Коллектив как объект и субъект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:43, реферат

Краткое описание

Слово «управление» мы слышим в самых различных ситуациях. Например, «этот человек прекрасно управляет собой». А у А.С.Пушкина в «Евгении Онегине» старшая Ларина открыла для себя «искусство мужем управлять» и т.д.
Управление – особого рода человеческая деятельность руководящего, организаторского характера, осуществляемая в рамках коллективного труда.

Файлы: 1 файл

Коллектив как объект и субъект управления.docx

— 27.19 Кб (Скачать)

В социально-психологическом  плане важным показателем успешности, гармонизирующей деятельность руководителей, выступает совершенство критериев  оценки своих коллег: если они ценят  друг в друге и деловые, и человеческие качества, если они выдвигают из своей среды конструктивных лидеров, помогающих хорошо работать и жить, то это значит, что коллектив управляется  правильно.

Эффективность взаимодействия коллектива с его  руководителями зависит от того, в  какой мере их личность и поведение  соответствуют ожиданиям, интересам  и ценностным ориентациям членов коллектива.

Руководитель  коллектива, который оправдывает  добрые надежды членов коллектива или  превосходит их, несомненно, будет  иметь поддержку коллектива, высокий  неформальный статус и шансы на успех  в работе. Поэтому ему необходимо знать, какие качества и особенности  его поведения члены коллектива ценят в нем больше всего, а  какие – меньше. От этого зависит  его способность прогнозировать и сознательно регулировать свои отношения с членами коллектива, находить взаимопонимание с ними.

Члены коллектива первостепенное значение придают таким  качествам руководителя, как идейная  убежденность, честность, справедливость, объективность, трудолюбие, любовь к  людям, дисциплинированность и исполнительность. Весьма ценятся также требовательность к себе, самокритичность, тактичность  и вежливость, профессионализм, мастерство, умение оказать помощь.

Большое значение придается организаторским качествам  руководителя – требовательности, инициативе, изобретательности, его  умению создавать в коллективе творческую атмосферу, выявлять и распространять передовой опыт, четко формулировать  свои требования, систематически контролировать, сплачивать коллектив, создавать здоровое общественное мнение, решать хозяйственные  проблемы.

Необходимыми  слагаемыми руководящей деятельности руководителя, определяющими коллективизм в работе, являются: умение создавать  общественное мнение, советоваться с  членами коллектива, доверять им, замечать в них положительное, незлопамятность  и отходчивость и т.д.

Значимы и такие  качества руководства, как: решительность  и уверенность в себе; внешняя  представительность; умение доверять людям; жизнерадостность и оптимизм. Если руководитель сумеет сплотить людей, создать в их среде здоровое ядро, за ним пойдут все члены коллектива. Уметь разобраться, заглянуть в  душу, уметь его понять, разделить  горе, удвоить радость – наиболее важные черты современного руководителя.

Различные социально-психологические  процессы в коллективе осуществляют регулирующее воздействие разной направленности: они могут, например, не только способствовать внедрению новых организационных механизмов, но и оказывать тормозящее противодействие. Различают стихийные (спонтанные) и организованные социально-психологические процессы. Стихийные, самовозникающие развиваются в каждом коллективе, независимо от желания руководителя, а организованные – только при условии целенаправленного воздействия руководителя на коллектив.

К стихийным  социально-психологическим процессам  относятся:

  • общение и взаимодействие между людьми
  • формирование общественного мнения, групповых норм поведения
  • формирование определенной системы взаимоотношений (по вертикали и по горизонтали)
  • разделение социальных ролей, происхождение лидерства
  • формирование определенного социально-психологического климата
  • процесс адаптации новичков

К организационным  социально-психологическим процессам  относятся:

  • периодическая постановка перед коллективом социально значимых задач: создание установки на совместную коллективную деятельность (подчеркивается, что цель может быть достигнута только совместно, коллективно)
  • периодическое подведение итогов выполнения поставленных целей и задач, избегающее и парадной шумихи, и самобичевания, т.е. обзор недостатков не должен превалировать над успехами, так как неудачи разобщают людей
  • организация постоянного общения и взаимодействия в коллективе, организация контактов между личностью и коллективом (собрания) и межличностных контактов (коллективные формы труда, совместная общественная деятельность)
  • организация потока информации о жизни коллектива, его успехах, об отдельных людях, их трудовых достижениях (может быть, даже о значимых эпизодах личной жизни), что создаст атмосферу единой коллективной жизни, где каждый чувствует себя ее участником
  • ориентация коллектива на содружество, сплоченность и взаимопомощь как на норму работы в коллективе
  • развитие в коллективе общественной внепроизводственной жизни, так как ее многообразие дает больше возможностей для приобщения к ней всех членов коллектива, учитывая в то же время индивидуальные особенности каждого

На основании  вышеизложенного можно сделать вывод, что коллектив представляет собой сложное социально-психологическое образование. С позиций управления коллектив выступает в качестве объекта управления.

Для оптимизации  функционирования коллектива как объекта  управления обратная связь, и ее воздействие  имеет важное значение. Она информирует о выполнении, или, точнее, об эффекте воздействия директивной информации – указаний, распоряжений, приказов или заданной для исполнения программы. Вот почему, если в процессе управления нет обратной связи, то он не может быть реализован. Благодаря обратной связи, встречающейся в человеческих системах, обеспечивается взаимодействие между субъектом и объектом управления, осуществляется контакт между ними. Информация обратной связи способствует не только тому, что субъект управления принимает дополнительные меры для совершенствования объекта управления, но и сам объект управления на основе полученной информации также принимает меры по своему совершенствованию.

Информация обратной связи будет эффективна тогда, если она способствует активизации системы  управления в целом и, в частности, вызовет большую организованность и активность объекта управления (исполнителей). Если после рассмотрения информации обратной связи не будет  получено, при необходимости, новое  управляющее воздействие и вся  работа не поднимется на более высокий  уровень, тогда, по существу, следует  считать, что управление данной системой находится под угрозой срыва.

Осознанная непрерывная  целенаправленная активизация коллектива способствует повышению эффективности  его деятельности.

Информация о работе Коллектив как объект и субъект управления