Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 14:01, реферат
Основная задача в консультировании - это помочь сделать информированный осознанный выбор (на основе предоставленной консультантом информации), помочь овладеть навыками оценки степени риска и умению определить его уровень, что позволит подростку балансировать и принимать правильные решения. Поведение высокой степени риска, характерное для подростков, может привести к потере здоровья и социального благополучия, к инфицированию, психической или физической зависимости, насилию, суицидам.
Консультирование подростков с рискованными
(опасными для
здоровья) формами поведения.
Основная задача
в консультировании - это помочь
сделать информированный
Целями консультирования
являются следующие:
1. на уровне
поведения - изменение рискованных,
неадаптивных форм
2. на уровне
осознания - изменение отношения
подростка к каким-либо
3. на уровне
обще-личностном - достижение подростком
состояние зрелости (взрослости), что
подразумевает умение
Принципы консультирования подростков:
1. Организационные аспекты.
Что может
консультант для успешного
- иметь достаточно
времени для дачи информации
с возможностью проверить,
- иметь возможность
принять подростка в чётко
оговоренное время без задержек
(подростки - народ нетерпеливый,
в очередях сидеть не могут);
- иметь возможность
конфиденциальности;
- владеть базовыми
навыками присоединения к
- быть готовым
к неоднократным приемам по
одной и той же тематике
у одного и того же пациента
(периоды надежд и успехов
2. Диагностические
аспекты.
- оценить уровень
зрелости (биологический,
- оценить жалобы подростка на здоровье с точки зрения нарушений в трёх базовых направлениях:
психонейроэндокриноиммунной
дизрегуляции (возникшей как усугубление
в пубертате перинатально
дисплазии
соединительной ткани (
появления
типичных для подросткового
- все происходящие
в организме подростка
3. Аспекты, касающиеся способов подачи информации.
Когда и что
говорить.
- давать информацию
в соответствии с уровнем
1. Стадия до
осознания — Не видит
2. Стадия осознания
— Понимает необходимость изменить образ
жизни, но не может решиться; на этой стадии
необходимо поддержать понимание и попробовать
отыскать ресурсы, которые могли бы повлиять
на возможности подростка (создать мотивацию).
3. Стадия готовности
к действию — Готов к тому, чтобы в ближайшее
время внести изменения в образ жизни,
или уже начал заниматься этим; на этой
стадии необходима поддержка и проработка
конкретных шагов, здесь уместна информация
о специалистах, занимающихся решением
тех или иных проблем, уместно оговаривание
конкретных сроков, адресов.
4. Стадия действий
— Устойчиво следует новым
нормам поведения в течение
3–6 месяцев; необходимо
5. Устойчивая стадия
— Устойчиво следует новым нормам поведения
более 6 месяцев. Устойчивая стадия может
прерываться рецидивами — возвращением
к тому поведению, которое пытались изменить,
например, человек не курил 4 месяца, а
на вечеринке его угостили сигаретой,
и он не удержался. В таком случае, происходит
возвращение на первую стадию «до осознания»
или на вторую стадию «осознания проблемы»,
и начинается новое движение, как бы по
спирали, к желаемой модели поведения.
В этом случае тактика консультанта должна
соответствовать стадии, на которую вернулся
пациент (возможно, придётся начинать
всё с начала).
- предлагать
самим подросткам
- широко использовать
наглядность при подачи
- приводить
примеры из жизни сверстников;
- проявить интерес
к возрастным изменениям (рост, масса
тела, половое развитие, психосексуальное
развитие и поведение,
- настроиться
на "юношескую волну", определить
своё отношение к наиболее
остростоящим вопросам, касающимся
молодёжи (секс до брака, молодёжные
течения в музыке и т. п.),
проявить терпимость к
4. Аспекты, касающиеся
способов реагирования и
Когда и что
делать.
- наблюдать
за эмоциональными реакциями
и манерой поведения, изменяя
свои реакции в соответствии
с реакциями подростка и меняя
тактику консультирования (проявлять
наблюдательность и гибкость
реагирования) - чередовать свободное
общение, директивное руководство, совет,
наставление, активное слушание, оспаривание,
сопереживание;
- использовать
специальные техники для
- привлекать
внимание подростка к его
- дать "терапевтическую
легенду" в словах и
- связать жалобы
пациента с его образом жизни;
- дать возможность
пациенту раскрыть свои
- быть готовым
в течение одного приема
- быть готовым
в любом дополнительном
- быть готовым
объяснить медикаментозное лечение (ожидаемый
эффект - когда, в чем проявится, возможные
побочные эффекты, место медикаментозной
терапии в общем плане лечения);
Консультирование подростков и их родителей по конкретным проблемам.
Злоупотребление алкоголь содержащими напитками,
экспериментирование с наркотическими средствами.
Вкачестве
причин употребления
-желание усилить хорошее настроение;
-облегчить общение с противоположным полом;
-улучшить плохое настроение;
-"просто так",
"за компанию" (это свидетельство
конформности поведения,
Формирование
алкогольной мотивации связано
с активирующим действием
В отличие
от взрослых, у подростков редко
наблюдается физическая
Употребление
алкоголя подростками может
1 этап – экспериментальный. Подросток первый раз пробует алкоголь и может испытать свое первое похмелье. Последствия, как правило, несущественны, но интоксикация может стать причиной травм и\или привести к головной боли, боли в животе, диспепсии, когда подросток вынужден обратиться за медицинской помощью. Большинство подростков проходит через этот период экспериментов с алкоголем благополучно и вырабатывает умение употреблять алкоголь в умеренных количествах. У некоторых же возникают серьезные проблемы, связанные с употреблением алкоголя. Факторами риска у таких подростков часто выступает семья, где родители, регулярно употребляющие алкоголь, дают четкое представление подросткам, что это является нормой поведения. Также можно указать на хронический стресс в семье, излишнюю строгость или вседозволенность со стороны родителей, низкую самооценку подростка, проблемы поведения или эмоциональные проблемы в анамнезе. Эту группу причисляют к группе риска, когда прослеживается следующий этап.
2 этап — «раннего злоупотребления». Начинается регулярное употребление алкоголя, чаще всего, в выходные дни. Появляется оправдание потребления алкоголя, например, «создание настроения для вечеринок и встреч, облегчение общения» ит.п. Толерантность увеличивается, и подростки переходят к более крепким напиткам. Последствиями такого употребления могут быть проблемы в школе, пропуски занятий, потеря воздерживающихся оталкоголя друзей, попытки незаметноуйти из дома, резкие изменения настроения.
3 этап – этап
злоупотребления, когда
Информация о работе Консультирование подростков с рискованными формами поведения