Конфликты в коллективах и основы управления ими

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:31, контрольная работа

Краткое описание

Человек – существо биосоциальное, а значит, больше половины своей жизни проводит в обществе. В течение своей жизнедеятельности он становится членом разных коллективов. В детстве и юности – это школьный класс, студенческая группа, в зрелом возрасте – это рабочий коллектив. Вообще коллектив как малая социальная группа волновал общество все времена, так как именно от коллектива, от его атмосферы зависит рост человека как личности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Актуальность темы………………………………………………………………4
1. Особенности конфликта как вид взаимодействия людей………………….5
2. Типы конфликтов……………………………………………………………10
3. Проблемы управления конфликтными отношениями. Предупреждение конфликтных ситуаций…………………………..14
Заключение…………………………………………………………………….18
Литература……………………………………………………………………...19

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 44.14 Кб (Скачать)

 2. Межличностные конфликты. Это один из самых распространенных типов конфликта. Он возникает из-за личной неприязни на основе несовпадений ценностей, норм, установок, как при наличии, так и отсутствии объективных причин конфликта. Они всегда индивидуальны и неповторимы. Зависят от конкретных условий взаимодействия, психологических особенностей состояния людей.

             Во многих случаях причиной межличностного конфликта является сам человек, личностные особенности, формы его поведения, т.е ситуационные предпосылки развития конфликта, таких, как физическое утомление, плохое настроение, так и характерологических предпосылках, таких, как устойчивые качества личности, ее характера, которые располагают к столкновению с окружающими, вызывают чувство антипатии, противодействия.

             Такой конфликт проявляется по - разному, например, как борьба руководителей различных структурных и функциональных подразделений за ограниченные ресурсы, рабочую силу, капиталовложения. Каждый руководитель считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Межличностный конфликт может также проявиться в столкновении различных типов характера. Например, два начальника, имеющих холерический темперамент, будут часто конфликтовать друг с другом. По субъективному признаку можно выделить следующие типы межличностных конфликтов:

  • конфликт между управляющими и управляемыми в рамках данной организации;
  • конфликт между рядовыми сотрудниками;
  • конфликты на управленческом уровне, т.е. конфликты между менеджерами одного ранга;

3.  Конфликт между личностью и группой. Это столкновение между частями или всеми членами группы, влияющие на результаты работы группы в целом. Отдельные группы людей определяют нормы поведения присущие только им. Каждый член группы должен их соблюдать и подчиняться, чтобы потом быть принятым неформальной группой. Конфликт возникает тогда, когда ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, а также, позиция, занимаемая отдельной личностью, находится в противоречии с позицией группы. Такой конфликт может возникать на почве должностных обязанностей руководителя обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила организации. В свою очередь подчиненные могут изменить отношения к руководителю, дестабилизируя обстановку, что может выразиться в снижении производительности. Можно выделить конфликты между группой и личностью - не членом группы, а также внутригрупповые конфликты - между группой и одним из ее членов.               Другой распространенный конфликт этого типа - конфликт между группой и руководителем. Здесь следует различать конфликт:

  • между менеджером и подчиненным ему подразделением;
  • подразделением и руководителем другой группы;
  • между менеджерами различных подразделений, если в конфликт вовлекаются члены разных групп;

4.  Межгрупповой конфликт. Представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп. Он возникает в организациях, состоящих из множества формальных и неформальных групп. Поскольку у различных групп существуют свои, отличные от других цели, неизбежны конфликты даже в самых эффективных организациях, которые могут иметь различную основу. Например, конфликт между конструкторами, производственниками и маркетологами (профессионально - производственный), рабочими и руководством. Межгрупповой конфликт носит интенсивный характер и при неправильном управлении ими не дают ни одной стороне выигрыша. Переход межгруппового конфликта в чувственно -э моциональную стадию разрушающе действует не только на вовлеченные в него группы, но и на организацию в целом и на каждого индивидуального участника. Различают следующие типы такого конфликта:

  • конфликт между высшим и более низким уровнями управления;
  • между линейным и штабным персоналом;
  • между неформальными группами внутри подразделений;

 

 

 

Проблемы управления конфликтными отношениями. Предупреждение конфликтных  ситуаций.

Существует множество  методов управления конфликтами. В  целом их можно разделить на несколько  групп, каждая из которых имеет свою сферу применения:

  • внутриличностные;
  • структурные;
  • межличностные;
  • переговоры;
  • соответствующие агрессивные действия

             Внутриличностные методы влияют на отдельную личность и заключаются в правильной организации своего собственного поведения, в умении выразить свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента. Методы используются для передачи другому лицу персонального отношения к определенному предмету без обвинений и требований, но с целью изменения индивидуального отношение другого человека (так называемый способ «Я - высказывание»). Методы позволяют человеку отстоять свою позицию, не превращая оппонента на противника. «Я - высказывание» особенно эффективно, когда человек отчаянии.

                Структурные методы влияют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределение функций, прав и ответственности, плохую организацию труда, несправедливость системы мотивации и стимулирования работников и др. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, использование координационных механизмов, разработку или уточнение организационных целей, создание обоснованных систем вознаграждения.

             Разъяснение требований к работе считается одним из эффективных методов предотвращения и урегулирования конфликтов. Каждый работник должен четко представлять себе свои обязанности, ответственность и права. Метод реализуется на основе составления соответствующих должностных инструкций (описание должности) и разработки документов, регламентирующих распределение функций, прав и ответственности по уровням управления.

             Разработка или уточнение общеорганизационных целей позволяет объединить усилия всех сотрудников организации, направить их на решение оперативных задач. Создание обоснованных систем вознаграждения также можно использовать для управления конфликтной ситуацией, поскольку справедливое вознаграждение положительно влияет на поведение людей и позволяет избежать деструктивных конфликтов. Важно, чтобы система вознаграждения не поощряло негативное поведение отдельных лиц или группы лиц.

                Межличностные методы предусматривают необходимость выбора адекватной формы влияния на этапах возникновения конфликтной ситуации или развертывания конфликта для коррекции стиля индивидуального поведения его участников с целью предотвращения ущерба личностным интересам. Наряду с традиционными стилями конфликтного поведения, к которым относятся приспособления (уступчивость), отклонения, противоборство, сотрудничество и компромисс, стоит обратить внимание на принуждение и решение проблемы.

              Принуждение означает попытки человека заставить принять ее точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, которое использует такой подход, обычно ведет себя агрессивно и для влияния использует власть. Стиль принуждения может быть влиятельным в ситуациях, когда руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостатком стиля следует считать подавление инициативы подчиненных, создание большой вероятности недооценки важных факторов, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Подобный стиль может вызывать возмущения, особенно у молодой и образованной части персонала.

             Решение проблемы означает признание возможности расхождения во взглядах, готовность ознакомиться с иными точками зрения для достоверного выяснения причин конфликта и выбора метода действий, приемлемого для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее находит оптимальный вариант преодоления конфликтной ситуации. В сложных ситуациях, где разнообразие подходов является существенным признаком для принятия здравого решения, появление конфликтных мнений, следует поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы.

             Переговоры выполняют определенные функции, охватывая многие аспекты деятельности работников. В качестве метода решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемые решений для сторон-конфликтов.

                Для организации переговорного процесса необходимо обеспечить выполнение следующих условий: наличие взаимозависимости конфликтующих сторон; отсутствие значительного различия в возможностях (полномочиях) участников конфликта; соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров; участие в переговорах сторон, которые могут принимать решения в определенной ситуации.

            Соответствующие агрессивные действия как методы для преодоления конфликтных ситуаций являются крайне нежелательными. Применение этих методов приводит к разрешению конфликтной ситуации силой с использованием насилия. Однако бывают ситуации, когда разрешение конфликта возможно только такими методами.

          Преимущество ухода от конфликта заключается в том, что решение принимается, как правило, оперативно.

 Уход от конфликта применяется в случаях:

  • значительных потерь от развертывания конфликта;
  • банальности проблемы, лежащей в основе конфликта;
  • важности других проблем, требующих своего решения;
  • необходимости охлаждения страстей;
  • необходимости выиграть время для сбора необходимой информации и ухода от принятия немедленного решения;
  • подключения других сил для разрешения конфликта;
  • наличия страха перед противоположной стороной или конфликтом, что надвигается.

          Уход от конфликта не следует применять в тех случаях, когда проблема, лежащая в его основе, очень важна, или при наличии перспективы довольно длительного существования данного конфликта.

        Разновидностью метода ухода от конфликта является метод бездеятельности. При использовании этого метода развитие событий отдается на откуп времени, идет по течению, стихийно. Бездействие является оправданной в условиях полной неопределенности, когда невозможно предусмотреть варианты развития событий, прогнозировать последствия.

            Предупреждение конфликта — это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. Естественно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта (одной или обеих сторон предполагаемого конфликта) в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. В таком случае стихийный ход процесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил.

           Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Без обоснованного прогноза возможной конфликтной ситуации нельзя и предупредить ее появление. Прогноз — это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения. Научная и практическая ценность прогноза определяется уровнем его обоснованности и достоверности.

Заключение.

         

            В заключении хотелось бы выразить свою точку зрения по поводу проблемы конфликтов в коллективе. Есть одно очень хорошее выражение: «нет мира без войны» или «в споре рождается истина». И действительно, если бы люди не спорили, не решали какие-либо вопросы, проблемы, то и не было бы и прогресса. Понятно, что не всякий конфликт во благо,  иногда дрязги на работе, в семье и т.д.  влекут за собой не самые благоприятные последствия, но и здесь человек может выискать для себя не плохую выгоду, например опыт общения, опыт выхода из конфликта, умение выживать в этом не простом мире.

          Стоит так же заметить, что конфликты могут быть довольно продуктивными, в споре зачастую можно найти решение проблемы, люди высказывают свою точку зрения, делятся опытом. Так же конфликт стимулирует. Повышается соревновательность, активизируется конкуренция между сотрудниками,  усиливается работа мысли.

             Невозможно так же не отметить, что конфликт развивает, без  споров коллектив превращается  в стоячее болото, который просто  выполняет минимум своих обязанностей  и больше никуда не стремится.

               Естественно, что конфликт является  продуктивным, если между оппонентами  сохраняются взаимовежливые  отношения, умение слушать и правильно выражать свою точку зрения.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Психология и педагогика. Учебное пособие – СПб., Издательство «Питер», 2004. – 304 с.

2. Кроль В.М. Психология и педагогика. – М., Высшая школа., 2001. – 325 с.

3. Радугин А.А. Психология и педагогика. Учебное пособие – М., 1997.

4. Столяренко А.М. Психология и педагогика. Учебное пособие – М., 2001, 2004.

5.http://mosmediator.narod.ru/publikatsii/konfliktologiya_chast_vtoraya_osobennosti_konfliktnih_situatsii/

6. psyhoscop.ru›psichologiya-konflikta

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Конфликты в коллективах и основы управления ими