Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:46, реферат
Организационный конфликт – процесс развития и разрешения противоречивости взаимодействий и взаимоотношений членов организации в контексте организационного функционирования. Центральным вопросом в исследовании производственных конфликтов является вопрос о причинах и факторах, обуславливающих возникновение конфликтных ситуаций. Цель данной работы – понять причины конфликтов в организации и найти пути выхода из них
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО РЭУ им. Г. В. Плеханова
Кафедра политологии и социологии
Реферат на тему:
«Конфликты в организации. Роль руководителя в решении конфликта.»
Выполнила:
Студентка группы №1470
Залеева Екатерина
Москва, 2012 г.
Довольно сложно представить себе коллектив, в котором все участники и руководство были бы довольны и не было бы какой-либо борьбы.
В любой организации обязательно есть цели. Без них деятельность компании лишается рациональности. Каждый человек имеет свои цели, причем цели разных людей могут пересекаться, совпадать или противоречить друг другу. В таких случаях может возникнуть конфликт.
Конфликты в организации - это неотъемлемая составляющая любой современной компании. Организационный конфликт – процесс развития и разрешения противоречивости взаимодействий и взаимоотношений членов организации в контексте организационного функционирования. Центральным вопросом в исследовании производственных конфликтов является вопрос о причинах и факторах, обуславливающих возникновение конфликтных ситуаций.
Цель данной работы – понять причины конфликтов в организации и найти пути выхода из них.
Как только наука управления персоналом достаточно прочно укоренилась в нашей стране, и руководители большего числа компаний стали применять ее на практике, все чаще и чаще среди бизнесменов-руководителей задавался вопрос: как правильно выстроить отношения между сотрудниками? Настаивать на строго деловых рабочих контактах или же разрешить неформальные, более близкие отношения? Во всех компаниях существует свой порядок, своя атмосфера, в которую, как бы нам ни хотелось, рано или поздно придется вливаться и принимать все ее правила.
Формальные отношения
Часть руководителей компаний и по сей день строго следят за формальными отношениями, не допуская в своем коллективе дружеский метод объединения. Такие руководители придерживаются мнения о том, что исключительно рабочая атмосфера, четкая иерархия и подчиненность, формальные взаимоотношения между сотрудниками коллектива – это залог успеха.
Жизненная ситуация: Однажды моя знакомая, особа энергичная и коммуникабельная, попала в крупную преуспевающую фирму, предлагающую широкий ряд услуг на рынке компьютерных технологий. Будучи девушкой проницательной, она сразу же определила, что среди довольно молодых сотрудников этой компании приняты слишком холодные и деловые отношения. Искренне поверив, что в этом коллективе просто не хватало лидера, который не смог организовать сплоченный и дружный коллектив, моя знакомая попыталась взять на себя эту роль. И при первой же попытке была вызвана на откровенный разговор с начальником. Тот дал ей понять, что приемлет исключительно деловые отношения и попросил впредь не проводить в его фирме экспериментов. Надо сказать, что через пол года эта девушка оценила такой тип отношений в коллективе, приведя мне массу положительных аргументов.
Совет: Если и вы попали в такой коллектив – забудьте об откровенности, ограничьтесь лишь краткой информации о вас, не обсуждайте других и воздерживайтесь от высказываний в адрес начальства. Возможно, в таком коллективе вы почувствуете постоянное напряжение и исключительно рабочий настрой, но останетесь менее уязвимыми в будущем. Главное, не пытайтесь переделать уже давно сложившиеся без вас устои в отношениях. Как правило, «белые вороны» недолго задерживаются в таких местах.
Непринужденные отношения
Как правило, молодые руководители
компаний допускают и даже намеренно
строят иной тип рабочих отношений: здесь часто обращаются
на «ты», несмотря на возраст и положение
в фирме, каждые праздники отмечаются
вместе, здесь заводятся дружеские отношения,
а главное, царит принцип: «на работе, как дома». В таких коллективах западного
образца каждый человек почувствует себя
непринужденно и легко. И, расслабившись,
вы незаметно можете поведать собеседнику
все о себе, о своей жизни, о своих сильных
и слабых сторонах. Хорошо, если такие
отношения настолько привычны, что ваша
«лишняя» информация не осядет ни у кого
в памяти, а главное, ей никто не воспользуется
против вас в дальнейшем.
Жизненная ситуация: Я помню, как моя бывшая однокурсница, попав в такой коллектив, рассказывала нам о прекрасных и открытых отношениях на ее новом месте. Казалось, мечта о любимой работе наконец-то осуществилась, она с первого же дня влилась в коллектив, была прекрасно принята и коллегами, и руководством, которых с первого же дня называла по имени, входила без стука в кабинет к начальству, рассказала всю свою предыдущую жизнь коллегам и… через пару недель была уволена. Недоумевая, она собрала своих близких друзей, и после долгих изнурительных обсуждений мы подвели итог: слишком быстро были приняты правила, слишком велика показалась ее откровенность и слишком прямо она восприняла такой тип отношений.
Совет: как показала практика, даже в таких организациях полезно сохранять пусть даже минимальную дистанцию. Оставьте себе долю осторожности, не отвечайте на скрытую провокацию при обсуждениях и избегайте излишних откровений и сплетен. Нужно помнить, что основная проблема таких коллективов – несоответствие нашего, российского менталитета к предлагаемым «западным» отношениям, а поэтому – не принимайте такие отношения буквально.
Есть и третий тип компаний с руководством, не преследующим определенных целей и не вырабатывающих единой кадровой стратегии. Как правило, это руководители «старой закалки», которые не оценили важность и огромное значение методов кадрового менеджмента. Коллективы таких организаций развиваются по самопроизвольному пути; часто здесь царит скрытый хаос и межличностные, неразрешенные конфликты, в которые рано или поздно вовлекается уже весь коллектив. Здесь нет четких правил, и те отношения, которые построите вы с каждым из сотрудников, будут развиваться по неопределенной схеме. Имейте в виду, что возможно кроме работы, вы будете решать и личные проблемы взаимоотношений с каждым из коллег. А это не способствует полноценной работе, накоплению профессионального опыта и, наконец, является важной частью неудовлетворенности в вашей работе.
К сожалению,
такой тип отношений в
Понятие «стресс» было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел напряженности, превышение которой ведет к ее разрушению.
Первоначально понятие «стресс» означало состояние человека, возникающее как ответ на разнообразные экстремальные воздействия внешней среды. Канадский биолог Ганс Селье разработал учение о стрессе, основанное на понятии адаптационного синдрома. В соответствии с этой теорией стресс рассматривался как совокупность реакций организма человека, которая обеспечивала адаптацию всех его ресурсов к условиям существования.
Перенесенное в область социальной психологии понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Все экстремальные воздействия могут вывести из равновесия и физиологические, и психологические функции. Таким образом, стресс — это психофизиологическое состояние человека, возникающее в экстремальных для него ситуациях. Стресс является типичной реакцией человека на конфликтную ситуацию, но часто может выступать и причиной конфликта.
Разновидностей стресса существует достаточно много, в обобщенном виде можно выделить следующие:
Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или существующей длительное время) значительной нагрузки на человека, в результате которой его психологическое или физиологическое состояние находится в повышенно напряженном состоянии (длительный поиск работы, постоянная спешка, выяснения отношений и пр.).
Острый стресс — состояние личности после события или явления, в результате которого у нее теряется «психологическое» равновесие (конфликт с начальником, ссора с близкими людьми и пр.).
Физиологический стресс возникает при физической перегрузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума и пр.).
Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, оскорбление, выполнение работы, не соответствующей квалификации и пр. Кроме того, стресс может быть результатом психологической перегрузки личности: выполнение слишком большого объема работ, ответственность за качество сложной и продолжительной работы и т.п. Разновидностью психологического стресса является эмоциональный стресс, который проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды.
Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или информационного вакуума.
Существует много факторов, вызывающих стрессы. Те из них, которые влияют на возникновение стресса личности в организации, можно подразделить на организационные, внеорганизационные и личностные.
Организационные факторы определяются позицией сотрудника в организации, в частности, отсутствием работы в соответствии с его квалификацией; плохими взаимоотношениями с окружающими; отсутствием перспектив роста; наличием конкуренции на рабочих местах и др. Примерами организационных факторов являются:
Внеорганизационные факторы вызывают возникновение стрессов в результате действия следующих обстоятельств:
Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием нереализованных потребностей личности, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки и др.
Последствия воздействия стрессовых ситуаций очень разнообразны и во многом зависят от характера ситуации и индивидуальных особенностей подвергшихся стрессу сотрудников. К числу субъективных последствий стресса можно отнести возникновение у работников чувства вины, повышенную тревожность, утомленность, расстроенность. Поведенческими последствиями стресса является возникновение сплетен, повышенная опасность инцидентов. В физиологическом плане стрессы приводят к ухудшению состояния здоровья сотрудников, возникновению у них коронарных заболеваний, колебанию артериального давления и пр. И, наконец, организационные последствия стрессов находят свое выражение в росте текучести кадров, увеличении числа прогулов, росте неудовлетворенности сотрудников выполняемой работой.
Управление стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами.
Первый — на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности. В некоторых организациях регулярно проводятся тренинги релаксации под руководством психолога, коммуникативные тренинги для развития коммуникативной культуры сотрудников, обучения навыкам сброса напряжения, выездные игровые тренинги с целью снятия напряжения в коллективах, укрепления связей между сотрудниками. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить свои силы.
Второй уровень управления стрессом осуществляется на уровне отдельной личности. Этот способ состоит в том, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов. Ниже приведены некоторые примеры различных методов нейтрализации стресса:
Планирование. Со многими проблемами в личной или профессиональной жизни можно справиться с помощью планирования. Выделите некоторое время для уяснения своих личных или служебных задач. На работе установите определенные часы для планирования деятельности на следующий день. Определите, как эта деятельность соотносится с Вашими личными целями и целями всей компании.
Информация о работе Конфликты в организации. Роль руководителя в решении конфликта