконивают информацию, дают ей оценку.

В результате сбора информации повышается осведомленность потребителя  об имеющихся на рынке товарах  и их свойствах. Комплект осведомленности  покупателя составляют часть известных  товаров из полного комплектадоступных. Под влиянием поступающей информации формируется комплект выбора – ряд  товаров, отвечающих покупательским критериям. Из этого комплекта делается окончательный  выбор. Таким образом, комплекс маркетинга должен вводить товар фирмы и  в комплект осведомленности, и в  комплект выбора потребителя. Для разработки веской аргументации необходимо изучить  товары конкурентов, также входящие в комплект выбора.

Для разработки эффективной  коммуникации с целевым рынком необходимо не только выявить все возможные  источники информации, которыми пользуется потребитель, но и определить их сравнительную  информационную ценность. Ранжирование источников информации по степени доверия  со стороны клиента производится на основании данных, полученных в  результате опроса покупателей. 

Список использованной литературы

  1. Агеев В.С. Межгрупповые взаимодействия. - М.; 2010
  2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М.; 2009
  3. Вудлок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.; 2009
  4. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. - СПБ, 2009
  5. Генов Ф. Психология управления.— М; 2008
  6. Доронин Г.В. Поведение потребителей. - М.; 2009
  7. Епихина П.М., Понятие о личности. - М.; 2009
  8. Петров В.И. Потребительские потребности. - СПБ, 2009
  9. Яковлев П.Ф. Психология управления.—М; 2008

1 Епихина П.М., Понятие о личности. - М.; 2009

2 Петров В.И. Потребительские потребности. - СПБ, 2009

 


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"