Компоненты совместимости людей в коллективах

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 04:06, контрольная работа

Краткое описание

Здесь рассматривается коллектив, его особенности и межличностные взаимоотношения в коллективе. Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными непредсказуемыми.

Файлы: 1 файл

контрольная по соц. психологии.docx

— 73.93 Кб (Скачать)

    В развитом коллективе благодаря особым нормам отношений, способствующим проявлению лучших сторон в личности и препятствующим проявлению худших, человек вынужден вести себя положительно по отношению к товарищам по группе. В корпорации, напротив, часто поощряются индивидуалистические наклонности, и групповая мораль, характерная для таких малых групп, вынуждает индивидов с целью самозащиты и отстаивания своих личных интересов проявлять себя в системе взаимоотношений с худшей стороны. Как уже сказано, высшую форму группового развития составляют коллективы. В социологической, психологической и педагогической литературе коллективом зачастую называют любую организованную группу (в этом значении термин «коллектив» использовался в предшествующих разделах данной книги): группу дошкольников в детском саду, школьный класс, группу правонарушителей в исправительно-трудовой колонии, производственную бригаду, в том числе и только что сформированную, личный состав воинской части и т. д. Такое обиходное использование термина «коллектив» правомерно лишь до известной степени. Некоторые из перечисленных, групп могут стать коллективами, если будут отвечать определенным  требованиям, относящимся к особенностям их деятельности и способам включения в общественную практику; некоторые из групп к числу коллективов в собственном смысле этого слова отнесены быть не могут. Впервые мысль о коллективе как особой форме организации людей социалистического общества нашла свое теоретическое и практическое воплощение в трудах  Н. К Крупской и А. С. Макаренко. Вопрос о принципиальном отличии характера взаимоотношений, на которых строится работа в коллективе, от других видов групповой деятельности был ими поставлен в 30-х годах. Дальнейшее развитие идей Н. К. Крупской и А. С. Макаренко в работах советских педагогов и психологов привело к расширению и углублению представлений о специфике коллектива в социалистическом обществе. За последние годы наметилась довольно четкая тенденция называть коллективом не любую общность совместно действующих или работающих людей, а высокоорганизованные группы, отличающиеся сплоченностью, высоким уровнем интегративной деятельности, коллективистической направленностью (Я. Л. Коломенский, А. В. Петровский, Л. И. Уманский). Далеко не всякая группа может быть названа коллективом. Мы легко устанавливаем дату рождения отряда, звена, бригады, класса, подразделения, но, прежде чем они станут коллективами в полном смысле этого слова, каждая из указанных групп проходит какой-то определенный период развития. Коллектив — это высшая ступень групповой организации, один из видов (но важнейший) группы. Само собой очевидно (и практика жизни это подтверждает), что любая малая группа с момента образования проходит ряд стадий в развитии. Каждая из стадий (см. выше) имеет соответствующий уровень групповой активности, определенную ступень внутригрупповой интеграции, организационного единства, систему коммуникаций и связи между членами, структуру распределения авторитета и власти. На каждой из стадий отмечается постепенное усложнение и изменение характера межличностных отношений. Напомним, что А. С, Макаренко определяет коллектив (в его терминологии «первичный коллектив») как целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива и связанных между собой отношениями ответственной зависимости. В работах А. С. Макаренко не раз отмечалось, что отличительная черта коллектива — объединение людей на задачах деятельности, явно полезной для общества. Таким образом, Общественно полезная деятельность — одно из непременных условий создания, развития и становления коллективов.

     Как отмечается в педагогических справочниках, учебный коллектив  —  важнейший  фактор воспитания личности школьника. Формирующее влияние коллектива во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и общественного рождается в коллективной общественно полезной деятельности. В процессе учебной, трудовой и общественно полезной деятельности в школьном коллективе формируется мировоззрение учащихся, воспитываются такие ценные для советского человека качества личности, как коммунистическое отношение к труду, чувство ответственности за порученное дело, умение исходить из общих интересов, общественная и трудовая активность, желание помочь товарищам, умение подчиняться требованиям коллектива.

    Коллективизм  — это чувство глубокой солидарности с коллективом, осознание себя частью коллектива, готовность ста» вить общие интересы выше личных. Социалистические общественные отношения, морально-политическое единство советского общества, единение народа с Коммунистической партией порождают подлинно коллективистические отношения между людьми. Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами; организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в воспитательных, культурно-массовых, спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; шефской работой комсомольцев с пионерами, пионеров с октябрятами; активизацией работы пионерской и комсомольской организаций. Все это и должно формировать у учащихся коллективистические навыки и убеждения.

     Таким образом, коллектив — это организованная группа, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Основные признаки коллектива, его типы и функции.

    Важнейший признак коллектива, по Макаренко, —  это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Поэтому первым признаком коллектива как группы особого рода является именно его направленность, которая обеспечивает особое качество личностей, в него входящих, а именно — их целеустремленность, что и позволяет создать организацию с соответствующими органами управления и выделением лиц, уполномоченных на выполнение определенных функций. Природа отношений в коллективе обладает особым свойством: признанием важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и опосредующего всю систему отношений между его членами. Такой подход предполагал сразу же и необходимость развития коллектива, неизбежность ряда стадий, которые он проходит, и по мере прохождения которых все названные качества полностью развертываются.

      Характеризуя  эти стадии, А.С. Макаренко создал достаточно четкую картину того, каким образом можно обеспечить движение коллектива по ступеням. Важнейшим условием является непрерывное развитие тех самых общественно значимых целей, ради которых создан коллектив. Это предполагает, что должны быть обрисованы «перспективные линии» развития коллектива, разработана «диалектика требований», организованы «завтрашние радости». Успешное сочетание всех этих факторов создает в коллективе такую

атмосферу, которая  наилучшим образом соответствует  развитию личностей, входящих в него.

      Красной нитью во всех рассуждениях у А.С. Макаренко проходит мысль о том, что успех внутренних процессов, протекающих в коллективе, может быть обеспечен только в том случае, если все нормы взаимоотношений, вся организация деятельности внутри коллектива строятся на основе соответствия этих образцов более широкой системе социальных отношений, развивающихся в обществе в целом. Коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему отношений общества, и поэтому успешность его действий может быть реализована лишь в том случае, когда нет рассогласования целей коллектива и общества.

      Сегодня можно считать, что большинство  исследователей согласны в определении основных признаков коллектива. Если отвлечься от некоторого разнообразия терминологии, то можно выделить те характеристики, которые называются различными авторами как обязательные признаки коллектива.

       Во-первых, прежде всего коллектив — это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может быть хотя и сплоченная, но антисоциальная группа, например группа преступников).

      Во-вторых, это наличие добровольного характера  объединения, причем под добровольностью  здесь понимается не стихийность  образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто задана внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений на базе общей деятельности.

        Существенным признаком коллектива является его целостность, что выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления. Наконец, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

     Трудовой  коллектив можно определить как  организованную группу людей, объединенных социально значимой целью и системой непосредственных взаимоотношений в процессе труда. Это определение относится, прежде всего, к первичному (контактному) коллективу, который создается по организационно-производственному признаку: таковы коллективы бригад, секции в магазине, отделов и т.д. В первичном коллективе работники находятся в непосредственном контакте друг с другом, и именно совместная трудовая деятельность позволяет им лучше знать о потребностях, интересах, мотивах поведения своих товарищей. Первичный трудовой коллектив входит в основной, которым является коллектив всего предприятия (магазина, фирмы, акционерного общества и т.д.). Могут быть промежуточные коллективы между первичным и основным (так называемые вторичные коллективы, например коллектив цеха на фабрике, заводе).

       Первичный трудовой коллектив характеризуется  соответствующими структурами и  выполняет определенные функции. Его  развитие происходит в соответствии с процессами групповой динамики.

       Коллективы  можно классифицировать по различным  признакам:

       1) по основной цели (производственные, спортивные, учебные, военные и т.д.);

       2) по размеру (большие, малые);

       3) по их сложности (трех-, двух- и  одноуровневые структуры управления) и т.д.

       Знание  каждой из этих особенностей поможет  менеджеру анализировать их и работать с ними, в том числе планировать управление коллективом. Как правило, на большинстве предприятий государственной и коллективной форм собственности можно выделить четыре типа коллективов по степени их формализованности.

       1. Директивные коллективы имеют  четкую организационную структуру, отношения между сотрудниками строго формализованы, работа выполняется по указаниям вышестоящего руководства. Директивность их указаний приобретает характер приказов.

       2. Целевые коллективы обычно существуют  ради решения определенной задачи в течение конкретного промежутка времени (их примером может быть акционерное общество с контрактной системой работы). Как показывает зарубежный опыт, менее формальные целевые группы оказываются подвижнее и продуктивнее, чем традиционные директивные коллективы.

       3. Коллектив (группа) по интересам  создается на основе общих  интересов работников (рационализаторы, садоводы-огородники, спортсмены и др.).

       4. Дружеские коллективы (группы) образуются  по признаку симпатии работников  друг к другу (дружеские компании, связанные общим интересом к  политике, любимому занятию и  т.д.).

       Трудовой  коллектив выполняет четыре функции:

       1) целевая – это основная функция, ради чего организован коллектив (производство определенной продукции, обслуживание населения, оказание услуг и т.д.);

       2) интегративная функция связана с процессом объединения работников, их разрозненных действий в единый сплоченный коллектив;

       3) функция развития личности — одна из важнейших задач коллектива, она заключается в удовлетворении материальных и духовных потребностей работников (в том числе обеспечение их самореализации в сфере труда);

       4) воспитательная функция направлена на создание условий по усвоению каждым работником групповых норм поведения (проявление инициативы, ответственного отношения к труду, взаимопомощи и др.).

       Функционирование  трудового коллектива во времени  представляет собой постоянное движение всех элементов его структуры, их воспроизводство и изменение. Оно осуществляется через ряд социальных процессов, которые можно охарактеризовать как последовательную смену состояний.

       Важно помнить условия процветания группы:

  • цель совместной деятельности должна быть ясна и понятна всем участникам;
  • участники по возможности должны знать, что каждый из них делает и какие задачи решает;
    • наличие взаимопонимания и свободный обмен информацией;
  • мешает кооперации в группе тот, кто хочет добиться для себя выгоды за счет других ее участников;
  • любая удача должна сопровождаться поощрением всех, имевших отношение к успешно законченному делу.
 

     3 Социальная структура коллектива.

     Социальная  структура коллектива - это его строение, которое определяется составом и сочетанием в нем различных социальных групп. Под социальной группой понимают совокупность работников, обладающих каким-либо общим, объединяющим их социальным признаком, свойством, например, уровнем образования, профессией, стажем работы и регулярно взаимодействующих для достижения какой-либо цели.

Информация о работе Компоненты совместимости людей в коллективах