Конфликты и пути их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды…В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Файлы: 1 файл

КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.docx

— 107.98 Кб (Скачать)

2.   приспособление, означающее в противоположность соперничеству- принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3.   компромисс:

4.   избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных цепей:

5.   сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе- полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Методика  используется как диагностический инструмент при анализе деятельности человека в условиях конфликта. Позволяет выявить основные стратегии поведения человека в этих условиях.

Может быть использована при прогнозировании успешности поведения человека в малых группах.

Прогностичность методики не доказана, ее целесообразно использовать в тестовых батареях, связанных с изучением коммуникативных особенностей.

Автором методики является американский психолог К. Томас. Одной из конструктивных объяснительных моделей, описывающих стили поведения людей в конфликтных ситуациях, является двумерная модель К. Томаса, впервые опубликованная в пособии по промышленной и организационной психологии / Под. ред. М. Д. Даннет, Чикаго, 1976 г.

Методика широко используется в отечественных исследованиях  и опубликована в целом ряде источников:

1. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск. Петро-ком 1992

2. Гришина Н.В. О предрасположенности к конфликтному поведению. Психические состояния. 1981.

3. Марищук В.Л. Методика психодиагностики в спорте. М. Просвещение. 1984.

4. Сборник методик социально-психологической и личностной диагностики для практических занятий по социальной психологии. Под. ред. Реньге Р.Э. 1983.

Ремарка. Автор дополнительной интерпретации к тесту – Козлова А.А. 

 

Типичные «конфликтные привычки» участников конфликта 

 

Наиболее полное представление  о стратегиях и тактиках поведения  в конфликте можно получить, зная типичные «конфликтные привычки» (психологические  реакции поведения), которые свойственны  всем людям, вступающим в конфликтные  отношения.

Рассматривая одну и ту же конфликтную ситуацию, можно проследить, как меняются психологические реакции  поведения участников конфликта  в зависимости от выбранной стратегии  поведения.

Ситуация. Вы твердо не согласны с тем, что вам говорит человек. Вы готовы защищать свою точку зрения, но чувствуете, что Вам его не переубедить.

Стратегия поведения – Уклонение.

«Конфликтные привычки»:

-       прекращаете разговаривать с этим человеком;

-       подавляете в себе несогласие с ним;

-       становитесь в позу обиженного;

-       ощущаете подавленность от непонимания с его стороны;

-       переходите на сдержанный тон в обращении с ним и формальные отношения;

-       скажете неприятные слова о нем, но не ему;

-       намерены прекратить заботу о нем, поддержку действий, начинаний;

-       мысленно вычеркиваете его из списка друзей или партнеров общего дела. 

 

Стратегия поведения – Улаживание.

«Конфликтные привычки»:

-       делаете вид, будто ничего не произошло;

-       предпочитаете пойти на его условия ради мира;

-       ругаете себя впоследствии за то, что не смогли ничего противопоставить;

-       употребляете все свое личное обаяние, чтобы достичь цели;

-       ничего не предложите для решения проблемы, но подумаете, как организовать интригу;

-       сделаете все, чтобы скрыть свое раздражение, огорчение и бессилие.  

 

Стратегия поведения – Конкуренция.

«Конфликтные привычки»:

-       продолжаете доказывать человеку ошибочность его точки зрения;

-       выражаете ему свое раздражение и демонстрируете его, пока человек не примет Вашу точку зрения;

-       пробуете его перехитрить;

-       предпочитаете криком решить проблему;

-       станете искать союзников с цепью оказать на противника должное воздействие;

-       твердо потребуете, чтобы ради соглашения противник уступил;

-       можете прибегнуть к физическому или моральному насилию. 

 

Стратегия поведения – Компромисс.

«Конфликтные привычки»:

-       предложите делить «конфликтный пирог» поровну;

-       Вам прежде всего нужны нормальные отношения на будущее (боязнь попасть под пресс давления своего противника дает выход на компромисс);

-       Вы немного уступите, но для того, чтобы получить чуть-чуть больше (деляческий компромисс). 

 

Стратегия поведения – Сотрудничество.

«Конфликтные привычки»:

-       признаете реально существующий конфликт без иллюзий, без недомолвок;

-       не скрываете своих интересов, претензий и требуете этого от своего партнера;

-       отказываетесь от своих имеющихся преимуществ, не злоупотребляете своим силовым потенциалом, так как предполагаете действовать с партнером на равных (паритетные социальные отношения);

-       приглашаете партнера к совместному поиску решений конфликтной проблемы;

-       честно принимаете на себя ответственность за удачу и неудачу в разрешении конфликта;

-       в случае неудачи стараетесь не стать врагами, а продолжать совместные поиски выхода из конфликтной ситуации.

Современным аналогом мирного, цивилизованного разрешения конфликта  является стратегия поведениясотрудничества, все действия и «конфликтные привычки» которой проходят под девизом: «Я хочу выиграть только при условии, что выиграете и Вы». Чтобы эффективно использовать эту стратегию, нужно много работать над собой, так как в ее основе заложены не только высокая внутренняя культура человека, но и здравый смысл, взгляд на перспективу. Это надо постоянно учитывать и этому нужно постоянно учиться. 

 

СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ  ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТА. 

 

Понятие стратегии – концептуальное понятие. Стратегия поведения с конфликте – это программа и план действия, направленные на реализацию поставленной цепи в конфликте, другими словами – это решение задачи удовлетворения своей конкретной потребности, своего конкретного интереса в данном конфликте. Тактика поведения в конфликте – это средства, обеспечивающие данную стратегию, которые, в конечном счете, определяют стиль поведения человека в конфликте.

Современная теория конфликтов различает пять основных стратегий  поведения: конкуренция, уклонение, сотрудничество, улаживание и компромисс. Если в системе координат отразить наиболее значимые принципы конфликтного поведения, а именно заинтересованность в достижении личных цепей и сохранении личных отношений, то можно графически показать место положения каждой стратегии поведения (см. рис. 1). Ниже представлены пять основных стратегий поведения в конфликте, каждой из которых для наглядности дано условное образное название, характеризующее основные тактические действия данной стратегии. 

 

                                                                  В                                                        

 

 

                                                   8 

 

 

                                                   7 

 

 

                                                   6                                                                                                       

А                                                   

5                 

1        2         3         4           6        7       8       9                                                   

 

 

                                                   3 

 

 

                                                   2 

 

 

                                                   1 

 

 

 

Рис. 1

А – заинтересованность в сохранении личных отношений

В – заинтересованность в достижении личных целей 

 

КОНКУРЕНЦИЯ. КОМПРОМИСС, УЛАЖИВАНИЕ И УКЛОНЕНИЕ – четыре наиболее часто встречающиеся стратегии поведения в конфликте. Как видно из вышесказанного, они существенно отличаются друг от друга. Люди, вступая в конфликт, не обязательно принимают какую-то одну стратегию поведения, часто наблюдается их сочетание. Это зависит от вида конфликта, от того, на каком уровне он происходит, каковы ресурсы участников конфликта, какова значимость личных цепей и т.п.

Использование стратегии конкуренции, компромисса, улаживания и уклонения часто может вызвать к жизни ненужные трудности. Особенно тогда, когда пытаются доказать свою правоту, вместо того чтобы снизить тон; делают вид, что все нормально или демонстративно уходят от конфликта, вместо того чтобы совместно найти решение проблемы, и т.п.

В некоторых случаях данные стратегии вполне приемлемы, однако требуют гибкости и умения для  полноценного их использования.

К этому набору приемов  для разрешения конфликтов можно  добавить еще одну стратегию поведения  – стратегиюСОТРУДНИЧЕСТВА, которая в отличие от других приводит тому, что в конфликте нет побежденных, и выигрывают обе стороны.

КОНКУРЕНЦИЯ (1/9) – «АКУЛА». Для такой стратегии характерен тип поведения, который образно можно представить поведением акулы в момент нападения. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом». Предпочтение такого поведения в конфликте нередко объясняется подсознательным стремлением оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения, т.к. эта стратегия отражает такую форму борьбы за власть, при которой одна сторона выходит несомненным победителем. Эта стратегия оказывается необходимой в том случае, если определенное лицо, обличенное властью, должно навести порядок ради всеобщего благополучия. Она, несомненно, оправдана, если кто-то берет контроль в свои руки, для того чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков. Однако стратегия поведения «Акулы» редко приносит долгосрочные результаты – проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытаться саботировать его. Тот, кто проиграл сегодня, может завтра отказаться от сотрудничества.

Тактические действия «Акулы»:

-       жестко контролирует действия противника и его источники информации;

-       постоянно и преднамеренно давит на противника всеми доступными средствами;

-       использует обман, хитрость, пытаясь завладеть положением;

-       провоцирует противника на непродуманные шаги и ошибки;

-       выражает нежелание вступать в диалог, так как уверен в своей правоте, и эта уверенность переходит в самоуверенность.

При столкновении с таким  типом поведения в конфликте  нужно помнить, что «Акула» боится, когда о ней собирается информация, и старается перекрыть все  информационные источники о себе, а также не хочет и боится открытого  обсуждения проблемы конфликта, так  как она ее не интересует, для  нее важна лишь своя позиция. Вступая  в конфликтный процесс, она предпочитает, чтобы другие избегали или улаживали  конфликты.

Качества личности:

-       властность, авторитарность;

-       нетерпение к разногласиям и инакомыслию;

-       ориентировка на сохранение того, что есть;

-       боязнь нововведений, неоднозначных решений;

-       боязнь критики своего стиля поведения;

-       использование своего положения с цепью достижения власти;

-       игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях.

УКЛОНЕНИЕ (1/1) – «ЧЕРЕПАХА». Эту стратегию поведения можно сравнить с поведением черепахи, которая в момент опасности прячется в свои панцирь. Тактический девиз «Черепахи» – «Оставьте мне немножко и не трогайте меня». Это пассивно-страдательная установка жертвы, втянутой в конфликт обстоятельствами. Позиция жертвы привлекательна в силу определенных компенсационных факторов: жертва получает значительную поддержку со стороны; ей обильно сочувствуют; ей не нужно пытаться самой разрешить проблему. За кажущейся беспомощностью может скрываться ощущение того, что проблема становится более желательной и приятной, чем риск и трудности, связанные с ее разрешением. Если жертве грозят насилие или ощутимые потери, она может оценить риск, связанный с изменением ее ситуации, как неприемлемо высокий. Трагедия этой роли и неспособность выйти из нее лежит в глубоко укоренившейся установке на беспомощность и неспособность изменить обстановку. Чем вызваны эти установки? Жертвы учатся, как быть жертвами, у других жертв. Родители учат этому своих детей; авторитарные родители, учителя, руководители и социальные системы запугивают людей, заставляя их принять роль жертв. В некоторых случаях чрезмерно осторожные привычки постепенно приводят людей к роли жертвы, так как люди отказываются идти на изменение ситуации или самих себя, хотя при соответствующем подходе они могли бы вызвать положительные перемены сравнительно легко.

Информация о работе Конфликты и пути их разрешения