Консультирование подростков с рискованными формами поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 14:01, реферат

Краткое описание

Основная задача в консультировании - это помочь сделать информированный осознанный выбор (на основе предоставленной консультантом информации), помочь овладеть навыками оценки степени риска и умению определить его уровень, что позволит подростку балансировать и принимать правильные решения. Поведение высокой степени риска, характерное для подростков, может привести к потере здоровья и социального благополучия, к инфицированию, психической или физической зависимости, насилию, суицидам.

Файлы: 1 файл

Консультация.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

Консультирование  подростков с рискованными

(опасными для  здоровья) формами поведения. 

Основная задача в консультировании - это помочь сделать информированный осознанный выбор (на основе предоставленной консультантом  информации), помочь овладеть навыками оценки степени риска и умению определить его уровень, что позволит подростку балансировать и принимать правильные решения. Поведение высокой степени риска, характерное для подростков, может привести к потере здоровья и социального благополучия, к инфицированию, психической или физической зависимости, насилию, суицидам.  

 Целями консультирования  являются следующие: 

1. на уровне  поведения - изменение рискованных,  неадаптивных форм реагирования  подростков, расширение поведенческого  и эмоционального репертуара реагирования; 

2. на уровне  осознания - изменение отношения  подростка к каким-либо факторам  риска; 

3. на уровне  обще-личностном - достижение подростком  состояние зрелости (взрослости), что  подразумевает умение осознавать  и контролировать свои поступки, знание о себе (адекватное самосознание - кто я и что я), умение планировать и в какой-то степени предвидеть события (прогнозировать с той или иной долей вероятности), умение планировать своё время.

 Принципы  консультирования подростков:

1. Организационные аспекты.

 Что может  консультант для успешного консультирования. 

- иметь достаточно  времени для дачи информации  с возможностью проверить, насколько  информация понята подростком, заранее  оговорить с подростком интервал  времени, в течение которого  будет длиться консультация; 

- иметь возможность  принять подростка в чётко  оговоренное время без задержек (подростки - народ нетерпеливый, в очередях сидеть не могут); 

- иметь возможность  конфиденциальности; 

- владеть базовыми  навыками присоединения к пациенту (по невербальным и вербальным позициям), владеть приёмами активного слушания и "я-высказываний"; 

- быть готовым  к неоднократным приемам по  одной и той же тематике  у одного и того же пациента (периоды надежд и успехов сменяются  периодами безнадежности, подавленности, растерянности и разочарования);

2. Диагностические  аспекты. 

- оценить уровень  зрелости (биологический, физиологический,  психологический, половой, психосексуальный, психосоциальный); 

- оценить жалобы  подростка на здоровье с точки  зрения нарушений в трёх базовых направлениях:

 психонейроэндокриноиммунной  дизрегуляции (возникшей как усугубление  в пубертате перинатально обусловленной  гипоталамической дисфункции);

 дисплазии  соединительной ткани (возрастная  слабость соединительной ткани и врождённая мезенхимальная неполноценность);

 появления  типичных для подросткового возраста (периода полового созревания) функциональных  расстройств (гипоталамический синдром  периода полового созревания; нарушения  менструального цикла вследствие  возможных эндокринных, эндогенно-токсических, метаболических, гастроинтестинальных нарушений;  специфические поведенческие реакции подросткового возраста ; юношеская астеническая несостоятельность). 

- все происходящие  в организме подростка изменения  (психологические новообразования, возрастные дисфункции и заболевания) следует рассматривать с точки зрения становления репродуктивной сферы.

3. Аспекты, касающиеся  способов подачи информации.

Когда и что  говорить.  

- давать информацию  в соответствии с уровнем биологического, физиологического, психологического, полового, психосексуального и психосоциального развития (что не всегда соответствует возрасту паспортному). Кроме того, объём данной информации будет определяться "стадией зрелости проблемы", в соответствии с моделью стадий изменения поведения (Прочаска и Диклемент), которая утверждает, что принятие новых норм поведения проходит пять различных стадий: 

1. Стадия до  осознания — Не видит необходимости  в каких-либо изменениях поведения;  на этой стадии достаточно привлечь внимание подростка к конкретным жалобам на здоровье (или к конкретным клинически обнаруженным фактам) и связать их с образом жизни и привычками подростка. Цель - оказать влияние, чтобы подросток просто обратил на это своё внимание. 

2. Стадия осознания — Понимает необходимость изменить образ жизни, но не может решиться; на этой стадии необходимо поддержать понимание и попробовать отыскать ресурсы, которые могли бы повлиять на возможности подростка (создать мотивацию). 

3. Стадия готовности  к действию — Готов к тому, чтобы в ближайшее время внести изменения в образ жизни, или уже начал заниматься этим; на этой стадии необходима поддержка и проработка конкретных шагов, здесь уместна информация о специалистах, занимающихся решением тех или иных проблем, уместно оговаривание конкретных сроков, адресов. 

4. Стадия действий  — Устойчиво следует новым  нормам поведения в течение  3–6 месяцев; необходимо положительное  социальное подкрепление (в т.  ч. из семьи и ближайшего  социального окружения.  

5. Устойчивая стадия — Устойчиво следует новым нормам поведения более 6 месяцев. Устойчивая стадия может прерываться рецидивами — возвращением к тому поведению, которое пытались изменить, например, человек не курил 4 месяца, а на вечеринке его угостили сигаретой, и он не удержался. В таком случае, происходит возвращение на первую стадию «до осознания» или на вторую стадию «осознания проблемы», и начинается новое движение, как бы по спирали, к желаемой модели поведения. В этом случае тактика консультанта должна соответствовать стадии, на которую вернулся пациент (возможно, придётся начинать всё с начала).  

- предлагать  самим подросткам формулировать  возможные выходы из ситуации; 

- широко использовать  наглядность при подачи информации (импровизированные схемки, графики, заранее подготовленные слайды, фотографии, видео); 

- приводить  примеры из жизни сверстников; 

- проявить интерес  к возрастным изменениям (рост, масса  тела, половое развитие, психосексуальное  развитие и поведение, увлечения,  беспокоящие физические недостатки), т. к. это возрастной "локус тревоги"; 

- настроиться  на "юношескую волну", определить  своё отношение к наиболее  остростоящим вопросам, касающимся  молодёжи (секс до брака, молодёжные  течения в музыке и т. п.), проявить терпимость к ценностям, образу жизни, манере вести себя, протестным реакциям по отношению к ценностям старшего поколения; проявить искренний интерес к мечтам и тревогам нового поколения.

4. Аспекты, касающиеся  способов реагирования и поведения  консультанта во время приема.

 Когда и что делать.  

- наблюдать  за эмоциональными реакциями  и манерой поведения, изменяя  свои реакции в соответствии  с реакциями подростка и меняя  тактику консультирования (проявлять  наблюдательность и гибкость  реагирования) - чередовать свободное  общение, директивное руководство, совет, наставление, активное слушание, оспаривание, сопереживание; 

- использовать  специальные техники для коррекции  неадаптивных форм поведения  (комментирующая речь, интерпретация  поступков, суггестивный характер  речи, использование психологических защит как отправную точку коррекции, подстройка к эмоциональному состоянию и поведению подростка)  

- привлекать  внимание подростка к его актуальному  эмоциональному состоянию и поступкам,  называя их и связывая их  с текущей или описываемой ситуацией или информацией, которая обсуждается в данный момент; 

- дать "терапевтическую  легенду" в словах и выражениях, понятных пациенту (под "терапевтической  легендой" понимается объяснения  и взаимозависимости соматических  или психических нарушений таким образом, чтобы свести их число к ограниченному количеству понятно обозначенных расстройств, т. е. это некий набор "объясняющих цепочек", кончающихся конкретной рекомендацией, указывающей возможное направление помощи с целью создания у пациента представления о возможности повлиять и изменить ситуацию в полезную для себя сторону) - это снижает уровень тревоги; 

- связать жалобы  пациента с его образом жизни; 

- дать возможность  пациенту раскрыть свои представления  о своих проблемах (представить  свою "внутреннюю картину болезни"); 

- быть готовым  в течение одного приема повторить  то, что уже было сказано, пройдено, в т. ч. готовность начать  что-то и с начала; 

- быть готовым  в любом дополнительном обследовании  представить лечебный компонент; 

- быть готовым объяснить медикаментозное лечение (ожидаемый эффект - когда, в чем проявится, возможные побочные эффекты, место медикаментозной терапии в общем плане лечения); 

 Консультирование  подростков и их родителей  по конкретным проблемам.

 Злоупотребление алкоголь содержащими напитками,

 экспериментирование  с наркотическими средствами.

 Вкачестве  причин употребления алкогольных  напитков подростки указывают: 

-желание усилить  хорошее настроение;

-облегчить общение  с противоположным полом; 

-улучшить плохое настроение;

-"просто так", "за компанию" (это свидетельство  конформности поведения, желании  «быть как все»).  

 Формирование  алкогольной мотивации связано  с активирующим действием этанола  на симпатоадреналовую систему.  Резкое увеличение секреции АКТГ (адренокортикотропного гормона, который вырабатывается в надпочечниках и общее действие которого - "тонизировать" организм) способствует формированию влечения к алкоголю.  

 В отличие  от взрослых, у подростков редко  наблюдается физическая зависимость  и абстинентный синдром. Клиницисты при выявлении алкогольных проблем чаще используют термины «пристрастие» или «злоупотребление».  

 Употребление  алкоголя подростками может быть  разделено на 4 этапа. 

1 этап – экспериментальный.  Подросток первый раз пробует  алкоголь и может испытать свое первое похмелье. Последствия, как правило, несущественны, но интоксикация может стать причиной травм и\или привести к головной боли, боли в животе, диспепсии, когда подросток вынужден обратиться за медицинской помощью. Большинство подростков проходит через этот период экспериментов с алкоголем благополучно и вырабатывает умение употреблять алкоголь в умеренных количествах. У некоторых же возникают серьезные проблемы, связанные с употреблением алкоголя. Факторами риска у таких подростков часто выступает семья, где родители, регулярно употребляющие алкоголь, дают четкое представление подросткам, что это является нормой поведения. Также можно указать на хронический стресс в семье, излишнюю строгость или вседозволенность со стороны родителей, низкую самооценку подростка, проблемы поведения или эмоциональные проблемы в анамнезе. Эту группу причисляют к группе риска, когда прослеживается следующий этап.

2 этап — «раннего  злоупотребления». Начинается регулярное  употребление алкоголя, чаще всего, в выходные дни. Появляется оправдание потребления алкоголя, например, «создание настроения для вечеринок и встреч, облегчение общения» ит.п. Толерантность увеличивается, и подростки переходят к более крепким напиткам. Последствиями такого употребления могут быть проблемы в школе, пропуски занятий, потеря воздерживающихся оталкоголя друзей, попытки незаметноуйти из дома, резкие изменения настроения.

3 этап – этап  злоупотребления, когда подросток  становится полностью поглощенным  проблемой употребления алкоголя и вся его деятельность и интерес вращается вокруг этого. Все его друзья также потребляют алкоголь, подросток отдаляется от семьи, часто появляются стойкие проблемы со здоровьем – неспецифические боли в животе, диспепсия, учащенное сердцебиение и нарушения ритма, усталость, депрессивные состояния, тревожность, нарушения сна. Необходимо обратить внимание на повторяющиеся травмы, которые также могутсвидетельствовать о злоупотреблении алкоголем.

Информация о работе Консультирование подростков с рискованными формами поведения