Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:45, реферат
Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное. Это трудная задача.
Деятельность зарубежных фирм, практика работы отечественных организаций, особенно в условиях изменения форм собственности, показывает, что современным руководителям и управляющим персоналом необходимы знания и навыки по управлению конфликтами и их прогнозированию.
Введение 3
Понятие конфликта 5
Типология конфликта 11
Причины конфликта 15
Этапы развития конфликта 17
Классификация конфликтов 19
Последствия конфликта 22
Заключение 24
Список литературы 25
По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и деструктивные.
Конструктивный
конфликт возникает, когда оппоненты
не выходят за рамки этических норм,
деловых отношений и разумных аргументов.
Причинами являются обычно недостатки
в организации деятельности и управления.
Разрешение такого конфликта приводит
к развитию отношений между людьми и развитию
группы. Последствия такого конфликта
являются функциональными и ведут к повышению
эффективности организации.
Деструктивный конфликт возникает в двух случаях:
Таким
образом, возникновению деструктивных
конфликтов способствуют, как правило,
субъективные причины.
По направлению конфликты делятся на горизонтальные (в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг друга), вертикальные (в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого) и смешанные (представленные и “вертикальные”, и “горизонтальные” составляющие).
Конфликты, имеющие “вертикальную” линию, наиболее нежелательны для руководителя, так как его действия рассматриваются всеми сотрудниками (не говоря уже об участниках конфликта) через призму этого конфликта. И даже в случае полной объективности руководителя в любом его шаге будут видеть происки по отношению к его оппонентам. А поскольку информационности или подготовки подчиненным часто недостает, чтобы квалифицированно оценить действия руководства, то недопонимание компенсируется обычно домыслами, преимущественно агрессивного характера. В результате конфликт усугубляется.
Конфликты бывают открытыми (лежат на поверхности, видны невооруженным взглядом) и скрытыми (скрыты от глаз наблюдателя, распознаются по косвенным признакам, среди которых главные – напряженность в межличностном общении, резкое изменение в отношении к работе. Задача руководителя – поднять скрытые конфликты на поверхность и разрешить их).
По характеру объективности либо субъективности причин конфликта можно подразделить соответственно на объективные и субъективные.
Конфликты
различаются и по сфере их разрешения
– деловой или личностно-
Взаимосвязи между причинами, характером конфликтов и сферой их разрешения можно наглядно изобразить в виде схемы.
Данная
схема может служить
Принципиальным для развития конфликта являются такие психологические моменты, как восприятие ситуации, ее участниками, их отношение к ней, стратегии их поведения. Именно они приводят к тому, что на основе одной и той же причины возникают конфликты совершенно разных психологических типов.
Деловой
спор. В ситуации этого типа между
участниками возникают
Формализация отношений. Для конфликтных ситуаций, развивающихся по этой сфере, характерно увеличение зоны разногласия, распространяющихся на более широкий круг вопросов. Оппоненты, как правило, сомневаются в возможности соглашения, а иногда и просто не желают обсуждать спорные вопросы. Обсуждение переходит на стиль работы, вспоминаются прошлые ошибки, допускаются даже личные выпады, которые приводят участников дискуссии к убеждению, что изменить позицию друг друга им не удастся. Их общение становится сугубо официальным, они не стремятся к контактам, из их взаимоотношений уходит все личное, почему такое развитие ситуации и называют формализацией отношений
Психологический
антагонизм. Когда конфликтная ситуация
между людьми развивается по такому
сценарию, то, очевидно, что реальная
зона согласований между ними не определена
и характеризуется субъективной тенденцией
к увеличению. Участники ситуации подчас
затрудняются четко определить, в чем
именно состоит их разногласия. Оппоненты
не стараются прийти к соглашению. Психологически
участники откровенно не приемлют друг
друга, попытки взаимного воздействия
если и имеют место, то, скорее в духе откровенно
враждебных действий. Таким образом, не
сам предмет, не сам факт разногласий в
конфликтной ситуации оказывается решающим,
а скорее развитие этой ситуации, характер
общения и отношений ее участников.
Функциональные последствия. Возможно несколько функциональных последствий конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут больше чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений – враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.
Кроме того, конфликт может уменьшить возможность группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые по их мнению, не соответствуют идеям их руководителей. Через конфликты члены группы могут проработать проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.
Дисфункциональные последствия. Если конфликтом не управляли или неэффективно, то могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, мешающие достижению целей:
Следует учитывать, что для российской ментальности характерно стремление к коллективному труду, признанию и уважению коллег и так далее. Сегодня, когда из-за сложной экономической ситуации трудно высокую оплату труда, особое внимание следует уделять нематериальному стимулированию, создавая гибкую систему льгот для работников, гуманизируя труд, в том числе:
Попытаемся сформулировать мотивирующие факторы организации труда, которые ведут к удовлетворению потребностей высших уровней. На своем рабочем месте каждый хочет показать, на что он способен и что он значит для других, поэтому необходимы признание результатов деятельности конкретного работника, предоставление возможности принимать решения по вопросам, относящимся к его компетенции, консультировать других работников.
На
рабочих местах следует формулировать
мировоззрение единой команды: нельзя
разрушать возникающие
Информация о работе Конфликт: понятие, типы, причины, последствия