Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:02, контрольная работа
В современной психологии личность рассматривают как особую самоуправляемую систему, осуществляющую ряд специфических функций как на уровне регуляции отдельных психических проявлений, так и в целом в жизнедеятельности человека.
Рассмотрим процессы осознания потребителями потребности в товаре и сущность информационного поиска .
1.Понятие о личности, ее внешняя и внутренняя структура 3
2.Характеристика процесса осознания потребителем потребности в товаре (услуге) 12
Список использованной литературы 18
Все компоненты четвертой
системы в своем развитии опираются
на компоненты предыдущих систем и
в порядке обратной афферентации
влияют на них сами. Вплетаясь в
общую структуру личности, компоненты
четвертой системы не только выражают
высокосознательное отношение человека
к труду, другим людям, обществу в
целом, но и выступают в качестве
субъективного фактора
Наглядно строение, связи и отношения между отдельными структурными компонентами модели личности (по А. И. Щербакову) прослеживаются на приведенной ниже схеме.
Между
отдельными подсистемами
Среди психологов существуют разные точки зрения и при определении тех интегральных явлений, которые возникают на личностном уровне. Примером подобной попытки дать более или менее упорядоченное их описание является концепция предложенная в рамках интеракционистской теории личности американским ученым У. Майшелом. Согласно этой концепции личностные факторы, которые в конкретной ситуации определяют Поведение человека, могут быть разделены на ряд групп:
1. Способности человека
— то, что он в состоянии
самостоятельно сделать в
2. Когнитивные стратегии — способы восприятия и оценки сложившейся ситуации, выбора форм поведения в ней.
3. Ожидания — вероятностные
оценки последствий
4. Ценности — то, что имеет для данного человека смысл, значение, и способы поведения, приводящие к утверждению этих ценностей.
5. Планы поведения —
модели, алгоритмы действий, освоенные
и предпочитаемые человеком,
Чаще всего ученые, занимающиеся
психологией личности, рассматривают
отдельные интегральные явления, связанные
с этим феноменом (то есть возникающие
на определенном уровне личностного
развития). Однако четкой, логически
стройной системы классификации
этих отдельных явлений еще не
предложено. Поэтому рассмотрим
соответствующие явления
Рассмотрим процессы осознания потребителями потребности в товаре и сущность информационного поиска2.
Принятие решения о
покупке рассматривают как
Процесс покупки начинается задолго до совершения акта купли-продажи, а ее последствия проявляются в течение долгого времени после совершения этого акта.
Итак, процесс покупки начинается с того, что покупатель осознает проблему или нужду. Он чувствует разницу между своим реальным и желаемым состоянием.
Нужда может быть возбуждена
внутренними и внешними раздражителями,
она возрастает до порогового уровня
и превращается в побуждение. После
того, как нужда осознается человеком,
она превращается в потребность.
Потребность выступает как
Существует два
Кроме того, осознание потребности
обусловлено вовлеченностью покупателю
в продукт. Под вовлеченностью следует
понимать некоторую степень его
заинтересованности в продукте или
услуге. Уровень вовлеченности
Таким образом, на этапе формирования
потребности деятелю рынка
· психоаналитические беседы, которые нацелены на выяснение оттенков чувств, вызываемых отдельными товарами;
· проекционные методики, когда косвенным путем, описывая, например картинку или ситуацию, человек раскрывает свои ценности, мотивы и т.п.
· опросы, проводимые в форме анкетирования;
· фокус-группы, соединяющие элемент опроса и наблюдения;
· наблюдения, эксперименты.
После осознания потребности
покупатель осуществляет поиск способов
ее удовлетворения. Поиск – это
мотивационная активизация
Различают два вида поиска: внешний и внутренний. Внутренний поиск начинается сразу после осознания потребности. Это поиск знаний, хранящихся в долговременной памяти, необходимых для решения возникших проблем. Часто для совершения покупки бывает достаточно только внутреннего поиска. Это зависит от качества знаний, от того впервые ли покупается товар, от длительности времени, прошедшего после последней покупки данного товара. В случае если внутренней информации для принятия решения достаточно, внешний поиск необязателен. Используются решения, принимавшиеся много раз в прошлом.
Внешний поиск, предваряющий покупку, называется предпокупочным поиском. Он может быть непрерывным, в результате чего происходит накопление информации о товаре. Потребители, активно ведущие непрерывный поиск, обладают большим объемом информации в памяти. Основным мотивом предпокупочных поисков является желание сделать наилучший выбор.
Предпокупочный поиск характеризуется следующими параметрами:
1. Размах (объем поиска). Он
определяется количеством
2. Направление поиска. Оно
определяется марками, которые
были рассмотрены потребителем;
магазинами, которые посещались; характеристиками
рассматриваемых товаров;
3. Последовательность поиска.
Она отражает порядок, по
Поиск обусловлен также заинтересованностью
потребителя в продукте. Чем выше
заинтересованность, тем обширней поиск.
Потребители с высоким уровнем
дохода затрачивают значительно
меньше времени на поиск, чем те,
что имеют низкий доход. Потребители
с высоким уровнем образования
более уверены в своей
В поисках информации потребитель может обращаться к следующим источникам:
· Личные источники (семья, друзья, соседи, знакомые)
· Коммерческие источники (реклама, продавцы, дилеры, упаковка, выставки)
· Общедоступные источники (СМИ, организации, занимающиеся изучением и классификацией потребителей)
· Источники эмпирического опыта (осязание, изучение, использование товара).
Степень влияния этих источников информации зависит от товара и покупателя. Пожилые потребители чаще обращаются к своему опыту, они могут быть более привержены к определенной марке, чем молодые.
Потребитель получает наибольший объем информации из коммерческих источников, которые находятся под сильным влиянием деятелей рынка, а наиболее эффективными являются личные источники. Благодаря личному знакомству с источником информации, она рассматривается потребителем, как наиболее достоверная. Коммерческие источники обычно информируют, личные—узаконивают информацию, дают ей оценку.
В результате сбора информации повышается осведомленность потребителя об имеющихся на рынке товарах и их свойствах. Комплект осведомленности покупателя составляют часть известных товаров из полного комплектадоступных. Под влиянием поступающей информации формируется комплект выбора – ряд товаров, отвечающих покупательским критериям. Из этого комплекта делается окончательный выбор. Таким образом, комплекс маркетинга должен вводить товар фирмы и в комплект осведомленности, и в комплект выбора потребителя. Для разработки веской аргументации необходимо изучить товары конкурентов, также входящие в комплект выбора.
Для разработки эффективной
коммуникации с целевым рынком необходимо
не только выявить все возможные
источники информации, которыми пользуется
потребитель, но и определить их сравнительную
информационную ценность. Ранжирование
источников информации по степени доверия
со стороны клиента производится
на основании данных, полученных в
результате опроса покупателей.
1 Епихина П.М., Понятие о личности. - М.; 2009
2 Петров В.И. Потребительские потребности. - СПБ, 2009