Конкурентоспособная личность в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:29, доклад

Краткое описание

Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства.
Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.

Файлы: 1 файл

ПХЛ,доклад.Мусина.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Республики  Казахстан

 

Костанайский  государственный  университет  им. А.Байтурсынова

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

на тему «Конкурентоспособная личность в современном мире»

 

 

Дисциплина      Психология конкурентоспособной личности

Специальность  050510 – Государственное и местное управление

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                          Мусина Ж.., студентка 4 курса

                                                             очной формы обучения,

                                                группы-0950162

 

 

Проверила:                                                             Коваль О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Костанай, 2012

 

 

Одной из важных задач образовательной  политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства.

Конкурентоспособность - социально  ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая  ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе высшего образования создать не удается.

Андреев В.И. считает, что среди  стратегических задач в "Основных положениях концепции очередного этапа реформирования системы образования" выдвигается задача формирования конкурентоспособности личности, которая сформулирована так: "Ориентация системы образования на реализацию общенациональных интересов России, ее конкурентоспособности на мировых рынках труда и цивилизованной конкурентоспособности ее населения в структурах становящегося миропорядка"

Нам нужна не вообще конкурентоспособная  личность, а личность, чья конкурентоспособность  достигается цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии воспитания у подрастающего поколения высокого уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы. Как говорят спортсмены, важна не только победа, но и честная спортивная борьба и конкуренция, которая приводит к победе. Так и на рынке труда личность должна достигать высокого профессионализма и на этой основе высокой конкурентоспособности, но при условии ее одновременно высокой духовно-нравственной культуры.

Конкурентоспособная личность, как  показали специальные исследования автора, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности  личности: Конкурентоспособная личность, как показали специальные исследования автора, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности:

1) высокий уровень работоспособности;

2) стремление к качественному  конечному результату;

3) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности;

4) творческое отношение к делу, труду;

5) стремление к профессиональному  самосовершенствованию;

6) способность к принятию ответственных,  порой рискованных решений;

7) коммуникабельность, способность  к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству;

8) способность к быстрому освоению  нового дела;

9) способность к самообразованию,  самореализации, саморазвитию. [Андреев  В. И. "Педагогика" ]

В отличие от определения конкурентоспособности, принятого в экономических и  психологических дисциплинах (понимание конкурентоспособности как соперничества, приоритета, успешности, занятия лидерской позиции и т. п.), современные педагоги-исследователи (Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.) предлагают под конкурентоспособностью понимать "способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно" .

Таким образом, формируя конкурентоспособность  личности у студента, вышеперечисленные  авторы считают необходимым формировать:

· систему устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного  выполнения деятельности;

· профессиональную направленность личности;

· систему целеполагания;

· самосознание личности как представителя определенной профессиональной общности.

По мнению Л.М.Митиной, "развитие конкурентоспособной личности - это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к  решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях" [Митина Л. М. "Психология развития конкурентоспособной личности" ]

Педагоги-исследователи  предпринимают попытки выявить  пути и средства, обеспечивающие формирование конкурентоспособности личности.

О.К. Филатов, Д.В.Чернилевский, Н.В. Борисова, С.Н. Широбоков и др. рассматривают проблему конкурентоспособности в педагогическом аспекте, определяя конкурентоспособность как качество подготовки специалиста.

По мнению Д.В. Чернилевского, главное условие  успешной деятельности в любой области - это уверенность в своих силах. "Основные направления, по которым вырабатывается уверенность в себе:

1. Освоение  и совершенствование профессионального  мастерства.

2. Адекватное  поведение в различных ситуациях  человеческого общения.

3. Поддержание  и укрепление здоровья и работоспособности.

4. Создание  благоприятного внешнего облика, собственного имиджа" " [Д.В.Чернилевский "Дидактические технологии в  высшей школе" ]

Лаптева, О.Е. Лебедева, Е.А. Ленской, А.И. Мищенко, З.И. Равкина, Д.И. Фрумина, Л.М. Митиной, Т.А. Стефановской, О.Ф. Чупровой и др. конкурентоспособность рассматривается как качество (характеристика) личности, в плане самоопределенности, самореализованности, самоудовлетворенности.

Осуществляя классификацию  способностей, характеризующих конкурентоспособность, на основе типизации определенных свойств, присущих рабочей силе, можно констатировать: конкурентоспособность рабочей силы выступает как абстрактная категория, характеризующая потенциальные способности человека к труду; представляет собой на первом этапе анализа два уровня способностей: 1) совокупность качеств, характеризующих способности к труду в самом широком аспекте; 2) умение человека находить рабочее место, доказать работодателю свои преимущества перед другими кандидатами.

Конкурентоспособность современного специалиста — умение находить рабочее  место и убедить работодателя в своих преимуществах перед другими кандидатами. Таким образом, речь идет о самомаркетинге специалиста. Самомаркетинг в теоретическом плане выражает общественные связи и действия работника на рынке труда, связанные с удовлетворением его потребностей в подходящем рабочем месте. Это – определение своего места в системе общественного разделения труда, процесс реализации трудовых интересов в соответствии со своими склонностями, а также система активных действий специалиста с учетом рыночного механизма хозяйствования. Специалист при этой системе рассматривается не как пассивный объект, подчиняющийся стихийным законам экономики или ожидающий помощи извне, а как активная личность, умеющая быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, обладающая стремлением к поиску нового и способностью находить оптимальные решения проблемы трудоустройства. Важным уровнем конкурентоспособности является выявление соответствия количественных и качественных параметров рабочей силы требованиям экономики, рабочих мест, которые представляют потребители рабочей силы, являющиеся одним из ключевых элементов в структуре конкурентоспособности. Этот уровень связан с проявлениями экономического закона соответствия рабочей силы характеру и уровню развития средств производства; он отражает объективную, мало зависящую от работника сторону конкурентоспособности.

Конкурентоспособным в определенной области деятельности является специалист, обладающий: 1) профессиональной компетентностью (знания, умения, навыки) на уровне, достаточном для решения профессиональных задач (уровень образования, опыт работы, уровень профессиональных знаний, образование по профилю работы, наличие знаний по смежным специальностям (полипрофессионализм)); 2) набором специальных личностных качеств специалиста: активность, деловитость, трудолюбие, целеустремленность, общительность, настойчивость, обязательность, дисциплинированность, контактность, инициативность, уверенность, мобильность, лидерство, внимательность, самостоятельность, ассертивность, синтонность, рефлексивность и др. Конкурентоспособность может означать, что качество рабочей силы данного работника в наибольшей степени соответствует требованиям рабочего места, должности, а в условиях соперничества, надо доказать это соответствие.

Сегодня процесс глобализации охватил  все сферы жизни во всем мире, поэтому формирование межкультурной компетентности также является одной из важных задач в образовании. Компетентность – это способность человека применять полученные знания, умения на практике, в повседневной жизни. Только высокий уровень межкультурной компетентности способствует формированию этнической толерантности для активного взаимодействия в современном, все более глобализованном мире.

Стремительное развитие международных  и межнациональных контактов  народов говорит о необходимости реализации одной из целей современного образования – это формирование межкультурной компетенции. Именно системе образования предстоит решать нелегкую задачу избавления людей от устаревших этноцентристских взглядов и замены их на новые, этнорелятивистские, которые соответствуют реалиям того единого мира, в котором мы живем. В настоящее время, все больше современных государств становятся полиэтническими, а значит, проблемы аккультуризации, формирование межкультурной компетенции должны выйти в их жизни на первый план. Получив образование, молодые люди начинают свою карьеру в многонациональном коллективе, где межкультурная компетентность поможет им строить конструктивные отношения в своей профессиональной деятельности. Межкультурная компетентность включает в себя умение быть гибким, тактичным, гуманным, быть терпимым к новым идеям, взглядам, готовым принимать изменения, быть находчивым при решении проблем и преодолении кризисов. В современном обществе люди, характеризующиеся межкультурной компетентностью, способны занять достойное место в обществе. Поэтому, важная задача высшего образования, особенно в современном обществе – это целенаправленно способствовать формированию межкультурной компетентности молодежи, а в процессе ее формирования необходимо уделять внимание «порогу ментальности». Понятие «порог ментальности» – это та условная черта, за которой становится возможной или невозможной адекватная реакция человека в ситуации межкультурного общения. Межкультурная компетентность способствует формированию мобильности, конкурентоспособности выпускников вуза.

Современное образование  должно быть ориентировано на формирование различных групп компетенций. Широко используемое сегодня понятие «компетентность» означает «соответствовать и быть способным к достижению чего-либо». В то время как термин «компетенция» подразумевает: а) круг проблем или сфер деятельности, в которой данный человек обладает знанием и опытом; б) совокупность полномочий, прав должностного лица.

Деловые отношения требуют  от молодых людей психологической  готовности отстаивать, защищать круг своих интересов – это есть сформированность достаточного уровня корпоративной культуры. Корпоративная культура включает реализацию синтонного поведения, которое означает созвучность, понимание и настроенность на волну другого человека, гармоничное вхождение с ним в контакт, проявление эмпатии.

Индикатором конкурентоспособности  является профессиональная компетентность. Ее формированию у будущего специалиста  в вузе способствует применение практико-ориентированной технологии обучения и других технологий, которые требуют применения активных методов и форм взаимодействия. Интерактивная деятельность на семинарских занятиях предполагает организацию и развитие диалогового партнерского общения, которое способствует взаимопониманию, взаимодействию, взаимосодействию, а затем и принятию оптимального совместного решения, значимого для каждого участника. Конкуренция рассматривается как борьба за достижение наилучших результатов на определенном пространстве деятельности в рамках заданных норм и правил и требует проявления субъективной активности, творческих действий. Конкурентные отношения требуют инициативного, высококвалифицированного работника, глубоко вовлеченного в процесс принятия решений.

Естественно, что условия  конкуренции на рынке труда предъявляют  новые требования к эмоционально-волевым качествам личности молодых специалистов. По мнению известного американского психолога, задача состоит в том, чтобы «воспитать новый тип инженера, в сущности новый тип человека, который бы не чувствовал себя потерянным в быстро меняющемся мире, человека, которого изменения воодушевляли бы, человека, способного к импровизации, уверенного, мужественного и сильного человека, который мог бы с честью и с радостью встретить неожиданную, новую для него, ситуацию».

Существенная роль в формировании конкурентоспособности молодых специалистов принадлежит системе высшего образования. В работе должны быть определены основные направления деятельности вузов, по которым целесообразно осуществлять подготовку конкурентоспособных специалистов: 1) повышение качества обучения, как фундамента профессиональных компетенций специалиста 2) сбор, систематизация и анализ информации о потребности региона в выпускаемых специалистах; 3) формирование базы данных вакансий по специальностям профессионального образования; 4) формирование базы данных молодых специалистов; 5) организация и проведение учебных курсов и консультаций для студентов по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда; 6) разработка совместно с соответствующими структурными подразделениями мер, позволяющих студентам реализовать свои потребности во временной или краткосрочной занятости; 7) проведение анкетирования среди руководителей организаций и учреждений с целью выявления требований, предъявляемых к выпускникам; 8) заключение с организациями и учреждениями договоров на целевую контрактную подготовку студентов; 9) организация сотрудничества с организациями и учреждениями, а также их подразделениями, занимающимися вопросами трудоустройства выпускников и временной занятости студентов; 10) организация работы студенческих бирж труда как самостоятельного подразделения вуза по трудоустройству студентов и выпускников; 11) создание единой системы практики и трудоустройства в вузе. На наш взгляд, считаем необходимым дополнить данные направления формированием совокупности компетентностей, которые являются доминантой конкурентоспособной личности.

Информация о работе Конкурентоспособная личность в современном мире