Концепции психического развития ребенка в разных психологических школах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:43, контрольная работа

Краткое описание

Концепции психического развития ребенка в разных психологических школах
В разных моделях психического развития вводятся различные стадии, а также критерии их выделения. Например:
- у Ж. Пиаже – критерием периодизации выступает развитие интеллекта;
- у З. Фрейда – направленность либидинозной энергии;
- у Э. Эриксона - центральные задачи возраста.

Оглавление

Концепции психического развития ребенка в разных психологических школах……..2
Психоаналитическая теория…………………………………………………………….2
Эпигенетическая концепция Э. Эриксона……………………………………………...3
Когнитивная теория (концепция развития интеллекта Ж. Пиаже)…………………...5
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского…………………………………….5
Список литературы………………………………………………………………………7

Файлы: 1 файл

Концепции психического развития ребенка в разных психологических школах.doc

— 56.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

«Концепции психического развития ребенка в разных психологических школах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Содержание………………………………………………………………………………..1

Концепции психического развития ребенка в разных психологических школах……..2

Психоаналитическая теория…………………………………………………………….2

Эпигенетическая концепция Э. Эриксона……………………………………………...3

Когнитивная теория (концепция развития интеллекта Ж. Пиаже)…………………...5

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского…………………………………….5

Список литературы………………………………………………………………………7

 


Концепции психического развития ребенка в разных психологических школах

В разных моделях психического развития вводятся различные стадии, а также критерии их выделения. Например:

-          у Ж. Пиаже – критерием периодизации выступает развитие интеллекта;

-          у З. Фрейда – направленность либидинозной энергии;

-          у Э. Эриксона - центральные задачи возраста.

Таким образом, на сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии ребенка. Чтобы получить более или менее полную картину развития, поведения и воспитания детей, нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации.

Психоаналитическая теория

Ее предмет - человеческие эмоции и межличностные отношения. З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он выделяет 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия:

  1. Оральная стадия (0 - 2 года). Характеризуется тем, что основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Ведущая эрогенная область на этой стадии - рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению 3. Фрейда, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов.
  2. Анальная стадия (2 - 3 года). На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. По отношению к поведению ребенка на этой стадии можно сказать, что полностью образована инстанция "Я", и теперь она способна контролировать импульсы "Оно". Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться "Сверх-Я" ребенка как часть его "Я", где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка. Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков, - аккуратность, опрятность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность, накопительство, экономность, склонность к коллекционированию.
  3. Фаллическая стадия (4 - 5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, - это родители. По мнению 3. Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.
  4. Латентная стадия (6 - 12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция "Я" полностью контролирует потребности "Оно"; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.
  5. Генитальная стадия (12 - 18 лет) характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения З. Фрейда, стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению. На этой стадии инстанция "Я" должна бороться против агрессивных импульсов "Оно", которые вновь дают о себе знать. Инстанция "Я" использует два новых механизма защиты: аскетизм и интеллектуализация. Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит этот феномен, а интеллектуализация сводит его к простому представлению в воображении и таким путем позволяет подростку освободиться от этих навязчивых желаний.
      Это динамическая концепция развития, которая показала, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают.

Эпигенетическая концепция Э. Эриксона

Эрик Эриксон (1902-1979), ученик Фрейда, создал новую теорию на базе учения Фрейда о фазах психосексуального развития. Теория Эриксона - это теория психосоциального развития, она включает 8 стадий развития "Я", на каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и к внешней среде. Развитие человека, по Эриксону, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного "я", изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками.

Основной закон развития - "эпигенетический принцип", согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса.

Эриксон выделяет 8 основных задач, которые человек, так или иначе, решает в течение своей жизни. Эти задачи присутствуют на всех возрастных этапах, на протяжении всей жизни. Но каждый раз одна из них актуализируется с очередным возрастным кризисом. Если она решается в положительном ключе, то человек, научившись справляться с подобного рода проблемами, дальше чувствует себя в похожих ситуациях более уверенно. Не пройдя успешно какой-либо возрастной период, он чувствует себя как школьник, не умеющий решать задачи какого-то типа: "вдруг спросят, вдруг уличат, что не умею".

Новые возрастные кризисы выводят на первый план новые проблемы, каждый возрастной этап "подбрасывает" свои задачи. Таким образом, Э. Эриксон рассматривает соответствие между стадиями взросления и проблемами, которые человек, не решив на определенной стадии, потом так и тянет за собой всю жизнь.
Стадии психосоциального развития личности (на каждой из них человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики):

  1. Доверие - недоверие к окружающему миру (0 - 1 год);
  2. Чувство независимости - ощущение стыда и сомнения (1 - 3 года);
  3. Инициативность - чувство вины (4 - 5 лет);
  4. Трудолюбие - чувство неполноценности (6 - 11 лет);
  5. Понимание принадлежности к определенному полу - непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 - 18 лет);
  6. Стремление к интимным отношениям - изолированность от окружающих (раннее взросление);
  7. Жизненная активность - сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление);
  8. Ощущение полноты жизни - отчаяние (позднее взросление).

Когнитивная теория (концепция развития интеллекта Ж. Пиаже)

   Касается главным образом проблем становления и развития мышления, процесса усвоения знаний. Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 - 1980). Исследования привели ученого к выводу, что процесс развития интеллекта представляет собой смену четырёх больших периодов:

  1. Чувственно-двигательный (сенсомоторный) - от рождения до 2 лет;
  2. Дооперативный (2 - 7 лет);
  3. Период конкретного мышления (7 - 11 лет);
  4. Период формально-логического, абстрактного мышления (11 - 18 лет и далее).

В течение данных периодов происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций. Формальная логика, по Ж. Пиаже, - это высшая ступень в развитии интеллекта. Интеллектуальное развитие ребёнка представляет собой переход от низших стадий к высшим. Но при этом каждая предшествующая стадия подготавливает последующую, перестраивается на более высоком уровне.

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского

Основывается на том, что "всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом - психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка". Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем "вращиваются" в его сознание.

Вся научная деятельность Л.С. Выготского (1896-1934) была направлена то, чтобы психология смогла перейти "от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности". Л.С. Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития. Заслуга Л.С. Выготского состоит в том, что он первым применил исторический принцип в область детской психологии.

Согласно Л.С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Так, например, сначала речь - средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию.

Л.С Выготский подчеркивал, что отношение к среде меняется с возрастом, а, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Он подчеркивал, что среду надо рассматривать не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка.

Л.С.Выготский так представил возрастную периодизацию:

-          Кризис новорожденности;

-          Младенческий возраст (2 мес. — 1 год);

-          Кризис одного года;

-          Раннее детство (1 год — 3 года);

-          Кризис 3 лет:

-          Дошкольный возраст (3 года—7 лет);

-          Кризис 7 лет;

-          Школьный возраст (8 лет—12 лет);

-          Кризис 13 лет;

-          Пубертатный возраст (14 лет—18 лет);

-          Кризис 17 лет.

Все эти теории взаимодополнительны, так как их авторы используют различные "инструменты" при изучении психического развития человека и акцентируют внимание на различных уровнях и сторонах развития ребенка.

 

 

Список литературы

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. - М., 1984.

Обухова Л.В. Возрастная психология. Учебник. – М., 2001.

 

http://www.asket.info/03_agepsy/03_age_theory.php

http://www.sovetpodelu.ru/knowledge/correction03/

http://www.sovetpodelu.ru/knowledge/correction03/05.php

http://psyterra.spb.ru/moreinfo/psyhob

 



Информация о работе Концепции психического развития ребенка в разных психологических школах