Контрольная по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:22, контрольная работа

Краткое описание

1. Восприятие. Основные свойства восприятия. Нарушение восприятия.
2. Темперамент. Физиологические особенности характера.
Общие правила приветствия при встрече

Файлы: 1 файл

Восприятие.doc

— 93.50 Кб (Скачать)


1.      Восприятие. Основные свойства восприятия. Нарушение восприятия.

Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при

непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как

ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие – совокупность ощущений. Так, воспринимая свежее, румяное, круглое, ароматное яблоко, человек отражает в ощущениях его цвет, запах, ощущает его тяжесть, упругость, его гладкую поверхность. Однако восприятие больше, чем сумма ощущений, получаемых от того же предмета. Воспринимая яблоко, человек знает, что именно яблоко, что оно имеет характерный вкус, что его можно есть, что это плод. Воспринимаемый предмет человек всегда обозначает определенным словом – «яблоко», которым обозначен не какой-либо определенный цвет, вкус, форма или запах, но весь предмет как целое.

«Воспринимать кресло – это значит видеть предмет, в который можно сесть», - писал французский психолог П.Жанэ, - «а воспринимать дом, - говорил Вейцзекер,- это значит видеть не образ, который «вошел» в глаз, а напротив, узнать объект, в который можно войти».

Воспринимая что-либо, человек имеет в виде знакомое ему и относительно постоянное для данной категории вещей соотношение частей в целом. Восприятие предмета как сложного объекта требует аналитико-синтетической функции коры. Предмет как целое должен быть выделен на фоне всех других вещей. Для этого предмет должен быть уже знаком человеку, ему должна быть известна определенная группа предметов, к которой относится данный, должно быть известное слово, обозначающее эту группу предметов. Так, слово, являясь названием данной конкретной вещи, дает человеку знание того, что он воспринимает.

Механизм процесса восприятия значительно сложнее, чем ощущения. Современная психология рассматривает не как процесс одномоментного отпечатка воспринимаемого человеком предмета на сетчатке его глаза или в коре его мозга.

Восприятие – это процесс, связанный по своему происхождению с внешним практическим действием. Причем это практическое действие не исчерпывается движением глаз или пальцев по воспринимаемому предмету. Человек совершает различные ориентировочные исследовательские действия, которые служат формой практической проверки зрительного (или другого) образа, возникающего на основе непосредственного воздействия предмета на соответствующий орган чувств.

В отличие от ощущений, передающих отдельные качества предмета, восприятие представляет собой целостный предметный образ. Восприятие отличается от ощущений также и тем, что 1) возможно одинаковое восприятие двух разных ощущений и 2) возможно разное восприятие одного и того же ощущения. Пример изменения восприятия при неизменности стимулов дают т.н. "двойственные изображения". Хорошо известен рисунок, на котором два черных профиля образуют контур белой вазы. Если воспринимается ваза - профили кажутся просто "фоном"; если "фигурой" выступают профили - "фоном" становится ваза. Пример того, как разные ощущения вызывают одинаковое восприятие, - транспозиция в музыке: мы слышим одну и ту же мелодию независимо от того, в какой тональности она звучит. Оба феномена - как сдвиг, так и постоянство (константность) в восприятии структур - объясняются законами гештальтов восприятия. К ним же относятся: близость (сгруппированные стимулы, скажем, группы музыкальных нот, ритмические звуки типа постукивания или сгруппированные физические объекты, воспринимаются как связанные между собой); сходство (сходные по какому-нибудь признаку объекты объединяются в общую группу, например высокие тона, перемежающиеся низкими); и завершение (добавление недостающих частей стимулов, как в случае нарисованных пунктиром букв или цифр).

              При восприятии глубины мозг реагирует на ключевые раздражители, к которым относятся несовпадение проекций на сетчатке левого и правого глаза, аккомодация хрусталиков и т.н. конвергенция (поступление сигналов, идущих по первичным нейронам от нескольких рецепторов, на один и тот же вторичный нейрон), а также пространственная и линейная перспектива. Как это свойственно для восприятия вообще, такие ключевые раздражители становятся значимыми - т.е. распознаваемыми - в результате научения и опыта. Например, наблюдая в линейной перспективе параллельные прямые, мы воспринимаем их зримое сближение (по мере удаления) как кажущееся; такое восприятие не является "автоматическим", доступным младенцу, но зависит от сформировавшегося в результате приобретенного опыта представления об этом явлении. Сходным образом зависит от научения и соответствие, устанавливаемое между величиной объекта и его удаленностью; чем крупнее выглядит объект (например, летящий самолет), тем ближе он кажется, чем мельче - тем он кажется дальше.

              Восприятие окружающих. Социальные психологи заметили, что наше первоначальное восприятие других людей определяется личностными и социальными установками. Например, в современной западной культуре высоко ценится красота. Внешне привлекательные люди нравятся больше, их воспринимают как более чутких, уравновешенных, добрых, интересных, общительных и т.д. Стереотипное восприятие "ангельского личика" ребенка формируется рано: дети от 3 до 6 лет предпочитают иметь друзей с приятным лицом. При восприятии человека человеком ожиданий иногда вполне достаточно, чтобы принять желаемое за действительное. Школьным учителям, возлагающим особые надежды на некоторых учеников, часто кажется, что те делают успехи. Когда известный психиатр, представляя пациента своим коллегам, характеризует его как "психотическую личность", большинство из них так его и воспринимают, даже вопреки очевидности.

              Восприятие самого себя: образ тела. У любого индивида имеется "концептуализированное" восприятие не только других, но и себя самого. Субъективное восприятие собственного тела называют образом тела. Внешнее выражение этого феномена можно наблюдать, когда кто-либо смотрится в зеркало и видит собственный образ, пристально всматривающийся в него же. Некоторые, смущенные таким восприятием самих себя, отворачиваются, поскольку возникает впечатление, будто всматриваешься в чьи-то глаза, в то время как "этот другой" пристально смотрит в твои. Но это иллюзия. Образ в зеркале - просто изображение, которое даже не является "объективным", ибо восприятие его субъективно, т.е. зависит от восприятия человеком самого себя. Образ тела важен потому, что через ожидания субъекта влияет на его поведение. Если индивид воспринимает свое тело слабым, он склонен действовать как слабый человек, если же считает себя уродливым - склонен вести себя робко.

Свойства:

        Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.

        Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства:

1.       объединение разных элементов в целом;

2.       независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.

        Структурность (обобщенность) – не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).

        Константность – относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа. Обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов его существования.

        Осмысленность – хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его. Основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. Связана с работой вторичных корковых полей анализаторов.

        Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

 

Виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и т.п.

 

Особенности восприятия: возникновение апперцепции (свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного человека). Апперцепция обуславливает различия при восприятии одних и тех же предметов различными людьми или одним и тем же человеком в разное время.

 

Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру – феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации Личности.

 

Нарушения восприятия

1.    Синестопатия характеризуется патологическими ощущениями в виде жжения или покалывания, возникающими в различных частях тела, это также могут быть и внутренние органы. Такие патологические ощущения не связаны с возможными заболеваниями органов.

2.    Иллюзии – нарушения восприятия реальных явлений и предметов, человек воспринимает реальность в ошибочном виде. У психически здоровых людей также возможно появление иллюзорного восприятия.

Виды иллюзий:

•    аффективные – их возникновение  связано с аффектом, страхами или напряженным ожиданием;

•    вербальные – выражаются через ошибочное восприятие слов;

•    парейдолические -  восприятие действительно существующих образов и предметов в причудливо-фантастической форме.

3.    Галлюцинации – нарушение восприятия, при котором человек может видеть, слышать и чувствовать то, что в действительности не существует, т.е. галлюцинации классифицируются по органам чувств. Часто наблюдаются  комплексные галлюцинации.

Виды галлюцинаций:

•    истинные – связаны с конкретной обстановкой и направлены во внешнюю среду (дьявол сидит на реальной табуретке);

•    псевдогаллюцинации – наблюдаются при нарушении восприятия и мышления, чаще направлены во внутрь, человек слышит голос изнутри;

•    псевдогаллюцинации, не вызывающие сомнений по поводу их существования, но характеризующиеся чувством сделанности (создается впечатление, что кто-то настроил голос в голове человека).

Классификация галлюцинаций по модальности:

•    слуховые – нарушение восприятия отдельных слов или звуков:

•    зрительные -  подразделяются на элементарные (дым, капли)  и предметные (люди);

•    обонятельные – неприятные, редко приятные, запахи воспринимаются мнимо;

•    тактильные – обусловлены ощущениями прикосновения (ползание  насекомых по телу);

•    висцеральные – ощущение в теле инородных тел или животных;

•    гипнагогические – характеризуются зрительным обманом восприятия, наиболее часто появляющимся  при закрытых глазах (единичные или сценоподобные);

•    внушенные – образы, запахи и т.п.;

•    императивные – особый вид галлюцинаций, носящих повелительный характер ( говорить, убить, молчать).

4.     Дереализация – нарушение восприятия  окружающего мира, при котором  знакомые предметы и явления сопровождаются чувством измененности.

5.    Расстройство схемы тела -  нарушаются представления о величине и форме тела.

 

2.      Темперамент. Физиологические особенности характера.

Темперамент — динамические особенности психики человека, т.е. темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов. Проявляется прежде всего в его впечатлительности, т.е. силе и устойчивости того воздействия, которое впечатление оказывает на человека.

Гиппократ (5 век до н.э.) дал наиболее полное представление о темпераменте. Он описал 4 типа: холерик (желтая желчь), меланхолик (черная желчь), флегматик (слизь), сангвиник (кровь).

Существует 2 направления рассмотрения темперамента: физиологический (мнение Гиппократа) и психологический.

Линию учения Гиппократа продолжил И.П. Павлов. Занимался рефлексами и выделил типы нервной системы.

Сила нервных процессов — показатель работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система более устойчива к внешним воздействиям.

Уравновешенность — определенный баланс в процессах возбуждения и торможения.

Подвижность — легкий переход нервной системы от одних действий к другим.

Сенситивность (чувствительность) — какова наименьшая сила внешних воздействий необходима для возникновения какой-либо психической реакции человека и какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность — степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.

Активность — насколько интенсивно и энергично человек воздействует на внешний мир.

Ригидность - пластичность — насколько легко и быстро человек приспосабливается к новым внешним обстоятельствам.

Эмоциональность (эмоциональная возбудимость) определяется скоростью и глубиной возникновения эмоциональной реакции в зависимости от интенсивности возбуждения.

Психологическая характеристика людей холерического темперамента

Холерик – сильная впечатлительность и большая импульсивность.

Человека очень энергичного, способного отдаваться делу с особой страстно­стью, быстрого и порывистого, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стреми­тельными движениями называют холериком.

Психологическая характеристика людей сангвинического темперамента

Сангвиник – слабая впечатлительность и большая импульсивность.

Человека с заметной психической активностью, быстро отзывающегося на окружающие события, стремящегося к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности, живого, подвижного, с выразительной мимикой и движениям называют сангвини­ком.

Информация о работе Контрольная по "Психологии"