Категория «личность» в психологии и личностно-ориентированный подход в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 09:44, контрольная работа

Краткое описание

Понятие человек является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа — “человека разумного”, или homo sapiens. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.
Индивид - категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности) [4].

Файлы: 1 файл

кр по метод. основам псих..doc

— 60.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социальной психологии и социологии управления

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса, ФУП,

специальности 030301 «Психология» ЗФО

Гарковик О.В.

 

Проверила:  преподаватель, к.псх.н,

Чичук Е. Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар, 2012

 

39. Категория «личность» в психологии и личностно-ориентированный подход в образовании

Личность – сложное, многогранное явление общественной жизни, продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития (субъект) – с другой.

Личность как  объект психологического изучения – это система внутренних, социально обусловленных психических свойств, характеризующая человека как носителя сознания.

В психологической науке категории человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям. В одних случаях эти понятия отождествляются, в других – противопоставляются.

Понятие человек является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа — “человека разумного”, или homo sapiens. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.

Индивид - категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности) [4].

Выделяют два основных класса индивидных свойств:

1) возрастно-половые (стадии онтогенетической эволюции и половой диморфизм);

2) индивидуально-типические (конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий).

Высшая интеграция всех этих свойств представлена в темпераменте, с одной стороны, и задатках – с другой [1].

Личность - человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка. Это человек как член общества, результат формирования, развития и социализации. Формирование личностных свойств, мотивационной сферы происходит путем интериоризации – присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения.

Из всего взаимодействия свойств  личности складывается характер человека, с одной стороны, склонности – с другой. Основная форма развития личностных свойств человека – жизненный путь человека в обществе, его социальная биография [1].

Но дичность – не только объект и продукт общественных отношений, это ещё и активный субъект деятельности, общения и самосознания, поскольку человек не только испытывает общественные воздействия, но и преломляет, преобразует, изменяет их.

Исходными характеристиками человека в этой сфере развития являются сознание (как отражение объективной деятельности) и деятельность (как преобразование действительности).

Высшей интеграцией субъектных свойств является творчество, а наиболее обобщенными эффектами (а вместе с тем потенциалами) – способности и талант [1].

Разделение человеческих свойств на индивидные, личностные и субъектные относительно, так как они суть характеристики человека как целого, являющегося одновременно природным и общественным существом. Ядро этого целого – структура личности, в которой пересекаются (обобщаются) важнейшие свойства не только личности, но также индивида и субъекта [3].

Индивидуальность - категория, подчеркивающая уникальность, неповторимость и самостоятельность каждой психики (личности, индивида, человека).

Личность – составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного  индивида, объекта и субъекта исторического процесса. Если личность – "вершина" всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это "глубина" личности и субъекта.

 

 

Личностно-ориентированный  подход в образовании

В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

Личностно-ориентированный  подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Наиболее важные его аспекты:

- личностно-ориентированный подход  является, прежде всего, ориентацией  в педагогической деятельности;

- он представляет собой  комплексное образование, состоящее  из понятий, принципов и способов педагогических действий;

- данный подход связан  с устремлениями педагога содействовать  развитию индивидуальности учащегося,  проявлению его субъектных качеств. 

Отличие традиционного  индивидуального подхода от личностно-ориентированного

Использование в педагогической деятельности и того и другого подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка — освоение учащимися социального опыта, т.е. каких-то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго — с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьников. В этом и заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.

Принципы личностно-ориентированного подхода:

1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует  потребность в актуализации своих способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования  индивидуальности личности учащегося  и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ,

3. Принцип субъектности. Следует помочь ребенку стать  подлинным субъектом жизнедеятельности  в классе и школе, способствовать  формированию и обогащению его  субъектного опыта. Межсубъектный  характер взаимодействия должен  быть доминирующим в процессе воспитания.

4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы  учащийся жил, учился и воспитывался  в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями  в выборе цели, содержания, форм  и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

5. Принцип творчества  и успеха. Благодаря творчеству  ребенок выявляет свои способности,  узнает о «сильных» сторонах  своей личности. Достижение успеха  стимулирует осуществление ребенком  дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

6. Принцип доверия  и поддержки. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания [5].

49. Категория субъекта. Вопросы методологии и теории субъекта

В вопросах предмета психологии возрос интерес к внутреннему устройству субъективного мира, осознанию значения потребности личности к самоактуализации – активной (субъектной) позиции  человека в мироустройстве (с этим связано возникновение гуманистической психологии).

В становлении психологического научного знания о субъекте есть два варианта:

- как составной части современной  психологии (психологии субъекта);

- как принципа (субъектный подход  в исследовании психологических закономерностей).

Свойства индивида и личности интегрированы  в структуре субъекта, что и обусловливает его готовность и способность к осуществлению практической и теоретической (интеллектуальной) деятельности.

Субъект является носителем когнитивных  свойств, характеризующих деятельность познавательных процессов и способностей человека, в том числе и умственных. Другими словами, структура субъекта – это структура потенциалов, способностей человека, особое место среди которых занимает интеллект.

Возникновение и развитие субъектного подхода было связано с идейной борьбой отечественных психологов с функционализмом, когнитивизмом, бихевиоризмом, структурализмом. Все эти направления в большей или меньшей мере подразумевают «постулат непосредственности» - положение, согласно которому внутренняя и внешняя активность человека напрямую детерминируется воздействиями окружающей среды или отдельными психическими функциями. С позиции субъектного подхода утверждается, что не человек принадлежит психическим структурам и процессам, а наоборот, психические процессы и структуры принадлежат человеку. В этой связи субъектный подход может рассматриваться как концептуальная оппозиция «постулату непосредственности». В нем преодолевается ограниченность данного положения и раскрывается способность человека к самодетерминации, самоопределению, саморазвитию.

Существенной особенностью субъектного  подхода является изначально активная роль социализируемого индивида. Брушлинский  говорил о двух подходах к исследованию психических явлений в отечественной психологии:

- субъектно-деятельностный – неразрывное единство природного и социального, в том числе на высших личностных уровнях психики. В своих работах Рубинштейн предполагает, что единица психики – действие, акция, а не реакция. Овчинникова под «предпосылочными формами» понимает такую избирательную активность ребенка, которая проявляется в действиях «устремления» и «протеста», «люблю, хочу» - «не люблю, не хочу».

- знаково-центристский – разрыв между природным и культурным.

В исследованиях Б.Г.Ананьева имеются наметки психологической концепции личности как субъекта. Отправным пунктом в психологической концепции жизненного пути Б.Г.Ананьева является положение об активной роли человека в преобразовании жизненных обстоятельств. Субъект деятельности – это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования деятельности (субъект труда). К проблеме субъекта исследователь вплотную подходит при создании психологической концепции индивидуальности. Индивидуальность - это та ступень личностного развития, на которой личность способна выступать субъектом деятельности и индивидуального жизненного пути [1].

Наиболее важной методологической опорой для психологических исследований субъекта является принцип детерминизма, отчетливо сформулированный в работах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева. Согласно С.Л.Рубинштейну, по мере своего созревания личность во все возрастающей степени вмешивается в выбор тех детерминант, которые непосредственно определяют ее деятельность и жизнь. Все в психологии формирующейся личности так или иначе обусловлено внешне. Но внутренние условия, формируясь под воздействием внешних, не являются их механической проекцией. Внутренние условия, складываясь и изменяясь в процессе развития, сами обусловливают тот специфический круг внешних воздействий, которым данное явление может подвергнуться».

Неоценимый  вклад в психологию субъекта вносят методологические положения системно-деятельностного подхода, развитого в трудах С.Л.Рубинштейна и в научной школе А.Н.Леонтьева. С позиций данного подхода деятельность рассматривается как всеобщая универсальная форма взаимодействия человека с миром, как специфически человеческий способ организации активности. Собственно психологический аспект исследования деятельности - это изучение личности как субъекта, обладающего сознанием и строящего свою деятельность [2].

Центральная проблема личной жизни, выделенная Рубинштейном еще в 20-е годы, - это сможет ли личность стать субъектом собственной жизни. Это означает, сможет ли личность стать индивидуально активным человеком, строящим свою собственную жизнь и свое к ней отношение. По С.Л. Рубинштейну, ответственность - это воплощение истинного, самого глубокого и принципиального отношения к жизни. Это ответственность за осознание последствий всего содеянного, а также ответственность за все упущенное [3].

Основная  задача, которую решал Рубинштейн, - предложить не абстракцию человека, а человека в его бытии; способность преобразовывать внешнее по законам внутреннего, т.е. ключевая особенность человека как субъекта – способность реорганизовывать бытие. Бытие личности представлено бытийными пространствами, в которых она с различным успехом реализует себя в соответствии со структурой ее смыслов.

Информация о работе Категория «личность» в психологии и личностно-ориентированный подход в образовании