Конфликты в менеджменте туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 05:47, реферат

Краткое описание

Любая организация — это сложная система с множеством взаимосвязей и социальных взаимодействий. Взаимоотношения между членами организации характеризуются сочетанием сотрудничества и конкуренции, т.е. отдельные работники (или группы работников) в процессе своей трудовой деятельности испытывают зависимость друг от друга и в то же время преследуют собственную выгоду.
Туристская организация также представляет собой сложную организационную структуру. Это совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого целого. При этом существование и развитие данной организации постоянно сопровождаются возникновением и разрешением противоречий между конкретными лицами или группой лиц из-за противоположности целей, интересов, позиций, мнений или взглядов в процессе совместной трудовой деятельности, которые иногда принимают настолько острый характер, что переходят в конфликт.

Файлы: 1 файл

конфликты.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

 Аналогичный конфликт возможен, если менеджер вынужден принять  дисциплинарные меры, непопулярные  у подчиненных. Тогда группа  может в ответ изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.   

 Межгрупповой конфликт обусловлен  тем, что организации состоят  из множества групп, как формальных, так и неформальных. Примерами  межгруппового конфликта могут  служить конфликты между профсоюзом и администрацией, между линейным и штабным персоналом организации. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство своей зависимостью от них во всем, что связано с информацией. В подходящем случае линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что результат окажется отрицательным. Штабные руководители, недовольные тем, что им не дают возможности самим реализовать свои решения, будут стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала. Это — яркие примеры дисфункционального конфликта.    

 Функциональные  группы внутри организации часто  конфликтуют из-за различия целей.  Например, отдел сбыта, как правило,  ориентируется на потребителя,  а производственное подразделение больше заботится о соотношении затрат и эффективности, а также об экономии на масштабах. В связи с этим отдел сбыта настаивает на больших товарных запасах, чтобы быстро выполнять заказы, но это означает увеличение затрат, что противоречит интересам производственных подразделений. Так, в туристской организации одно подразделение может попытаться увеличить свою прибыльность, продавая туристские услуги внешним потребителям, вместо того чтобы удовлетворить по более низкой цене потребности других подразделений организации в туристских услугах.   

 По степени  проявления конфликты классифицируют  на скрытые и открытые. Скрытые  конфликты затрагивают обычно  двух человек, которые стараются  не афишировать своих отношений,  но потом такой конфликт приобретает открытый характер.

Различают также конфликты случайные, стихийно возникающие, сознательно провоцируемые.

 

Методы  разрешения конфликта   

 Разрешение  конфликта состоит в устранении  проблемы, породившей конфликтную  ситуацию, и восстановлении нормальных отношений между сторонами.   

 Конфликтологами  разработаны рекомендации, касающиеся  различных аспектов поведения  людей в ситуациях конфликта,  выбора стратегий и средств  их разрешения, а также управления  ими.   

 Первый  шаг в управлении конфликтом состоит в определении его источников, после чего менеджеру необходимо минимизировать число участников конфликта, поскольку чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше усилий потребуется для его разрешения.   

 Считается,  что конструктивное разрешение конфликтов возможно при выполнении следующих условий:

- адекватное  восприятие конфликта —достаточно  точная, не искаженная личными  пристрастиями оценка как собственных  действий, намерений, позиций, так  и поступков, намерений, позиций  оппонентов;

- открытость и эффективность общения противодействующих сторон — открытое обсуждение проблемы, в ходе которого стороны высказывают свое понимание происходящего. Это способствует прекращению циркуляции всевозможных слухов. Нередко открытое выражение взглядов и чувств закладывает основу для построения в дальнейшем доверительных отношений между оппонентами;

- определение  сути конфликта — достигается  в результате согласования участниками  конфликта своих представлений  о сложившейся ситуации и выработки  определенной стратегии поведения.

В теории и  практике управления конфликтами рассматриваются  две стратегии:

- предупреждения  конфликтов — организационные  и разъяснительные мероприятия,  направленные на улучшение условий  труда, создание рациональной  информационной системы и структуры управления организацией, разработку обоснованных систем вознаграждения за труд, обеспечение строгого соблюдения правил внутренней жизни;

- разрешения  конфликтов — мероприятия, направленные  на прекращение противоборства  сторон и поиск приемлемого решения проблем. Стратегия предполагает анализ руководителем реальных конфликтов и выбор метода их разрешения.   

 Методы  управления конфликтом подразделяются  на организационно-структурные,  административные и межличностные.  Организационно-структурные методы связаны с проведением изменений в структуре организации:

- разъяснение  работникам их задач, полномочий  и ответственности — эффективный  метод управления, предотвращающий  дисфункциональный конфликт. Каждому  подразделению и работнику разъясняют, какой уровень результатов должен быть достигнут, кто представляет и кто получает информацию; при этом следует четко определить систему полномочий и ответственности, политику, процедуры и правила;

- использование  координационных и интеграционных  механизмов — установление иерархии полномочий, которая упорядочивает взаимодействие работников и подразделений, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией. Так, если два работника или более имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему руководителю и предлагая ему принять решение. Кроме того, в управлении конфликтной ситуацией очень полезны такие средства интеграции, как использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и совещания между отделами;

- установление  общеорганизационных комплексных  целей — объединяет работников  организации, создает сплоченный  коллектив, в результате чего вероятность развития конфликтов значительно уменьшается. Сплоченности коллектива содействует информированность всех работников о стратегии, политике и перспективах развития организации и ее подразделений. Установление четко сформулированных целей для организации в целом способствует тому, что руководители подразделений принимают решения, благоприятствующие развитию всей организации, а не только их функциональной области;

- использование  системы вознаграждений — работники,  которые способствуют достижению общеорганизационных комплексных целей, помогают другим подразделениям организации, решают проблемы своего подразделения комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием, повышением по службе. Не менее важно, чтобы не поощрялось неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Например, вознаграждение руководителя отдела реализации туристских услуг на основании увеличения объема спроса может привести к тому, что руководитель отдела, стремясь увеличить объем реализации услуг, будет предлагать без всяких на то оснований большие скидки, тем самым снижая уровень средней прибыли турфирмы.   

 Административные  методы управления конфликтом  предполагают директивное вмешательство  в его процесс. Например, для  разъединения конфликтующих подразделений организации применяются административные меры, их разведение по ресурсам (целям, средствам). К этой группе методов относится разрешение конфликта на основе приказа руководителя или решения суда.   

 Разрешение  межличностных конфликтов представляет особую сложность для менеджера. При этом используют такие методы управления конфликтом, как уклонение, противоборство, сглаживание, компромисс, решение проблемы.   

 Уклонение  подразумевает уход от конфликта,  когда действия менеджера направлены  на то, чтобы выйти из ситуации, не уступая, но воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии. Он не берет на себя ответственность за решение проблемы, не придает значения разногласиям, отрицает наличие конфликта, старается избегать ситуаций, которые провоцируют конфликт. При таком подходе проигрывают обе стороны конфликта. Тем не менее уклонение может быть разумным шагом, если конфликт не затрагивает прямых интересов организации и своим неучастием менеджер не способствует усилению напряжения. На практике уклонение от конфликта может проявляться в таких формах, как молчание, демонстративное удаление, отказ от дружеских или деловых отношений.   

 Противоборство  — попытка заставить любой  ценой принять свою точку зрения, не учитывая мнения других  участников, конфликта. Менеджер, использующий такой стиль, обычно ведет себя агрессивно и для влияния на других использует власть путем принуждения. Этот метод принуждения может быть эффективным в трудовых коллективах, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Однако при этом подавляется инициатива подчиненных, велика вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Таким образом, одна сторона, участвующая в конфликте, выигрывает, а другая проигрывает.   

 Сглаживание  конфликта подразумевает такие  действия руководителя, которые  направлены на сохранение или  восстановление хороших отношений  в коллективе. Этот метод целесообразно  использовать, если противоречия  незначительны и не могут повлечь  за собой разрушительных последствий.    

 Компромисс  — оптимальный путь к ликвидации  противоречий. В этом случае действия  менеджера направлены на поиск  решения, удовлетворяющего каждую  из сторон. В ходе открытого  обмена мнениями о проблеме  могут быть достигнуты наиболее  эффективные, устойчивые и надежные результаты. Однако использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важному вопросу, может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернативы. Такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры, даже если при этом приходится отказываться от разумных действий.       

 Решение  проблемы предполагает признание  различия в мнениях и готовность  ознакомиться с другими точками  зрения, чтобы выявить причины  возникновения конфликта и найти  решение, приемлемое для всех сторон. Данный метод следует использовать в сложных ситуациях, где разнообразие способов действия и точная информация существенны для принятия здравого решения. Использование других методов может ограничивать или предотвращать конфликтные ситуации, но не приведет к оптимальному решению вопроса, потому что не все точки зрения были изучены одинаково тщательно. Исследования показывают, что эффективные организации используют в конфликтных ситуациях метод решения проблем. При этом менеджеры открыто обсуждают расхождения мнений; конфликт, реальные полномочия принятия решения концентрируются в наиболее значимых подразделениях и уровнях управленческой иерархии, где сосредоточена основная информация о факторах, влияющих на решение.    

 На практике при разрешении конфликтов можно пользоваться любым методом из рассмотренных выше. Подход к разрешению конфликтов в каждом конкретном случае индивидуален.


Информация о работе Конфликты в менеджменте туризма