Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:29, доклад
Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства.
Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.
Практика показывает, что системный подход к подготовке конкурентоспособного специалиста создает условия для полноценной реализации возможностей специалистов, их саморазвитие и успешную адаптацию в будущей профессиональной деятельности. Термин «профессия» обозначает «открыто признавать, заявлять, называть себя, говорить о своем предназначении». Основы профессионализма закладывает в молодого человека общество, которое постоянно обучает его в течение всей жизни в разных формах профессионального образования. Но окончательно формирует и шлифует себя как профессионал сам человек, вырабатывая определенные для себя индивидуальные эталоны и стратегии профессионального поведения и развития. Профессионализм – это не только высший уровень знаний, умений и результатов труда специалиста в данной области, а определенная системная организация психики человека с определенной социальной направленностью, отношением к внешнему миру, к людям, к себе, к представлению о своем месте в профессиональной общности. Профессионал, как правило, всегда демонстрирует высокую степень совершенства исполнения, он безупречен в своем деле, в своей профессии. У него свой стиль, свой образ жизни, он красив своим отношением к делу, его не могут парализовать мелочи и случайности. У него развито чувство собственного достоинства, которое базируется на уверенности и четком понимании своего профессионального предназначения. Такой специалист не живет одним днем, он всегда анализирует весь свой путь, всю траекторию своей деятельности, постоянно в поиске, постоянно самосовершенствуется и предвидит свое будущее.
Понятие «конкурентоспособность» специалиста включает потенциал его деятельности, в широком аспекте профессиональных, межкультурных, экономических и социальных отношений. Выпускники должны отличаться социальной, межкультурной, информационной и профессиональной мобильностью, которые отражаются в способности анализировать и оценивать нестандартную ситуацию, ориентироваться в ней и активно действовать соразмерно изменениям современных социокультурных условий. Конкурентоспособность, а следовательно, и новое качественное состояние специалиста можно отнести к числу стратегических ценностей, которые наряду с ориентацией на собственные силы и предприимчивостью способствуют преодолению индивидуального психологического барьера, подавленности, пессимизма, неопределенности в жизненной перспективе, упорядочить всю систему жизнедеятельности в условиях перехода к новым рыночным отношениям. Конкурентоспособный специалист рассматривается не только как продукт производства учебного заведения, но и личность, обладающая определенными качествами; принимается во внимание не только высокий уровень результатов его деятельности, но и способность выстоять и победить в конкурентной борьбе. Перед современным вузом стоит важнейшая задача – обеспечить не только усвоение будущим специалистом совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, но и формирование у него умения предложить себя на рынке труда, способности в любой период времени и в разных ситуациях оптимально, гибко и эффективно решать возникающие проблемы. Итак, индикативные характеристики конкурентоспособности:
Формирование толерантной культуры должно быть связано не только с обучением молодежи конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у нее определенных личностных качеств, наличие которых является необходимой предпосылкой для появления соответствующих установок толерантного типа. Речь идет о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе и представителям других народов и иных культур, т.е. обладании теми качествами, которые предполагают человека с высоким уровнем культуры мира.
Итак, индикативными характеристиками успешности выпускника вуза можно считать: межкультурную компетентность, профессиональную компетентность, толерантную культуру, корпоративную культуру, языковую компетентность (речевой этикет), психологическую готовность, что, в целом, ему позволяет быть конкурентоспособным на современном рынке труда. Профессионализм – это мера и степень совершенства, которых достигает человек в своей деятельности. Профессиональная компетентность – степень проявления профессионализма, глубокое доскональное знание своего дела и способность делать его хорошо и эффективно. Это условие эффективной трудовой деятельности и личностно-нравственная категория, корректирующая профессиональный рост.
Информация о работе Конкурентоспособная личность в современном мире