Коллектив как объект и субъект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:43, реферат

Краткое описание

Слово «управление» мы слышим в самых различных ситуациях. Например, «этот человек прекрасно управляет собой». А у А.С.Пушкина в «Евгении Онегине» старшая Ларина открыла для себя «искусство мужем управлять» и т.д.
Управление – особого рода человеческая деятельность руководящего, организаторского характера, осуществляемая в рамках коллективного труда.

Файлы: 1 файл

Коллектив как объект и субъект управления.docx

— 27.19 Кб (Скачать)

Коллектив как объект и субъект управления

Слово «управление» мы слышим в самых различных ситуациях. Например, «этот человек прекрасно управляет собой». А у А.С.Пушкина в «Евгении Онегине» старшая Ларина открыла для себя «искусство мужем управлять» и т.д.

Управление –  особого рода человеческая деятельность руководящего, организаторского характера, осуществляемая в рамках коллективного  труда.

Всякий совместный труд требует управления. Это значит, что управление является обязательным элементом любой коллективной деятельности людей. Не только в сфере производства, но и в непроизводственной сфере, охватывающей народное образование, подготовку специалистов науки, здравоохранения, культуры и т.д.

В многообразии видов деятельности, образующих организацию  как целостную систему, можно  выделить элементы системы и связи  между ними. В качестве элементов  выступают разновидности индивидуальной деятельности, а роль связей как  структурных компонентов системы  играют способы их сопряжения, т.е. специфические  социально-психологические условия, в которых взаимодействуют работники, выполняющие смежные задачи.

Процесс управления понимается как целенаправленное информационное взаимодействие между субъектом  и объектом управления с целью  перевода объекта из одного состояния  в другое или поддержание его  в заданном состоянии при воздействии  различных возмущений путем влияния  субъекта на переменные параметры. Когда  в качестве управления выступает  коллектив, переменными параметрами  могут быть: активизация, сплочение, ценностная ориентация, материальное и моральное стимулирование и  т.д.

Объективные признаки существования коллектива:

  1. Коллектив объединяет людей на решение задач социально полезных обществу.
  2. Коллектив объединяет людей самим процессом деятельности. Поставленные цели достигаются только совместными усилиями, только в процессе кооперации и разделения труда.
  3. Коллектив – это не спонтанно возникшая группа, а организация людей с органами управления и самоуправления.
  4. Коллектив обладает следующими социально-психологическими характеристиками:
  • психологической направленностью на достижение социально значимых целей
  • высоким уровнем сплоченности, которая направлена на решение определенных задач не внутри группы, а вне ее
  • развитием деловых отношений общегруппового уровня
  • самоорганизацией коллектива, т.е. способностью сохранять групповую целостность и высокую продуктивность в условиях дефицита руководства

Зрелый коллектив  выполняет ряд важнейших социальных функций.

Системообразующей является трудовая функция, связанная с организацией и выполнением труда, направленного на осуществление стоящих перед организацией соответствующих задач.

Управленческая  функция реализуется в различных  формах участия в управлении, например, через своих представителей, общим  собранием и т.п.

Функция контроля трудового коллектива проявляется  как самоконтроль и контроль за деятельностью администрации. Люди, объединяясь в коллективе, реализуют и защитную функцию, отстаивая интересы отдельных членов коллектива, всей группы.

Не меньшее  значение для успешной деятельности коллектива имеют организационная  функция и функция взаимопомощи. Достаточно тесно с ними связана  воспитательная функция, которая обусловливается  качественным составом коллектива. Именно в коллективе совершенствуются не только необходимые профессиональные и  деловые качества работника, но и  многие его личностные качества.

Социально-бытовые  функции коллектива определяются степенью удовлетворения настоящих и будущих  потребностей его членов, обеспечивая  при этом социальную справедливость распределения благ.

Функция саморегуляции способствует приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, зависящим от своих потребностей, а также условий и требований социальной системы.

Политическая  функция трудового коллектива связана  с потребностью в надежности и  перспективе, самоутверждении и  свободе, вынуждает человека участвовать  в организации и управлении обществом  и таким образом защищать свои интересы, наиболее полно удовлетворяя свои потребности. Этой задаче служат общественные организации коллектива.

Нельзя, на наш  взгляд, не остановиться и на хозяйственной  функции, в результате осуществления  которой у трудового коллектива появляется ряд обязанностей: забота об эффективном использовании предоставленной  общественной собственности, о ее сохранении и увеличении, что формирует у  людей чувство хозяина.

Мир пришел к  осознанию факта невозможности  эффективного управления, если, соблюдая интересы дела, игнорируются интересы работника.

Кроме целевых  есть еще одна группа социально-психологических  управленческих функций. Они направлены на формирование у коллектива таких  социально-психологических состояний  и свойств, которые необходимы для  продуктивной работы, т.е. организация  коллектива, его активизация, сплочение, совершенствование, развитие в нем  самоуправления.

Понятие «организация»  употребляется обычно в нескольких значениях. Как управленческая функция  оно означает, во-первых, создание организации. Любая организация состоит из материально-вещественной основы и  социального компонента – людей. Во-вторых, это еще и процесс  организационной деятельности, сливающейся  с понятием «управление».

Суть понятия  «организация» включает наличие  разумного согласования действий, обеспечивающего  высокую результативность общих  усилий. Разумеется, это не означает, что все члены коллектива должны думать и чувствовать одинаково. Полного единомыслия никогда  не бывает. К этому и не надо стремиться.

Важной социально-психологической  функцией является сплочение. Сплотить коллектив – это значит, выработать у него свойство сохранять свою целостность  как самостоятельное объединение  людей. Сплоченность зависит от того, в какой мере выражены у членов коллектива чувства, желания, стремления, установки, интересы, убеждения, что  удерживают их вместе. Если члены коллектива тянутся друг к другу, хотят вместе жить и работать, значит, у них  есть сплоченность. При неудачах и  трудностях сплоченная социальная группа консолидируется еще больше, для  нее дестабилизирующие толчки не столь опасны. Поэтому она способна решать сообща самые сложные и  трудные задачи.

В зависимости  от того, какие факторы объединяют людей, можно выделить два вида сплоченности – организационную и межличностную. В первом случае консолидирующим  фактором выступают различные аспекты  жизнедеятельности в организации  – цели и содержание работы, условия, характер организации и оплаты труда  и т.д. Во втором случае человека привязывают  к себе люди – симпатия и доверие  к ним, уважение, любовь, дружба и  другие формы человеческих отношений. Межличностные узы, составляющие основу сплоченности коллектива, складываются в ходе совместной деятельности и  общения.

Центральной социально-психологической  функцией является активизация. Она  предполагает воздействие на мотивационную  сферу работников с целью поддержания  у них оптимального трудового  напряжения. К стимулирующим средствам  относятся поощрения и наказания; материальные и моральные стимулы; административные санкции; создание психологического климата, вызывающего стремление работать лучше; подбор заданий с учетом интересов  и способностей работников и т.д. Важное средство стимулирования –  высокое требование к качеству труда. В первую очередь оно выражается в строгом соблюдении зависимости  между результатами работы и ее материальным и моральным вознаграждением.

Активизация не означает выжимание из работника  последних сил, нагнетание непосильного напряжения ради сиюминутного успеха в ущерб его здоровью и интересам  завтрашнего дня. Надо беречь силы членов коллектива и помнить о том, что  ему предстоит трудиться многие годы. Только тогда можно активизировать человеческий фактор в организации.

Другая социально-психологическая  функция управления – совершенствование. Совершенствование превратилось в  одну из ведущих функций управления, обеспечивающих перманентное обновление и развитие организации. В связи  с этим возникла проблема непрерывной  профессиональной учебы кадров.

К числу социально-психологических  функций относится также и  развитие самоуправления в коллективе.

В отличие от управления, регулирующего жизнедеятельность  организации извне («сверху»), самоуправление осуществляется «изнутри» действиями самих управляемых.

Участие в управлении коренным образом меняет психологию работника: у него рождается чувство  хозяина. А это – великая сила, которая вызывает новую трудовую мотивацию, желание работать инициативно, активно, заставляет переживать успехи и неудачи коллективов как  свои собственные. Поэтому сегодня  нужны такие руководители, которые  умеют активизировать процессы самоорганизации  и самоуправления. Управление современной  организацией будет успешным лишь при  его органическом сочетании с  самоуправлением.

Любой коллектив  является разновидностью социальной группы.

Целевые функции, будучи основными, задают коллективу определенную структуру. В ней выделяются две  подструктуры – деловая и социально-психологическая. Деловая подструктура «обслуживает»  производственную функцию, выражающую потребности организации учебно-воспитательного  процесса. Она складывается из делового взаимодействия, возникающего в ходе выполнения своих должностных обязанностей членами коллектива и руководителями организации. Эти взаимодействия по вертикали между руководимыми и  руководителями носят преимущественно  управленческий характер, а по горизонтали  между членами коллектива – профессиональный и в меньшей степени управленческий. В деловой подструктуре центральные  позиции занимают руководители, наделенные административными полномочиями.

Социально-психологическая  подструктура складывается из связей, имеющих психологическую природу. Они состоят из невидимых эмоциональных  «нитей» – симпатий и антипатий, уважения, неуважения и других форм духовных связей, именуемых межличностными отношениями. В этой подструктуре позиции  членов коллектива тоже не равны: одни пользуются большей любовью и  уважением, т.е. имеют высокий социально-психологический  статус, а другие обладают низким статусом. Бывают и «изолированные» члены  коллектива, отвергаемые коллегами  и руководителями.

Высокий социально-психологический  статус дает человеку большую моральную  власть – неформальный авторитет, открывающий  возможность влиять на других людей. Члены коллектива, оказывающие преобладающее  влияние на мысли, чувства и поступки других благодаря своему более высокому неформальному авторитету, называются лидерами. Авторитетными личностями и лидерами, как правило, становятся те, кто вносит наибольшую лепту  в удовлетворение потребностей своих  товарищей, борется за их интересы.

Коллектив хорошо управляется тогда, когда его  деловая и социально-психологическая  подструктуры совпадают или очень  близки. Это значит, что руководители одновременно должны быть лидерами, пользоваться наибольшим неформальным авторитетом. Если же основными лидерами в организации  являются рядовые члены коллектива, это может затруднить деятельность руководителей. Для успешного управления, как минимум, необходима поддержка  администрации со стороны лидеров. Если же администрация тянет коллектив  в одну сторону, а неформальные лидеры – в другую, не может быть продуктивной работы.

Нередко в коллективе бывают «отрицательные» лидеры, оказывающие  на людей негативное влияние. В таких  случаях возникает проблема их психологической  изоляции от других путем развенчания  их авторитетов в коллективе. Наличие  «отрицательных» лидеров свидетельствует  обычно о незрелости коллектива, его  нравственном неблагополучии.

Поскольку коллектив  выполняет и производственные, и  социальные функции, то членов его оценивают  не только по деловым качествам, но и по нравственно-коммуникативным, культурно-эстетическим и другим, столь  нужным для удовлетворения духовных потребностей личности: отзывчивости, доброжелательности, милосердию и доброте, уважительности, скромности, общительности, широкой общей культуре, делающей людей интересными и привлекательными в общении. Там, где в члене  коллектива видят только работника, нет настоящего коллектива, как нет  его и там, где не в цене деловые  качества.

Коллектив силен  входящими в него личностями. Поэтому  их свободное развитие, раскрытие  всех их дарований – важнейшее  условие создания полноценного коллектива. Но свобода не означает вседозволенности. Демократия, ответственность и дисциплина нерасторжимы. Слаженная совместная работа базируется на общих нормах, обязательных для выполнения всеми членами коллектива. Эти нормы устанавливаются демократическим путем с учетом принятых коллективом решений. Смысл участия людей в управлении как раз в том и состоит, чтобы нормы, регулирующие их поведение, вырабатывались сообща, выражали интересы всех – и самих членов коллектива, и общества в целом.

Информация о работе Коллектив как объект и субъект управления