Конфликтология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:41, доклад

Краткое описание

Конфликтология, имея в своем арсенале теоретические и практические знания, необходимые каждому человеку, стремится помочь людям эффективно действовать в конфликтных ситуациях, прежде всего не страшась конфликта.

Оглавление

Введение

1. Конфликтология как социальная наука

2. Основные этапы развития конфликтологии

2.1 Предпосылки возникновения и развития конфликтологии

2.2 Донаучный этап

2.3 Монодисциплинарный этап

2.4 Междисциплинарный этап

3. Место конфликтологии в системе наук

4. Предмет и задачи конфликтологии в настоящее время

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Конфликтология.docx

— 36.50 Кб (Скачать)

     Содержание: 

     Введение 

     1. Конфликтология как социальная  наука 

     2. Основные этапы развития конфликтологии 

     2.1 Предпосылки возникновения и  развития конфликтологии 

     2.2 Донаучный этап 

     2.3 Монодисциплинарный этап 

     2.4 Междисциплинарный этап 

     3. Место конфликтологии  в системе наук 

     4. Предмет и задачи конфликтологии  в настоящее время 

     Заключение 

     Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Все возрастающий интерес к конфликтологии как к науке имеет под собой  два основания. Во-первых, рост конфликтов во всех сферах социального взаимодействия является уже приметой нашего времени. Отсутствие взаимопонимания между  людьми, насилие, агрессия, разгул терроризма, страх перед будущим, т.е. постоянное усложнение самой проблемы конфликта  в реальной жизни, делают данную дисциплину важной и актуальной. Во-вторых, мы сегодня  оказались в совершенно новой  точке эволюционного развития, когда  человечество осознанно берет на себя ответственность за свое дальнейшее существование.

     Конфликтология, имея в своем арсенале теоретические  и практические знания, необходимые  каждому человеку, стремится помочь людям эффективно действовать в  конфликтных ситуациях, прежде всего  не страшась конфликта. Она обучает  средствам и методам их разрешения.

     Чтобы повысить качество нашей жизни, следует  сначала признать существование  конфликтов, оценить их важность в  кризисные периоды и заняться их профилактикой путем обретения  конфликтологической грамотности. Нужно знать и уметь действовать  в ситуации конфликта, понимать, как  направить его в конструктивное русло, но не менее важно осознавать то, какие пути ведут к благополучию, миру, сотрудничеству. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Конфликтология как социальная  наука

     Одной из характерных примет нашего времени  является обострение социальных конфликтов на фоне переживаемого российским обществом  экономического кризиса. Опасность  их разрастания на микро- и макроуровне и тяжелых последствий этих конфликтов для каждого человека и общества в целом -  все это уже достаточные основания для признания особой роли конфликтологии в нашей сегодняшней жизни.

     Сегодня «окультуривание» деловых и межличностных  отношений является необходимым  моментом развития экономики, цивилизованных форм конкуренции. Шансы на успех  возможны только тогда, когда наше сознание будет открыто для диалога, а  значит, и для возможного признания  своей неправоты или неполной правоты. Чтобы достичь этого, человеку необходимо заглядывать в свое «психологическое зеркало», т.е. рефлексировать.

     Рефлексия - способность человека смотреть на себя со стороны. Она позволяет осознавать себя целостно как личность. Метафорически рефлексию можно представить как механизм, позволяющий, словно кинопленку, прокрутить в сознании имеющийся опыт, знания, чувства, увидеть и понять это, а затем совершить необходимые преобразования в соответствии со своим выбором. Рефлексия является важным механизмом развития, причем достаточно универсальным. Как человеку, так и обществу периодически необходимо заглядывать в это «зеркало» для того, чтобы получить необходимую информацию о себе, об уровне своего развития и о своих отношениях.

     Рефлексия воссоздает такую картину, а она  может быть снова подвергнута  наблюдению, анализу или критике  как некая целостность, причем не, только здесь и сейчас, но и как картина прошлого или возможного будущего. Когда с нами происходят важные события, мы часто мысленно возвращаемся к ним, видим это вновь и вновь и точно так же, планируя что-то личностно значимое, заранее можем представить это как картину. Еще рефлексия позволяет нам обнаружить в себе необходимое знание, о котором мы даже не догадывались. Скрытое в глубинах сознания неявное знание позволяет нам принимать важные решения, делать открытия. Вот почему рефлексия, а не «самокопание» позволяет двигаться вперед, изменяя себя и мир вокруг.

     Отношение к конфликту как к сугубо негативному  явлению еще в недавнем прошлом  сформировало в сознании советских  людей своеобразный защитный механизм - вытеснение конфликта из сознания или полный отказ от него. Сокрытие самой возможности существования конфликта в реальной жизни человека или отказ от его признания как факта (в семье, в коллективе, в обществе) приводили к двойственности - к тому, что конфликты имели место, но говорить о них было нельзя, стыдно. Культивирование и внутреннее проращивание соперничества при одновременном сокрытии конфликтов создают благоприятную почву для разрастания и развития конфликтности. Все это в совокупности усугубляет и без того не простые отношения, которые сегодня дают о себе знать с удвоенной силой.

     На  смену крайне негативному отношению  к конфликту пришло столь же позитивное. Конфликт стал буквально приветствоваться, называться «нормой жизни». Такая ситуация наблюдалась прежде всего в работах западных исследователей. Как отмечает Ч. Диксон, «если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».  
 

     2. Основные этапы  развития конфликтологии

2.1 Предпосылки возникновения  и развития конфликтологии

     Конфликтология  как наука встала на путь развития как самостоятельная научная дисциплина в 20 в., и пока рано еще говорить о ее успешности, хотя путь к ее формированию был весьма долгим. Своими корнями конфликтология уходит в глубокую древность. На протяжении многих веков философы стремились понять суть противоречий в природе и обществе, в мышлении и в человеческой душе, между людьми, общественными классами, государствами. Начиная от Гераклита, Платона, Аристотеля, позднее в трудах Дж. Локка и Р. Декарта, И. Канта и Г. В. Гегеля, в трудах русских философов Вл. Соловьева и Н. Бердяева, а также многих других мыслителей можно найти много интересных рассуждений о конфликте как социальном явлении.

     Конфликт  поначалу был предметом изучения философов, а позднее, уже с конца 19 в., становится объектом психологии, искусствоведения, права, военных наук. Можно сказать, что на протяжении многих веков люди жили надеждой на более совершенное будущее, когда не будет войн, споров, ссор.

     Философы  древности по-разному относились к конфликту. Одни из них осуждали ссоры и столкновения и советовали их избегать, другие, наоборот, считали, что противоречия являются движущей силой всякого изменения и развития. Гераклит считал, например, что не только люди, но и боги, и весь космос существуют в противоречиях. Он был одним из первых, кто указывал на борьбу противоположных сил как на всеобщий закон, действующий в природе и обществе. «Вражда», «война», по его мнению, есть источник появления всего нового в мире: «Должно знать, что война общепринята, что вражда - обычный порядок вещей и что все возникает через вражду...».

     Отсутствие  взаимопонимания и согласия между  людьми сегодня часто называют одной  из характерных примет именно нашего времени. Однако, заглядывая в историческое прошлое человечества, мы повсюду обнаруживаем конфликты - распри, вражду, войны. Еще древние философы стремились понять роль конфликта в жизни людей. И хотя понятия «конфликт» еще не существовало, говоря о спорах и противоречиях, древние мыслители по-разному их оценивали: одни считали, что в спорах рождается истина, а другие осуждали ссоры и всячески советовали их избегать.

     На  протяжении всей истории человечества конфликты неизменно сохраняются, меняются, однако, существуют две вещи - поведение в конфликте и его восприятие (отношение к конфликту). Изменить свое отношение к чему-то - значит изменить в определенной мере себя. Это внутренняя работа, требующая от человека усилий и времени.

     Конфликтология  начала свой путь в США, затем развивалась  в Западной Европе и являлась областью социологических исследований. Сегодня  как западная, так и отечественная  конфликтология все более и более  тяготеют к психологии, к психологическому пониманию конфликта. Следует отметить, что в отечественной науке, в отличие от западной, лидирующую роль с самого начала играла психология. 
 
 

     Вплоть  до конца 19 в. конфликт рассматривался предельно широко как категория, охватывающая любые противоречия. Эти противоречия рассматривались либо в самом общем плане как противостояние сил Добра и Зла, Инь и Янь, Света и Тьмы, либо, наоборот, как одно из проявлений конкретных противоречий (например, несовместимость органов или тканей и их отторжение при пересадке). Особым образом шло рассмотрение конфликта в художественном произведении (в картине, драме и т.д.); отдельная специфическая сфера - военные конфликты; еще одна сфера - психологическое изучение конфликта между бессознательным и сознанием. Понять суть конфликта как самостоятельного явления, обладающего набором собственных характеристик и особенностей, пронизывающего все сферы человеческой жизни и типичного для различных ее аспектов, ставит своей задачей современная отечественная конфликтология.

     Содержательный  анализ идей и теорий позволяет выделить в развитии данной науки три основных этапа: донаучный, или философский; монодисциплинарный, т.е. когда каждая наука самостоятельно исследовала конфликт, и междисциплинарный, когда предпринимаются попытки создания дисциплины, комплексно исследующей конфликт. Эти этапы охватывают разные по длительности периоды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Донаучный этап 

     Это наиболее длительный этап, охватывающий период от эпохи Античности и почти  до конца 19 в., когда философы стремились понять, в чем сущность войн и какова их роль в жизни человека и общества.

     Основной конфликт данного периода - конфликт человека и природы. В этом противостоянии и столкновениях с физически сильными животными вызревает понимание человеком природы, соответствующее уровню развития его сознания. Так, наскальные рисунки, роль которых трактуют по-разному, выполняют еще и функцию своеобразной карты, пользуясь которой люди учатся сражаться с более сильным противником и побеждать. Реальная борьба формирует определенную установку древнего человека - победить, выиграть, иначе будет побежден он сам. С целью победить природу человек ведет свое наступление, познавая и совершенствуя средства борьбы - вплоть до создания самых современных видов оружия.

     Параллельно с этим человек создает психологические  подпорки в своей борьбе и далее  постоянно развивает их. Сам конфликт предполагает участие сторон, где одна из них - власть. История, философия, литература и сегодня хранят идеи наших предков, которые могут не только дать представление об исторической динамике конфликта, но и открыть в нем еще непознанное.

     Особый  интерес представляют собой труды  философов, из которых становится ясно, как шло развитие социальных отношений, как менялись оценки и восприятие конфликта и как постепенно на этом пути появлялись предпосылки научного понимания конфликта. Древнегреческий  философ Гераклит (530 -- 470 гг. до н.э.) считал, например, что все в природе  и мироздании подвержено «круговороту и взаимопревращению», но единственным всеобщим законом является война, которая  превращает одних людей в рабов, а других делает богами. Разделяя в  целом идеи Гераклита, другой греческий философ - Эпикур (341 - 270 гг. до н.э.) считал, что войны и их последствия вынудят в конечном счете людей жить в мире. Геродот (490 - 425 гг. до н.э.) также был убежден, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру».

       В трудах философов появляется идея о насилии справедливом и несправедливом. Эта мысль Цицерона (106 - 43 гг. до н.э.) о войне как отмщении за причиненное зло, как о насилии справедливом была продолжена в Средние века Фомой Аквинским (1125-1274), хотя и с оговоркой, что война всегда грех. 

     На  данном этапе происходило  осмысление роли конфликтов в человеческой жизни, хотя самого термина  еще не существовало. В философии, по сути, вызревало отношение  к конфликту через  понимание войны  и мира, насилия  и подавления. Идеи древних философов  достаточно долгое время  развивались, акцентируя то неизбежность войны, то значимость мира. Сначала они видели в войне абсолютную силу, «бога всего». Именно война делала одних богатыми, а других - рабами. Впоследствии, то критикуя конфликты, то пытаясь понять, в чем их сила - разрушительная или созидательная, мыслители древности со всей очевидностью поставили вопрос о необходимости регулирования и предупреждения конфликтов, а в 15 в. европейские философы поставили вопрос о необходимости толерантности, веротерпимости в обществе. 

     2.3 Монодисциплинарный  этап 

     Вполне закономерно, что уже в 19 в. начинаются исследования конфликтов в рамках двух основных дисциплин - психологии и социологии. Монодисциплинарный этап характеризуется тем, что все исследования ориентированы на решение задач в рамках одной конкретной науки. В психологии одним из первых, кто обратил внимание на внутриличностные противоречия, а также указал на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного, был З.Фрейд. Согласно ему, конфликт составляет внутреннюю сторону жизни человека.

Информация о работе Конфликтология как наука