Конфликты в деловом общении, их психодиагностика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

В этой работе рассмотрены такие вопросы как: понятие конфликта; типология конфликта и его структура, а также общие стадии протекания конфликта, включающие формирование противоречивых интересов, переход потенциального конфликта в реальный, конфликтные действия, снятие или разрешение конфликта, пост конфликтную ситуацию; также рассмотрены общие деструктивные и конструктивные функции конфликта.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Охарактеризуйте виды и структуру конфликта………………………………4
2.Перечислите и рассмотрите стадии протекания конфликта………………..11
3.Соотнести типа конфликтов и их причины…………………………………15
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………………………………..…19

Файлы: 1 файл

дел общ.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

3. Объект конфликта. Еще одним  непременным атрибутом конфликта  является его объект. Сразу выделить  его в каждом случае не всегда  удается. Легче определяются проблема  или предмет конфликта. Объект  лежит глубже, он как бы покрыт скорлупой и является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации. Поэтому иногда его рассматривают как причину, повод к конфликту.

4. Микро- и макросреда. При анализе  конфликта необходимо выделять  такой элемент, как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, т. е. микро- и макросреду, в которой возник конфликт[3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Перечислите  и рассмотрите стадии протекания  конфликта

 

Любой конфликт представляет собой целостную динамическую систему, но каждый конфликт характеризуется общими элементами, составляющими внутреннюю структуру конфликта.

Выделим общие стадии протекания конфликта:

потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм (предконфликтное состояние);

переход потенциального конфликта к реальной или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;

конфликтное действие:

а) инцидент (начало конфликта);

б) эскалация (развитие конфликта);

в) завершение конфликта (снятие или разрешение конфликта);

послеконфликтная ситуация.

Предконфликтная ситуация заключается в возможности возникновения конфликта, который не возникает на пустом месте, а постепенно назревает по мере накопления факторов и процессов, провоцирующих возникновение конфликта, т.е. концентрация противоречий. Поэтому довольно часто этот период называют латентным. В предконфликтный период стороны конфликта еще не осознают последствий накопившихся противоречий. В данном этапе ситуация может быть разрешена и мирным путем, если противоречия будут сняты. 

Важным моментом предконфликтной  ситуации является осознание причин потенциального конфликта, при этом само осознание причин конфликта  может быть адекватным и неадекватным. При неадекватном осознании причин конфликт не может быть устранен окончательно, т.к. истинные причины не устраняются, а со временем приобретают еще большую остроту. Неадекватное осознание противоречий может иметь два вида последствий:

- оно может сдерживать  и затягивать возникновение конфликтного  действия;

- может спровоцировать возникновение явного конфликта, когда опасность противоречий на стадии предконфликтной ситуации преувеличивается.

 На стадии   конфликтной ситуации ни одна из сторон не идет на уступки. Здесь характерной чертой выступает установка на противоборство, на реализацию собственных интересов любыми целями и путями. Смена стадии осознавания участниками своих интересов в открытое противоборство происходит как следствие инцидента. Это случайность, провоцирующая открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта необходимо отличать от повода – это событие, которое служит толчком к началу конфликтных ситуаций. Повод – это еще не конфликт; инцидент – это начало конфликта.

  Несмотря на уже  начавшийся инцидент конфликта,  есть возможность компромиссного  решения. Если же этого не происходит, то начинается эскалация (нарастание) конфликта. Это период обострения всех противоречий между его сторонами и использование всех возможностей для победы в противоборстве, мирные инициативы разрешения конфликта становятся невозможными.

  Характерные признаки эскалации конфликта – это создание образа врага, демонстрация силы и угроза ее применения, применение насилия, склонность конфликта к расширению и углублению. Создание образа врага (истинного или придуманного) происходит на ранней стадии возникновения конфликта с целью обработки общественного мнения, показания и объяснения, кто «плохой», а кто «хороший». Демонстрация силы и угроза ее применения – элемент, при котором одна из сторон или обе стороны конфликта в целях устрашения противника постоянно пытаются показать, что мощь и ресурсы одной стороны превосходят другую сторону. При этом каждый надеется, что его позиция приведет к капитуляции противника. Применение насилия – одна из существенных характеристик этапа эскалации конфликта, выступает наиболее жестоким способом подчинения одних другим. Тенденция к расширению и углублению конфликта – еще один этап эскалации конфликта, которые не существует в постоянных рамках и в одном состоянии, а «расползается» в новые сферы, территории, социальные уровни и страны.

Завершение  конфликта – это последний этап конфликтного действия, который означает любое его окончание и может выражаться в коренном пересмотре ценностей субъектами противоборства, появлению реальных условий его прекращения. По своему характеру завершение конфликта может быть:

1) с точки зрения реализации целей противоборства:

победоносными;

компромиссными;

пораженческими;

2) с точки зрения формы разрешения конфликта:

мирным;

насильственным;

3) с точки зрения функций конфликта:

конструктивным;

деструктивным;

4) с точки зрения эффективности и полноты разрешения:

полностью и коренным образом завершенным;

отложенным на какое-либо время.

  Следует отметить, что понятия «разрешение конфликта»  и «завершение конфликта» не  тождественны. Разрешение конфликта есть частный случай завершения конфликта, и выражается в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками конфликта. Но, помимо этого, формами завершения конфликтного действия могут быть:

- затухание (угасание) конфликта;

- устранение конфликта;

- перерастание конфликта  в другой конфликт.

Последней стадией протекания конфликта является послеконфликтная ситуация, когда ликвидируются основные виды напряженности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие. Однако случается, что окончание конфликтной ситуации может дать толчок другим, производным конфликтам, причем в других сферах жизнедеятельности людей.

Послеконфликтная ситуация знаменует новую объективную  реальность: новую расстановку сил, новые отношения субъектов конфликта друг к другу и окружающей социальной среде, новое видение существующих проблем и оценку своих сил и возможностей[4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Соотнести  типа конфликтов и  их причины

 

Соотнесите типы конфликтов и их причины:

а) внутриличностного  конфликта;

б) межличностного конфликта;

в) межгруппового конфликта;

г) организационного.

1) отличие в культуре, социально-психологическом типе  личности;

2) конкуренция за получение  группой ограниченных ресурсов;

3) фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние,  обусловленное невозможностью удовлетворения  тех или иных потребностей. Это  состояние проявляется в переживаниях  разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается;

4) конфликт между формальной  и неформальной группой.

 

Причины любых организационных конфликтов, как правило, вызываются тремя факторами:

  • взаимозависимостью и несовместимостью целей сторон;
  • осознанием этого положения
  • стремлением каждой из сторон реализовать свои цели за счет оппонента.

Вследствие разнообразия конфликтов причины их возникновения также  разнообразны. Основными являются следующие:

  1. Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство может решить, как распределить материалы, людей, финансы, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Не имеет значения, чего конкретно касается это решение - люди всегда хотят получать больше, а не меньше.
  2. Организационные изменения. Члены группы смотрят по-разному на необходимость изменения в организации. В результате появляются противоречия в отношениях личности и группы, группы и организации, которые могут стать источником конфликтов.
  3. Личностные расхождения. Индивидуальные различия людей лежат в основе поведения человека в организации. Личностные расхождения могут стать причиной конфликта.
  4. Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы или личных потребностей.
  5. Угроза статусу. Социальный статус личности в группе имеет для людей огромное значение, и всякая угроза ему вызывает у человека стремление к сохранению своего лица. Конфликт возникает между тем, на чье достоинство покушаются, и тем, кто покушается.
  6. Недостаток доверия. Отношения в группе строятся также и на доверии друг к другу. Доверие помогает людям строить свои отношения, полагаясь на мнение и поступки других членов группы. Когда такое доверие пропадает, возникает возможность конфликта.
  7. Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации может быть как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Распространённые проблемы передачи информации, вызывающие конфликт - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе.

 

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными, для них характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов, разрешение которых выводит организацию и личность на новый, более высокий и эффективный уровень развития, появляются условия для сотрудничества, взаимопонимания.

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными. Они приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации. Так что нужно раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные последствия.

 

Ответ: а – 3; б – 1; в – 2; г – 4.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Конфликт – это  распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а потому должен рассматриваться  как естественная часть человеческой жизни. Он должен быть принят как одна из форм взаимодействия между людьми, хотя это и не лучшая форма человеческого общения. Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям, он плохо поддается коррекции, когда приобрел разрушительную силу. Напротив, это один из главных процессов, служащих сохранению целого (сплочению семейных отношений в большой степени способствует решение конфликтных ситуаций). Современное понимание конфликта предполагает, что конфликт – это не обязательно плохо. Если мы перестанем воспринимать его как угрозу, а начнем относиться как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займем более конструктивную позицию. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Мириманова М. С. Конфликтология: Учебник. – 3-изд., исправ. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. http://psyfactor.org/personal/personal10-12.htm

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2006.

4. Психология и этика  делового общения: учебник для  студентов вузов / Под ред. В.Н.  Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.


Информация о работе Конфликты в деловом общении, их психодиагностика