Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:41, контрольная работа
Задание 1.
а) Что такое ощущения?
б) Какова сущность рефлекторной природы ощущений?
в) интероцептивные, проприцептивные, экстроцептивные ощущения
г) Общие свойства ощущений (качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация)
д) В чем специфика абсолютного и относительного порогов ощущений?
Задание 1.
а) Что такое ощущения?
Ощущение – чувственный
б) Какова сущность рефлекторной природы ощущений?
Явления внешнего мира и состояния организма, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. Процесс воздействия раздражителей на органы чувств называется раздражением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.
в) интероцептивные, проприцептивные, экстроцептивные ощущения
Экстроцептивные ощущения, рецепторы которых расположены на поверхности тела (зрительные, слуховые)
Интероцептивные – рецепторы которых внутри организма (ощущение голода, жажды, боли), несут информацию о состоянии внутренних органов.
Проприцептивные – рецепторы которых находятся в мышцах и сухожилиях, и несут информацию о положении тела в пространстве, о движении тела и его частей.
г) Общие свойства ощущений (качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация)
Качество (модальность)- это специфические особенности, отличающие один вид ощущений от других (отличие слуховых от зрительных ощущений)
Длительность – это его временная характеристика, так как ощущения имеют свою длительность: они не возникают одновременно с началом действия раздражителя и не исчезают с прекращением последнего.
Пространственная локализация раздражителя в предметном мире, это определяет характер ощущения: дистантные ощущения дают информацию о расположении раздражителя в пространстве, а контактные - о части тела, на которую действует раздражитель.
Интенсивность ощущений – (количественная характеристика), определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецепторов.
д) В чем специфика абсолютного и относительного порогов ощущений?
Абсолютный порог — вид сенсорного порога, описанный Г. Фехнером. Характеризует чувствительность сенсорной системы. Выражается величиной раздражителя, превышение которой дает ответную реакцию организма, прежде всего в форме осознания ощущения. Для определения абсолютного порога используются методы постоянных раздражителей, минимальных изменений, средней ошибки.
Абсолютным верхним порогом называется максимальная величина раздражителя, который еще продолжает восприниматься человеком как раздражитель соответствующей модальности. Если же увеличить силу такого раздражителя, то он уже будет порождать не специфическое, характерное для данного органа чувств, ощущение, а неспецифическое ощущение боли.
Нижним абсолютным порогом ощущения называется минимальная величина, или сила, раздражителя, при которой он оказывается способным вызывать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения.
Верхний абсолютный порог ощущения соответствует той максимальной величине раздражителя, сверх которой этот раздражитель перестает ощущаться. Так, абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет у человека в среднем 20 000 колебаний звуковых волн в секунду.
Относительным порогом ощущений называется величина, на которую необходимо изменить уже действующий и воспринимаемый как сенсорный раздражитель для того, чтобы изменилось вызываемое им ощущение. Относительный порог ощущений выражается, например, десятичной дробью, значение которой указывает, насколько необходимо изменить, уменьшить или увеличить действующий раздражитель для того, чтобы соответственно усилилось или ослабло вызываемое им ощущение.
е) Какова особенность адаптации и сенсабилизации органов чувств
Повышение чувствительности, т. е. понижение порога чувствительности в результате взаимодействия органов чувств, называется сенсабилизацией, которая может возникать:
А) стихийно – как необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепоты, глухоты). Так, глухие люди обладают настолько повышенной вибрационной чувствительностью, что даже могут слушать музыку, положив руку на рояль.
Б) под воздействием специфических требований профессии и условий жизни (так, обонятельные и вкусовые ощущения достигают низкого порога, т. е. повышенной чувствительности, у дегустаторов вин, сыра, чая и т. п.)
Адаптация – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.
Адаптация, или приспособление, - это изменение чувствительности под влиянием постоянно действующего раздражители, что проявляется в снижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. Когда человек заходит в реку, вода сначала кажется ей холодной. Но потом ощущение холода пропадает. Подобное можно наблюдать во всех видах чувствительности, кроме болевого. Степень адаптации различных анализаторных систем неодинаков: высокая адаптируемость свойственна нюхательным ощущением, тактильным (мы не замечаем давления одежды на тело), меньше она в слуховых, Холодов. Общеизвестно явление адаптации в нюхательных ощущениях: человек быстро привыкает к пахучему раздражителю и вовсе перестает ощущать его. Адаптация к различным ароматными веществ наступает с разной скоростью.
Незначительная адаптация
В зрительном Анализаторе различают адаптацию к свету, темноты. Попадая в темную комнату, человек вначале ничего не видит, через три-четыре минуты начинает хорошо различать свет, который проникает туда. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз. Если адаптация к темноте связана с повышенной чувствительностью, то световая адаптация - со снижением световой чувствительности.
Адаптация может возникать и условно-рефлекторный путем. Если, например, сочетать действие света после пребывания в темноте в течение получаса с ударами метронома, то после 5 таких сочетаний удары метронома вызывают у обследуемых снижение чувствительности глаз без какого-либо влияния светового раздражители.
Сенсибилизация. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацию. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:
- сенсибилизация вследствие необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);
- сенсибилизация, обусловлена специфическими требованиями деятельности.
Потеря зрения или слуха компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, которые потеряли зрение, овладели скульптуру, у них хорошо развиты прикосновений ощущение, вибрационная чутность. Украинский психолог, держа руку на горле собеседника может понять, кто и о чем говорит, а также, беря газету в руки, знает, читала ее или нет.
Явление сенсибилизации органов чувств наблюдается у людей, длительное время занимающиеся определенными видами профессиональной деятельности. Высокого уровня совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина. Дегустаторы могут точно указать не только из какого сорта винограда сделано вино, но и место, где выращено виноград. Живопись предъявляет особые требования к восприятие формы, пропорций и цветовых соотношений при изображении предметов. Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствительное к оценке пропорций. Оно различает изменения, которые равняются 1/60-1/150 величины предмета. О возможности цветных ощущений свидетельствует мозаичная мастерская в Риме - в ней более 20 000 созданных человеком оттенков основных цветов.
Все это является доказательством того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической деятельности.
Задание 2.
Значимый другой – определенный человек, чье мнение высоко ценится данной личностью, а именно он оказывает воздействие на принятие личностью социальный норм, ценностных ориентаций, на формирование образа «Я»
Самооценка личности – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности; выступает в качестве центрального личностного образования и центрального компонента «Я - концепции». Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе реального и идеального представления о себе.
2.
Мышление — познание сущности и закономерностей объектов и явлений с помощью анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации; осуществляется как при непосредственном процессе восприятия, так и опосредованно, с помощью логических рассуждений.
Интеллект – общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность в любой деятельности и лежащая в основе других способностей.
3.
Темперамент - динамические характеристики психических процессов, причем только те из них, которые являются наиболее устойчивыми, т. е. сохраняются многие годы, часто всю жизнь. Темперамент человека не предопределяет социально – нравственной ценности его как личности. Люди совершенно различных темпераментов могут обладать одинаковыми нравственными качествами, и наоборот: люди одного темперамента могут быть очень разными по социальным и нравственным качествам.
Воображение - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности, выступающая как способ овладения человеком сферой возможного будущего.
4.
Мотив- потребность, идее, органическое состояние или эмоция, побуждающие человека к действию.
Интересы — мотивационное состояние, побуждающее человека к познавательной деятельности.
Личность - особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.
5.
Психологическая защита – система механизмов в психике, направленных на устранение или сведение к минимуму тех негативных факторов, которые могут разрушить самооценку личности, ее целостность и идентичность .
Проекция – психологический механизм бессознательного приписывания субъектом имеющихся у него неосознаваемых мыслей, переживаний, черт и мотивов другим людям.
Задание 3.
Я согласна с данным суждением, ведь для того, чтобы выстроить ситуационную картину необходимо внести свой определенный смысл. Таким образом, получается, если человек делает «преобразования», на основе которых входит в ситуацию, он раскрывается в ней, становится таким, какой он есть на самом деле. Его поведение, есть его сущность, его точка зрения, есть собственный субъективный подход к ситуации, поэтому, чтобы понять и разобраться в человеке стоит сделать анализ его восприятия.
Я не разделяю данную точку зрения, так как усилия когнитивной психологии направлены как раз не на врожденные факторы развития , а на понимание механизмов, участвующих в человеческом познании. Когнитивная психология утверждает, что наше поведение опосредствовано познавательными (когнитивными) факторами. Основной фокус когнитивной психологии о том, как люди приобретают, обрабатывают и хранят информацию. Поэтому данное утверждение неверно, так как познание не является врожденным фактором, люди познают в течение жизни, набираются опыта. Когнитивная психология изучает процессы познания человека в течение всей его жизни, как человек принимает решения, как он мыслит, как интерпретируют те или иные события и т.д.
Я не согласна с данной точкой зрения, так как Архетипы не передаются по наследству, несмотря на то , что архетип - это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие.