Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:43, контрольная работа
Концепции психического развития ребенка в разных психологических школах
В разных моделях психического развития вводятся различные стадии, а также критерии их выделения. Например:
- у Ж. Пиаже – критерием периодизации выступает развитие интеллекта;
- у З. Фрейда – направленность либидинозной энергии;
- у Э. Эриксона - центральные задачи возраста.
Концепции психического развития ребенка в разных психологических школах……..2
Психоаналитическая теория…………………………………………………………….2
Эпигенетическая концепция Э. Эриксона……………………………………………...3
Когнитивная теория (концепция развития интеллекта Ж. Пиаже)…………………...5
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского…………………………………….5
Список литературы………………………………………………………………………7
Контрольная работа
«Концепции психического развития ребенка в разных психологических школах»
Содержание
Содержание……………………………………………………
Концепции психического развития ребенка в разных психологических школах……..2
Психоаналитическая теория…………………………………………………………….
Эпигенетическая концепция Э. Эриксона……………………………………………...3
Когнитивная теория (концепция развития интеллекта Ж. Пиаже)…………………...5
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского…………………………………….5
Список литературы……………………………………………………
Концепции психического развития ребенка в разных психологических школах
В разных моделях психического развития вводятся различные стадии, а также критерии их выделения. Например:
- у Ж. Пиаже – критерием периодизации выступает развитие интеллекта;
- у З. Фрейда – направленность либидинозной энергии;
- у Э. Эриксона - центральные задачи возраста.
Таким образом, на сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии ребенка. Чтобы получить более или менее полную картину развития, поведения и воспитания детей, нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации.
Психоаналитическая теория
Ее предмет - человеческие эмоции и межличностные отношения. З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он выделяет 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия:
Эпигенетическая концепция Э. Эриксона
Эрик Эриксон (1902-1979), ученик Фрейда, создал новую теорию на базе учения Фрейда о фазах психосексуального развития. Теория Эриксона - это теория психосоциального развития, она включает 8 стадий развития "Я", на каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и к внешней среде. Развитие человека, по Эриксону, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного "я", изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками.
Основной закон развития - "эпигенетический принцип", согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса.
Эриксон выделяет 8 основных задач, которые человек, так или иначе, решает в течение своей жизни. Эти задачи присутствуют на всех возрастных этапах, на протяжении всей жизни. Но каждый раз одна из них актуализируется с очередным возрастным кризисом. Если она решается в положительном ключе, то человек, научившись справляться с подобного рода проблемами, дальше чувствует себя в похожих ситуациях более уверенно. Не пройдя успешно какой-либо возрастной период, он чувствует себя как школьник, не умеющий решать задачи какого-то типа: "вдруг спросят, вдруг уличат, что не умею".
Новые возрастные кризисы выводят на первый план новые проблемы, каждый возрастной этап "подбрасывает" свои задачи. Таким образом, Э. Эриксон рассматривает соответствие между стадиями взросления и проблемами, которые человек, не решив на определенной стадии, потом так и тянет за собой всю жизнь.
Стадии психосоциального развития личности (на каждой из них человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики):
Когнитивная теория (концепция развития интеллекта Ж. Пиаже)
Касается главным образом проблем становления и развития мышления, процесса усвоения знаний. Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 - 1980). Исследования привели ученого к выводу, что процесс развития интеллекта представляет собой смену четырёх больших периодов:
В течение данных периодов происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций. Формальная логика, по Ж. Пиаже, - это высшая ступень в развитии интеллекта. Интеллектуальное развитие ребёнка представляет собой переход от низших стадий к высшим. Но при этом каждая предшествующая стадия подготавливает последующую, перестраивается на более высоком уровне.
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
Основывается на том, что "всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом - психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка". Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем "вращиваются" в его сознание.
Вся научная деятельность Л.С. Выготского (1896-1934) была направлена то, чтобы психология смогла перейти "от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности". Л.С. Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития. Заслуга Л.С. Выготского состоит в том, что он первым применил исторический принцип в область детской психологии.
Согласно Л.С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Так, например, сначала речь - средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию.
Л.С Выготский подчеркивал, что отношение к среде меняется с возрастом, а, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Он подчеркивал, что среду надо рассматривать не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка.
Л.С.Выготский так представил возрастную периодизацию:
- Кризис новорожденности;
- Младенческий возраст (2 мес. — 1 год);
- Кризис одного года;
- Раннее детство (1 год — 3 года);
- Кризис 3 лет:
- Дошкольный возраст (3 года—7 лет);
- Кризис 7 лет;
- Школьный возраст (8 лет—12 лет);
- Кризис 13 лет;
- Пубертатный возраст (14 лет—18 лет);
- Кризис 17 лет.
Все эти теории взаимодополнительны, так как их авторы используют различные "инструменты" при изучении психического развития человека и акцентируют внимание на различных уровнях и сторонах развития ребенка.
Список литературы
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. - М., 1984.
Обухова Л.В. Возрастная психология. Учебник. – М., 2001.
http://www.asket.info/03_ageps
http://www.sovetpodelu.ru/know
http://www.sovetpodelu.ru/
http://psyterra.spb.ru/moreinf
Информация о работе Концепции психического развития ребенка в разных психологических школах