Категория «личность» в психологии и личностно-ориентированный подход в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 09:44, контрольная работа

Краткое описание

Понятие человек является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа — “человека разумного”, или homo sapiens. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.
Индивид - категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности) [4].

Файлы: 1 файл

кр по метод. основам псих..doc

— 60.50 Кб (Скачать)

Бытие, противопоставляемое сознанию, как идеальной сущности, - объективно. Но личностное бытие выступает воплощением в объективной реальности внутреннего, субъективного мира. И в этом смысле оно всегда субъективно.

Следовательно, бытие личности – это неповторимая целостность взаимообусловленных феноменов внутреннего мира человека, его организмических состояний, поведенческих моделей и событий внешнего мира, в котором он претворил свою субъектность (объективировал субъективное). Объективные пространства переходят в бытийные пространства, часть личности.

В отличие от экзистенциальной психологии, где в отношении «личность-бытие» главным является субъективизация  объективного, в контексте субъектного  подхода – объективизация субъективного.

Объективизация субъективного  происходит через:

- создание определенных предметов;

- определенный характер действия, придающего смысл свершенному.

С позиции субъектного подхода  необходимо изучать, как человек  опредмечивает замысел, как он создает  реальность своего бытия, как он сам  изменяется в процессе объективизации, сталкиваясь с сопротивлением бытия других (бытие всегда есть со-бытие), воплощающих иные смыслы, создающих своё личное бытие в пространстве тех же предметов и событий в то же время, что и он.

«Психология бытия» - одна из самых  значительных работ Маслоу; в отечественной психологии это работы Рубинштейна.

Таким образом, психическое и его  субъект есть бытие, а также следствие  внутренней жизни, объективированное  субъектом в материальном мире.

Рубинштейн: «Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим "я"». Сознание человека свое психологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что совершается вокруг него и им самим [2].

 

 

 

Список использованной литературы

1 Ананьев Б.Г. Человек как  предмет познания. – Л.: Изд-во  ЛГУ, 1968. – 338 с.

2 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство "Питер", 2002 – 720 с

3 Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. Серия: Хрестоматия. 1 издание, 2002 год – 480 с

4 Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций – М., 1989.

5 Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения//Вопросы психологии, №2, 1995


Информация о работе Категория «личность» в психологии и личностно-ориентированный подход в образовании