Конфликтология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:41, доклад

Краткое описание

Конфликтология, имея в своем арсенале теоретические и практические знания, необходимые каждому человеку, стремится помочь людям эффективно действовать в конфликтных ситуациях, прежде всего не страшась конфликта.

Оглавление

Введение

1. Конфликтология как социальная наука

2. Основные этапы развития конфликтологии

2.1 Предпосылки возникновения и развития конфликтологии

2.2 Донаучный этап

2.3 Монодисциплинарный этап

2.4 Междисциплинарный этап

3. Место конфликтологии в системе наук

4. Предмет и задачи конфликтологии в настоящее время

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Конфликтология.docx

— 36.50 Кб (Скачать)

     В 1820-1830-е гг. конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. По мнению американского социального психолога У. Макдугалла (1871 -1938), конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи врожденные инстинкты. Репертуар этих инстинктов определяется психофизической предрасположенностью. Они передаются по наследству, а люди, ведомые определенной целью, постоянно конфликтуют, вступают в противоборство.

     В 30-е гг. 20 в. было положено начало этологическому подходу к конфликту работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903 - 1989). Его гипотеза состояла в том, что главной причиной социальных конфликтов он считал агрессивность индивида и толпы. По мнению К. Лоренца, механизмы возникновения агрессивности у животных и человека однотипны.

     Источником  конфликта Курт Левин (1890--1947) считал стиль взаимодействия лидера и группы. Он разработал концепцию динамической системы, в которой, когда нарушается равновесие между индивидом и средой, появляются конфликты. Известным представителем поведенческого направления является американский психолог Арнольд Басе. Причины конфликтов он ищет не только в биологии человека, его врожденных качествах, но и в социальном окружении, которое эти качества изменяет.

     Анализ  подходов к исследованию конфликта  в рассматриваемый период показывает, что они формировались в русле  традиционных направлений психологии, отражая теоретические конструкции, свойственные определенному направлению. В 1950-1960-е гг. 20 в. на Западе появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к конфликту. В этот период появляются публикации отечественных ученых, посвященные анализу зарубежных исследований конфликта. В 1960 - 1970-е гг. начинает формироваться самостоятельное направление по изучению переговорного процесса как части конфликтного взаимодействия.

     Еще на рубеже 19-20 вв. влияние на разработку проблематики конфликта стала оказывать социология, которая перешла к теориям, полученным с помощью строго научных методов. Разработка проблем конфликта осуществлялась разными направлениями в социологии. Не все они признавали конфликт исходной категорией социологических концепций, но все определенно подчеркивали важное значение конфликтов в жизни общества. Социология занималась объяснением процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем с помощью категории конфликта. Накопленный на предыдущем этапе большой объем информации, работы выдающихся философов, а также потребности общества, связанные с войнами, экономическими кризисами, революциями, стимулировали разработку новых подходов к изучению социальных проблем. В социологии особо следует выделить социал-дарвинизм и марксистскую теорию. Сторонники социал-дарвинизма отождествляли общество с организмом. В этот период возникают социологические теории совершенствования социальной системы, где важную роль играет конфликт. В работах английского социолога Герберта Спенсера (1820 -- 1903), например, в «Основах социологии», развивалась идея всеобщности и универсальности конфликта. Он утверждал, что борьба за выживание, конфликты между индивидами и группами способствуют равновесию в обществе, обеспечивают процесс общественного развития. Особое место в теории социального конфликта занимают работы Карла Маркса (1818--1883). Открытие им материалистического понимания истории дало возможность по-новому взглянуть на развитие социальных отношений. По К. Марксу, в обществе люди вступают друг с другом в необходимые социальные отношения, которые не зависят от их воли и сознания. Это главное условие формирования общества. Его развитие осуществляется в соответствии с диалектическим законом единства и борьбы противоположностей между большими социальными группами или классами. Основная проблема в их отношениях -- система распределения ресурсов. Постепенно появляются междисциплинарные контакты, однако зачастую лишь между отдельными парами дисциплин (философия и социология, психология и политология, психология и право). При этом ведущая роль объективно принадлежит психологии и именно в психологии поставлена (1992), а затем проработана проблема формирования конфликтологии на стыке одиннадцати отраслей знаний. 

     2.4 Междисциплинарный этап 

     Конфликтология  как самостоятельная дисциплина начинает оформляться на Западе с  конца 50-х гг. XX в. Первоначально это  область, в которой осуществляется поиск средств для ослабления и предотвращения конфликтов. Особое влияние на ее развитие оказал опыт Второй мировой войны. Развитие конфликтологии характеризуется постепенным соединением теории и практики. В нашей стране переход к междисциплинарным исследованиям начинается с 1990 г., когда впервые появляются исследования такого типа и проходит конференция по конфликтологии в Красноярске. С этого момента резко повышается интерес к данной сфере, растет количество исследований и публикаций, а также число конфликтологов -- специалистов, работающих с конфликтами на практике. В 1999 г. вышел первый учебник по конфликтологии (авторы А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов), где предпринята попытка систематизации и интеграции научных знаний о конфликтах Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - М., 1999. С. 551.. Авторы стремились объединить практически все о конфликтах на основе общей методологии. Затем появляется большое количество разнообразной научной и учебной литературы. Обсуждение разнообразных проблем теории и практики конфликтологии позволило сделать выводы о том, что характер происходящих в стране конфликтов стихийный, неуправляемый. В связи с этим была сформулирована задача создания экспертно-консультационной службы, которая могла бы отслеживать зарождение и развертывание конфликтных процессов. Такая служба необходима для локализации социальных конфликтов (этнических, межнациональных и т.п.), их рационализации и регулирования. В этот же период появляется в России несколько проектов ЮНЕСКО, связанных с культурой мира в России и проблемой формирования толерантного сознания, выходят работы самого разного плана, в которых активно обсуждается толерантность как явление и предпринимаются попытки его анализа. 

     3. МЕСТО КОНФЛИКТОЛОГИИ В СИСТЕМЕ  НАУК 

     Конфликтология  стремится не только помочь сохранить  здоровье, благосостояние и жизнь  людям, ежегодно несущим огромный ущерб  в результате разрушительных последствий  конфликтов. Она призвана способствовать лучшему пониманию самого себя и  своего места в этом мире. Открывая новые пути к взаимопониманию, осознанию  социальных установок, стереотипов, роли конфликтов в жизни отдельного человека (индивида) и группы (семьи, ученического коллектива, государства, общества), мы начинаем более качественно и  эффективно использовать время нашей  жизни. Развитие разнообразных аспектов данного знания привело к созданию специальной науки -- конфликтологии, занимающейся изучением, прогнозированием и регулированием конфликтов. 

     Конфликтология  уходит корнями в философию и  активно взаимодействует с другими  дисциплинами (рис. 1).  

     На  сегодняшний момент самая большая  доля исследований в русле конфликтологии принадлежит социологии и психологии. Хотя эти две науки и являются взаимопроникающими, между социологическим и психологическим подходами к конфликту существуют различия. Если социология ориентирована в первую очередь на рассмотрение конфликтов в обществе, в системе общественных отношений, то психология изучает внутриличностные и межличностные противоречия, а также занимается поиском средств, способствующих разрешению конфликтов.  

     Конфликт  является специфическим предметом  изучения уже более десятка дисциплин, кроме социологии и психологии: философии, педагогики, социобиологии, политических наук, правоведения, военных и исторических наук, математики, искусствоведения. 

     Наибольшее  количество публикаций и сегодня  принадлежит психологии (26,5 %) и социологии (16,9 %), что вполне понятно. Это ведущие  дисциплины, откуда черпает конфликтология не только знания, но и идеи, на которые  опирается в своем развитии, на чьи запросы и потребности  реагирует молодая еще наука. 

     Знание  конфликтологии необходимо сегодня  каждому человеку, особенно тем, кто  активно взаимодействует с другими  людьми по роду своей деятельности, -- педагогам и психологам, врачам, юристам, политологам и др. Для  того чтобы оценивать конфликтогенность принимаемых решений, предупреждать возникновение и деструктивное развитие конфликтов, каждый человек должен обладать необходимыми знаниями о конфликте и умением действовать в таких ситуациях. Как явление, постоянно сопровождающее человеческую жизнь и часто угрожающее ей, конфликт требует к себе внимания и понимания. Вместе с тем необходимы знания, связанные с противоположным полюсом конфликта -- миром, миролюбием, гармонией. Чтобы не быть в ситуации водителя, который едет вперед, а смотрит назад, т.е., желая «уехать» от конфликта и конфликтности, оставляя конфликт позади, необходимо видеть, а что впереди, куда, в каком направлении, к какой цели будем двигаться. Только так мы сумеем регулировать собственное равновесие внутри себя (личности и общества). 

     Толерантность есть средняя позиция, позволяющая  сохранять равновесие, устойчивость, как внутриличностную, так и социальную. Если эта средняя линия, или ось толерантности, сдвигается в одну или в другую сторону, равновесие, симметричность фигуры нарушается. Как мы видим, человек и общество находятся между полюсами конфликта и мира, гармонии. В своем историческом развитии человечество постоянно пытается выбирать лучшее, действовать эффективнее, более рационально, но неизменно сдвигает фокус своего внимания то влево, то вправо. «Мы верим, что и человечество, и научное мышление неизбежно придут к открытию, что не только конфликт является универсальным двигателем эволюции, не только борьба за существование выступает как монопольная сила отмирания старых и появления новых видов на нашей планете», -- пишет А.Г. АсмоловАсмолов А.Г. Слово о толерантности // Век толерантности . - 2001. - № 1. С. 3. . Взаимная помощь в мире людей и животных также является фактором эволюции. 

     4. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КОНФЛИКТОЛОГИИ  В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ 

     Проблема  конфликта является одной из тех, что связывают в узел многие сложности  нашей жизни, все трудносплетения нашего прошлого, настоящего и будущего. Если посмотреть внимательнее, то станет ясно, что все существующие в нашем обществе проблемы не только, да и не столько экономические, сколько психологические. Сегодня, когда конфликты играют столь важную роль в жизни, как отдельного человека, так и человечества в целом, необходимо знать закономерности их возникновения, развития и разрешения. В ответ на эту потребность появилась конфликтология, и возникла она на стыке таких дисциплин, как социология и психология. 

     Конфликтология  изучает конфликт: закономерности его  возникновения и развития, способы  разрешения, методы регулирования и  профилактики. 

     Профилактика  конфликтов предполагает обретение  конфликтологической грамотности, повышение эффективности общения, а также изменение социальных установок и норм, мешающих или  просто не способствующих жизни в  мире с собой и другими. 

     Перспективу конфликтологических исследований современная отечественная наука видит в раскрытии универсальности конфликта как явления, выявления его характеристик и особенностей, типичных для различных аспектов жизни. 

     В нашей стране конфликтология, являющаяся одновременно дисциплиной теоретической и практической, нацелена на решение задач, имеющих фундаментальный и прикладной характер. К их числу относятся: 

     Ш исследование конфликтов и развитие на этой основе теорий; 

     Ш создание системы конфликтологического образования в стране; 

     Ш популяризация конфликтологических знаний в обществе; 

     Ш организация системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов. 

     Появление в нашей стране конфликтологии как  самостоятельной научной дисциплины, возможно, и является своеобразным ответом на объективно сложившуюся  конфликтогенную ситуацию, когда конфликты стали буквально захлестывать, создавая во всех сферах нашей жизни все новые и новые проблемы. Сначала конфликтология появилась как область прикладных исследований, как сфера деятельности конфликтологов, специалистов по решению важных практических задач: вести переговоры, разрешать назревшие в обществе проблемы, управлять взаимодействием людей и т.д. Вскоре стало ясно, что знание основ конфликтологии необходимо каждому независимо от возраста и положения. Современному человеку необходимо быть грамотным, и это ни у кого не вызывает сомнений, но то, что необходимо к тому же быть конфликтологически грамотным, предстоит еще понять. 

     Конфликтология  изучает конфликты и ищет способы  их разрешения и урегулирования, ставя  вопросы чисто практические: 

     как вести себя в ходе конфликта, чтобы  снизить его накал и сделать  связанные с ним переживания  менее болезненными; 

     как завершать конфликт с наименьшими  потерями для сторон; 

     как предупредить конфликт, грозящий здоровью и жизни людей, готовый погубить мир и добрые отношения между  людьми; как предупредить затягивание  нас в бесконечные интриги, ссоры  и беспощадные баталии. 

     Сущность  конфликта заключается не столько  в возникновении противоречий или  столкновении интересов, сколько в  способе их осознания и разрешения, в системе противодействий в  социальном взаимодействии. Всевозможные противоречия возникают везде и  всегда, но только незначительная часть  их становится конфликтом. Интересы и  взгляды также могут расходиться  и даже сталкиваться, но не превращаться в конфликт. Суть конфликта в способе взаимодействия, осознания и в формировании отношения, т.е. в формах противодействий людей. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Конфликтология - это наука, изучающая конфликт: закономерности его возникновения  и развития, способы разрешения, методы регулирования и профилактики. 

     Задачи  конфликтологии как науки следующие: исследование конфликтов и развитие на этой основе теорий; создание системы  конфликтологического образования в стране; популяризация конфлик-тологических знаний в обществе; организация системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов. 

     Конфликтология  сегодня занимается конфликтами, возникающими только в сфере человеческих отношений, в социальном взаимодействии. Она  исследует конфликты в различных  сферах жизни: деловой, профессиональной, бытовой, социальной; изучает конфликты  различных уровней, их природу и  динамику -- возникновение, развитие и завершение; разрабатывает методы и способы разрешения и предупреждения конфликтов. 

     Человек и человечество, стремясь сохранить  себя, все больше осознают взаимосвязь  и взаимозависимость всех составляющих нашего мира, его целостность. Оберегая этот мир, все глубже постигая эти  взаимозависимости, люди изменяют свое отношение к конфликту, совершенствуя  при этом свое сознание и самосознание. И в этом основную роль будет играть конфликтология как наука, помогающая понять причины конфликта и предлагающая пути выхода из него. 

Информация о работе Конфликтология как наука