В организации деятельности
воспитанников педагог играет ведущую
роль. Педагогическое руководство направлено
на то, чтобы вызвать у воспитанников активность,
самостоятельность и инициативу.
Принципы управления
деятельностью воспитанников:
- принцип сочетания педагогического
управления с развитием инициативы и самостоятельности
воспитанников.
- Принцип сознательности и активности
обучающихся в целостном педагогическом
процессе отражает активную роль воспитанника
в педагогическом процессе. Активность личности
социальна по своей природе, это концентрированный
показатель ее деятельной сущности. Однако
активность воспитанников должна быть
направлена не столько на простое запоминание
и проявление внимания, сколько на сам
процесс самостоятельного добывания знаний.
- Уважение к личности воспитанника
в сочетании с разумной требовательностью
к нему. Этот принцип вытекает из сущности
гуманистического воспитания. Требовательность
является своеобразной мерой уважения
к личности воспитанника. Эти две стороны взаимосвязаны
как сущность и явление. Разумная требовательность
всегда себя оправдывает, но ее воспитательный
потенциал существенно возрастает, если
она объективно целесообразна, продиктована
потребностями воспитательного процесса,
задачами всестороннего развития личности.
- Принцип опоры на положительное
в человеке, на сильные стороны его личности.
Выявляя в воспитаннике положительное
и опираясь на него, делая ставку на доверие,
педагог как бы предвосхищает процесс
становления и возвышения личности. Если воспитанник овладевает
новыми формами поведения и деятельности,
добивается ощутимого успеха в работе
над собой, он переживает радость, внутреннее
удовлетворение, что, в свою очередь, укрепляет
уверенность в своих силах, стремление
к дальнейшему росту. Эти положительные
эмоциональные переживания усиливаются,
если успехи в развитии и поведении воспитанника
замечают и отмечают педагоги, друзья.
- Принцип согласованности требований
школы, семьи и общественности (всех педагогических
систем).
- Принцип сочетания прямых и параллельных
педагогических действий. Сущность параллельного
действия состоит в том, что, воздействуя
не на отдаленную личность, а на группу
или коллектив в целом, педагог искусно
превращает его из объекта в субъект воспитания.
При этом воспитателя интересует как
будто бы только коллектив, а в действительности
он использует его как инструмент для
прикосновения к каждой отдельной личности.
Каждое воздействие в соответствии с этим
принципом должно быть воздействием на
коллектив и наоборот.
- Принцип доступности и посильности. Соответствие объема и сложности
учебного материала реальным возможностям
обучающегося в зоне его ближайшего развития.
- Принцип учета возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников
при организации их деятельности. Учет в содержании способностей,
интересов и профессиональных намерений
обучающихся.
- Принцип прочности и действенности
результатов образования, воспитания
и развития. Реализация этого принципа
связывается прежде всего с деятельностью
смысловой памяти. Только увязывание нового с ранее усвоенным,
только введение новых знаний в структуру
личностного опыта воспитанников обеспечат
их прочность.
Использованная литература
- Гальперин П.Я. Лекции по психологии:
Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2002. – 400 с.
- Крылов А.А. Психология. – М.:
Проспект, 2005. – 2005. – 322с.
- Крыськл В.Г. Психология и педагогика:
Схемы и комментарии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,
2001. – 368 с.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей
психологии. – М.: Смысл, 2002.
- Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 2003.
- Общая психология: Курс лекций.
/ Сост. Е.И. Рогов. – М.: Туманит, 1998. – 448
с.
- Педагогика: Учебное пособие.
/ В.А. Сластенин. – М.: Школьная пресса,
2002. – 512 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей
психологии. – СПб, 1999. – 720 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека:
Учебное пособие. – М., 1995. – 384 с.
- Тригорович Л.А., Марцинковская
Т.Д. Педагогика и психология. – М., 2003.
– 480с.