Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 18:18, контрольная работа
В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Т.е. конфликт не только представляет собой предельно обостренную форму противоречия, но он также еще и служит способом выявления и разрешения противоречий. В этой связи возникает вопрос: а что предшествует конфликту, каковы стадии его развития? Можно ответить, что предшествует ему объективная жизненная ситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами эти стороны имеют определенные интересы, потребности, цели. Естественно, что посягательство одной стороны на какую-либо из таких потребностей другой стороны создает социально-психологическую основу конфликта. Это и есть структура противоречия, пока еще не перешедшего в конфликт, - конфликтная ситуация. Таким образом, конфликтная ситуация - это такое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между различными социальными субъектами.
1. Понятие «конфликт», «конфликтная ситуация». Деструктивные и конструктивные функции конфликтов.
2. Источники и причины возникновения конфликтов.
3. Исходы конфликтных ситуаций.
4. Основные правила поведения учителя в конфликтной ситуации
5. Факторы, влияющие на разрешение кризисных моментов.
Опытные учителя для предупреждения конфликтов проводят индивидуальные беседы с учащимися, в ходе которых выясняют их позицию и разъясняют свою.
При
этом учителю можно дать следующие
рекомендации:
1)
проявлять внимание к
2) строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащегося;
3)
постоянно поддерживать с
4) чуть затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит излишне быстро;
5) попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие события привели его в это состояние;
6)
дать ученику выговориться, не
перебивать и не пытаться
7)
уменьшить социальную
8)
подчеркнуть общность цели, интересов,
показать школьнику
9)
подчеркнуть лучшие качества
учащегося, которые помо-гут
Однако
не во всех случаях конфликт можно
предупредить. Обоснованное недовольство
учителя, его обида на учащихся, которую
он не смог сдержать, или же нежелание
учащегося понять необходимость требований
учителя приводят к межличностному конфликту.
Тогда у учителя возникает новая задача
- погасить возникший конфликт, не дать
ему перейти в затяжной, хронический, втянуться
в него другим учащимся или всему классу.
4.
Основные правила
поведения учителя
в конфликтной
ситуации.
Не расширять предмет ссоры, причину недовольства. Часто высказываемые учителем претензии к учащимся расплывчаты, не конкретны. Учитель, например, говорит ученику: «Что-то ты плохо стал относиться к занятиям». При такой формулировке претензии ученику остается только гадать, в чем проявляется это плохое отношение.
Важно соблюдать правило «сокращения числа претензий за один раз». Одновременное высказывание учащемуся многих претензий создаст у него впечатление виновности во всем, что происходит вокруг, и он начнет оправдываться даже в том, в чем его не обвиняют. В результате у ученика возникнет раздражение по поводу того, что «на вас ничем не угодишь» и «если не нравлюсь, я могу и уйти: не больно-то и хотелось заниматься в вашей спортивной секции!»
Справедливо, непредвзято относиться к инициатору конфликта. Всякий межличностный конфликт начинается с того, что появляется человек, чем-то недовольный. Раз человек выступает с несогласием, с обидами, претензиями, значит, он ждет, что другая сторона прислушается к нему и изменит свое поведение. Учителю следует выработать у себя установку, что учащийся всегда имеет какие-то основания для жалобы, недовольства и высказывает их не ради удовольствия (если, конечно, он не склочник), а потому, что его что-то тяготит, заставляет переживать, мучиться. Поэтому учителю не следует сразу же отмахиваться от высказываемых учащимися претензий и тем более упрекать и ругать жалобщиков, их нужно спокойно и внимательно выслушать и попытаться понять.
Проявлять эмоциональную выдержку. Нередко к конфликту приводит слишком эмоциональный тон разговора учителя с учащимися. Категоричность, безапелляционность высказываний, повышенный тон, наступательность без выбора выражений, создают у учащихся напряженное эмоциональное состояние. Естественно, что бестактность, а порой и грубость учителя вызовут ответную реакцию у учащихся: как говорится, посеешь ветер, пожнешь бурю. Но при этом цель учителем достигнута не будет. Поэтому учитель должен сдерживать свои эмоции и тем более не переводить деловой конфликт на личностный уровень, не затрагивать чувство собственного достоинства учащихся.
Формулировать
позитивный выход из
конфликтной ситуации. В случае предъявления
учащимся претензий и возникновения на
этой почве конфликтной ситуации учитель
должен предложить способ ее разрешения,
устранения причины, вызвавшей разногласия
или недовольство одной из сторон. Это
может быть сделано в форме частичной
уступки, смягчения требований.
5.
Факторы, влияющие
на разрешение
кризисных моментов.
Суммируя
описанные стратегии и методы
решения конфликтов, можно самостоятельно
выработать модель поведения в ситуации
кризиса, конфликта и добиваться
осуществления своих целей в
каждом конкретном случае. При этом необходимо
учесть, что важную роль в разрешении кризисных
моментов играют следующие факторы:
Адекватное восприятие кризисных моментов как проявление конфликтных ситуаций. Очень часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оппонента.
К типичным искажениям восприятия относятся:
Иллюзии собственного благородства. В конфликтной ситуации мы нередко полагаем, что являемся жертвой нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истина и справедливость целиком на нашей стороне и свидетельствует в нашу пользу. В большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убежден, что только противник этого не хочет. В результате подозрительность часто естественным образом проистекает из существующей предубежденности.
- Поиск соломинки в глазу другого. Каждый из противников видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у себя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.
- Двойная этика. Даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента - как нечестные и непозволительные.
- Все ясно. Очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера - наоборот, плохи и неадекватны.
Эти
и подобные заблуждения, присущие каждому
из нас в конфликтной ситуации, как правило,
усугубляют конфликт и препятствуют конструктивному
выходу из кризисной, проблемной ситуации.
Если искажение восприятия при конфликте
чрезмерно велико, возникает реальная
опасность оказаться в ловушке собственной
предвзятости. В результате это может
привести к так называемому само подтверждающемуся
допущению: допуская, что партнер настроен
исключительно враждебно, начинаешь обороняться
от него, переходя в наступление. Видя
это, партнер переживает враждебность
к нам, и наше предварительное допущение,
хотя оно было неверным, немедленно подтверждается,
Зная о подобных представлениях в ситуации
конфликта, постарайтесь внимательнее
проанализировать свои ощущения в конкретных
случаях.
Открытость и эффективность общения конфликтующих сторон. Общение - это основное условие конструктивного разрешения конфликтов. Однако, к сожалению, в конфликтной ситуации коммуникация, как правило, ухудшается. Противники в основном стараются сделать друг другу больно, а сами занимают оборонительную позицию, скрывая любую информацию о себе. Между тем коммуникация может помочь только тогда разрешить конфликт, когда обе стороны ищут способа достичь взаимопонимания.
Это возможно осуществить, выполняя следующие рекомендации:
а) Контролировать эмоциональную сферу. Когда человек "обуреваем" эмоциями и захвачен конфликтом, ему трудно выражать свои мысли и внимательно выслушивать противника. Одним из эффективных способов справиться с человеческим гневом состоит в том, чтобы помочь друг другу освободиться от этих чувств. Люди получают психологическое освобождение, если они просто расскажут о своих обидах. Поэтому, порой, имеет смысл в самом начале конфликта пойти на риск и как можно полнее, пусть даже в резкой форме, высказать друг другу то, что чувствуешь.
Японцы, например, придумали для этого своеобразный ритуал и мягкие подушки для битья. Иногда даже крик или удар по столу подушкой лучше, чем спокойная, хладнокровная отповедь противника.
И все-таки рискованно обнаруживать свои чувства, если это ведет к эмоциональной реакции. Когда за этим не следишь, может разразиться крупная ссора. Поэтому, если вы чувствуете, что по мере предъявления своих претензий вы раздражаетесь все больше и больше и при этом обнаруживаете, что ваши жалобы только накаляют отрицательные эмоции оппонента, необходимо сказать себе: «Мне следует остановиться. Я должен подумать о том, что я могу сделать для решения этой проблемы в будущем». После этого дайте понять противнику, что желаете остановить кипение страстей. Следует объяснить, что вы не собираетесь пренебрегать эмоциями оппонента или отрицать их обоснованность, а хотите только сдержать их. Целесообразно сказать что-то в роде: «Да, я вижу, мы оба раздражены, но это раздражение никуда нас не приведет. Мне хотелось бы, чтобы вы забыли о нем. Согласимся, что в прошлом случилось нечто неладное, в результате чего мы оба раздражены. Но теперь давайте вместе подумаем над тем, что мы могли бы предпринять в будущем». Это может быть особенно полезным подходом, если вступили в конфликт с кем-то, с кем вы должны будете продолжать общение.
Хорошо бы, если бы каждый из противников мог хотя бы частично сообщить другому следующее:
- что я хотел бы сделать, чтобы разрешить конфликт?
-
каких реакций я жду со
- на какие последствия я надеюсь в случае, если будет достигнуто соглашение?
б) Использовать общение для разрешения конфликта. Любое нарушение общения может привести к конфликту. Иногда человек выражается недостаточно определенно и ясно, и тогда слова могут быть поняты неправильно. Иногда кто-то слушает невнимательно. И когда человек видит, что его не слушают, у него могут возникнуть чувства враждебности или осуждения. Часто возникает непонимание в отношении того, что подразумевается. Препятствием могут стать скрытые предположения. А иногда в результате непонимания, враждебности или обиды общение вообще прекращается.
Если вы используете в конфликтной ситуации ключевые элементы общения, то сделайте следующие шаги к преодолению конфликтов:
- уделяйте внимание неречевым свидетельствам того, что слова говорящего расходятся с его мыслями и чувствами. Выносите это противоречие на открытое обсуждение;
-
следите за тем, чтобы у вас
или у другого человека не
было скрытых ложных
-
старайтесь делать общение
-
спросите самого себя, соответствует
сказанное вашим истинным
-
не оставляйте неясностей. Втолковывайте
то, что вы имеете в виду. Если
вы не уверены, что ваше
-
научитесь слушать другого. Для этого
придерживайтесь следующего: слушать
с сочувствием; сосредоточиться на предмете
разговора; относится к говорящему уважительно;
слушать внимательно, не делая оценок;
высказывать мнение об услышанном, чтобы
показать человеку, что его действительно
слушают; отметьте то, что вы не поняли
или в чем не уверены; используйте для
поддержания разговора неречевые средства
(улыбайтесь, кивайте головой, смотрите
в глаза).
Создание климата взаимного доверия и сотрудничества. Создать климат взаимного доверия и сотрудничества. Этому может способствовать проявление доверия к партнеру путем готовности открыть перед ним таковую свою незащищенную позицию, какой является стремление к согласию и взаимопониманию, нежелание использовать слабые и уязвимые места противника.
В
заключение необходимо отметить, что
кризисные моменты решаются успешнее,
если обе стороны заинтересованы
в достижении некоторого общего результата,
побуждающего их к сотрудничеству.
Опыт совместной деятельности во имя
достижения общей цели сближает партнеров,
позволяет открывать новые, дополнительные
способы преодоления трудностей и неприятностей,
связанных с решением конфликта. Успешное
решение совместных задач повышает также
степень взаимного доверия, что облегчает
риск открытости в общении. Это - момент
чрезвычайной важности, так как люди часто
даже не представляют себе, что можно сотрудничать
с человеком, с которым находишься в конфликтных
отношениях.