Конфликт: понятие, типы, причины, последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:45, реферат

Краткое описание

Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное. Это трудная задача.
Деятельность зарубежных фирм, практика работы отечественных организаций, особенно в условиях изменения форм собственности, показывает, что современным руководителям и управляющим персоналом необходимы знания и навыки по управлению конфликтами и их прогнозированию.

Оглавление

Введение 3
Понятие конфликта 5
Типология конфликта 11
Причины конфликта 15
Этапы развития конфликта 17
Классификация конфликтов 19
Последствия конфликта 22
Заключение 24
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

!!!Факторы возникновения и развития конфликтов.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Классификация конфликтов

 

     По  значению для организации конфликты  делятся на конструктивные и деструктивные.

     Конструктивный  конфликт возникает, когда оппоненты  не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Причинами являются обычно недостатки в организации деятельности и управления. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Последствия такого конфликта являются функциональными и ведут к повышению эффективности организации. 

     Деструктивный конфликт возникает в двух случаях:

  • Когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом;
  • Когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера. Последствия такого конфликта являются дисфункциональными и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

     Таким образом, возникновению деструктивных  конфликтов способствуют, как правило, субъективные причины. 

     По  направлению конфликты делятся  на горизонтальные (в которых не задействованы лица, находящиеся  в подчинении друг друга), вертикальные (в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого) и смешанные (представленные и “вертикальные”, и “горизонтальные” составляющие).

     Конфликты, имеющие “вертикальную” линию, наиболее нежелательны для руководителя, так  как его действия рассматриваются всеми сотрудниками (не говоря  уже об участниках конфликта) через призму этого конфликта. И даже в случае полной объективности руководителя в любом его шаге будут видеть происки по отношению к его оппонентам. А поскольку информационности  или подготовки подчиненным часто недостает, чтобы квалифицированно оценить действия руководства, то недопонимание компенсируется обычно домыслами, преимущественно агрессивного характера. В результате конфликт усугубляется.

     Конфликты бывают открытыми (лежат на поверхности, видны невооруженным взглядом) и скрытыми (скрыты от глаз наблюдателя, распознаются по косвенным признакам, среди которых главные – напряженность в межличностном общении, резкое изменение в отношении к работе.  Задача руководителя – поднять скрытые конфликты на поверхность и разрешить их).

     По  характеру объективности либо субъективности причин конфликта можно подразделить соответственно на объективные и  субъективные.

     Конфликты различаются и по сфере их разрешения – деловой или личностно-эмоциональной.

     Взаимосвязи между причинами, характером конфликтов и сферой их разрешения можно наглядно изобразить  в виде схемы.

     Данная  схема может служить инструментом анализа конфликтов. Правильное отнесение  конфликта к тому или иному  типу помогает поставить точный "диагноз" и назначить адекватное "лечение".

     Принципиальным  для развития конфликта являются такие психологические моменты, как восприятие ситуации, ее участниками, их отношение к ней, стратегии их поведения. Именно они приводят к тому, что на основе одной и той же причины возникают конфликты совершенно разных психологических типов.

     Деловой спор. В ситуации этого типа между  участниками возникают разногласия  по какому-то определенному вопросу, конкретному, чаще всего связанному с их совместной деятельностью. Область разногласий предмета и определена, взаимодействие участников основано на взаимной заинтересованности. Велика вероятность того, что будет найден вариант решения, удовлетворяющий обе стороны.

     Формализация  отношений. Для конфликтных ситуаций, развивающихся по этой сфере, характерно увеличение зоны разногласия, распространяющихся на более широкий круг вопросов. Оппоненты, как правило, сомневаются в возможности соглашения, а иногда и просто не желают обсуждать спорные вопросы. Обсуждение переходит на стиль работы, вспоминаются прошлые ошибки, допускаются даже личные выпады, которые приводят участников дискуссии к убеждению, что изменить позицию друг друга им не удастся. Их общение становится сугубо официальным, они не стремятся к контактам, из их взаимоотношений уходит все личное, почему такое развитие ситуации и называют формализацией отношений

     Психологический антагонизм. Когда конфликтная ситуация между людьми развивается по такому сценарию, то, очевидно, что реальная зона согласований между ними не определена и характеризуется субъективной тенденцией к увеличению. Участники ситуации подчас затрудняются четко определить, в чем именно состоит их разногласия. Оппоненты не стараются прийти к соглашению. Психологически участники откровенно не приемлют друг друга, попытки взаимного воздействия если и имеют место, то, скорее в духе откровенно враждебных действий. Таким образом, не сам предмет, не сам факт разногласий в конфликтной ситуации оказывается решающим, а скорее развитие этой ситуации, характер общения и отношений ее участников. 
 
 
 

Последствия конфликта

 

     Функциональные  последствия. Возможно несколько функциональных последствий конфликта. Одно из них  заключается в том, что проблема может быть решена  таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут больше чувствовать свою причастность к решению  этой проблемы. это, в свою очередь, сводит к  минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений – враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.

     Кроме того, конфликт может уменьшить возможность  группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые по их мнению, не соответствуют идеям их руководителей. Через конфликты члены группы могут проработать проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.

     Дисфункциональные последствия.  Если конфликтом не управляли или неэффективно, то могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, мешающие достижению целей:

  • Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности.
  • Меньшая степень сотрудничества в будущем.
  • Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами в организации.
  • Представление о другой стороне как о «враге»; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных.
  • Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими  сторонами.
  • Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения.
  • Смещение акцента: придание «победе» в конфликте большего значения, чем решению реальной проблемы.

Заключение

 

     Следует учитывать, что для российской ментальности характерно стремление к коллективному  труду, признанию и уважению коллег и так далее. Сегодня, когда из-за сложной экономической ситуации трудно высокую оплату труда, особое внимание следует уделять нематериальному стимулированию, создавая гибкую систему льгот для работников, гуманизируя труд, в том числе:

  • признавать ценность работника для организации, предоставлять ему творческую свободу;
  • применять программы обогащения труда и ротации кадров;
  • использовать скользящий график, неполную рабочую неделю, возможность трудиться как на рабочем месте, так и дома;
  • устанавливать работникам скидки на продукцию, выпускаемую компанией, в которой он работают;
  • предоставлять средства для проведения отдыха и досуга, обеспечивать бесплатными путевками, выдавать кредит на покупку жилья, садового участка, автомашин и так далее.

     Попытаемся  сформулировать мотивирующие факторы  организации труда, которые ведут  к удовлетворению потребностей высших уровней. На своем рабочем месте каждый хочет показать, на что он способен и что он значит для других, поэтому необходимы признание результатов деятельности конкретного работника, предоставление возможности принимать решения по вопросам, относящимся к его компетенции, консультировать других работников.

     На  рабочих местах следует формулировать  мировоззрение единой команды: нельзя разрушать возникающие неформальные группы, если они не наносят ущерба целям организации. Практически  каждый имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу

 

Список  литературы

 
  1. Глущенко  В.В. «Системные основы менеджмента» НПЦ«КРЫЛЬЯ», М.: «1996г.
  2. Мескон М., Альберт М., Ххедоури Ф. «Основы менеджмента». 2001 г.
  3. Морозов А.В. «Деловая психология». С.-Петербург 2000г.
  4. Слепенков, Аверин  «Социальное управление» Москва 1994г.

Информация о работе Конфликт: понятие, типы, причины, последствия