Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 09:44, контрольная работа
Понятие человек является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа — “человека разумного”, или homo sapiens. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.
Индивид - категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности) [4].
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социальной психологии и социологии управления
Контрольная работа по дисциплине
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Выполнила: студентка 5 курса, ФУП,
специальности 030301 «Психология» ЗФО
Гарковик О.В.
Проверила: преподаватель, к.псх.н,
Чичук Е. Ю.
Краснодар, 2012
39. Категория «личность» в психологии и личностно-ориентированный подход в образовании
Личность – сложное, многогранное явление общественной жизни, продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития (субъект) – с другой.
Личность как объект психологического изучения – это система внутренних, социально обусловленных психических свойств, характеризующая человека как носителя сознания.
В психологической науке
Понятие человек является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа — “человека разумного”, или homo sapiens. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.
Индивид - категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности) [4].
Выделяют два основных класса индивидных свойств:
1) возрастно-половые (стадии онтогенетической эволюции и половой диморфизм);
2) индивидуально-типические (конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий).
Высшая интеграция всех этих свойств представлена в темпераменте, с одной стороны, и задатках – с другой [1].
Личность - человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка. Это человек как член общества, результат формирования, развития и социализации. Формирование личностных свойств, мотивационной сферы происходит путем интериоризации – присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения.
Из всего взаимодействия свойств личности складывается характер человека, с одной стороны, склонности – с другой. Основная форма развития личностных свойств человека – жизненный путь человека в обществе, его социальная биография [1].
Но дичность – не только объект и продукт общественных отношений, это ещё и активный субъект деятельности, общения и самосознания, поскольку человек не только испытывает общественные воздействия, но и преломляет, преобразует, изменяет их.
Исходными характеристиками человека в этой сфере развития являются сознание (как отражение объективной деятельности) и деятельность (как преобразование действительности).
Высшей интеграцией субъектных свойств является творчество, а наиболее обобщенными эффектами (а вместе с тем потенциалами) – способности и талант [1].
Разделение человеческих свойств на индивидные, личностные и субъектные относительно, так как они суть характеристики человека как целого, являющегося одновременно природным и общественным существом. Ядро этого целого – структура личности, в которой пересекаются (обобщаются) важнейшие свойства не только личности, но также индивида и субъекта [3].
Индивидуальность - категория, подчеркивающая уникальность, неповторимость и самостоятельность каждой психики (личности, индивида, человека).
Личность – составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. Если личность – "вершина" всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это "глубина" личности и субъекта.
Личностно-ориентированный подход в образовании
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.
Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Наиболее важные его аспекты:
- личностно-ориентированный
- он представляет собой
комплексное образование,
- данный подход связан
с устремлениями педагога
Отличие традиционного индивидуального подхода от личностно-ориентированного
Использование в педагогической деятельности и того и другого подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка — освоение учащимися социального опыта, т.е. каких-то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго — с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьников. В этом и заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.
Принципы личностно-
1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
2. Принцип индивидуальности.
Создание условий для
3. Принцип субъектности.
Следует помочь ребенку стать
подлинным субъектом
4. Принцип выбора.
Педагогически целесообразно,
5. Принцип творчества
и успеха. Благодаря творчеству
ребенок выявляет свои
6. Принцип доверия и поддержки. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания [5].
49. Категория субъекта. Вопросы методологии и теории субъекта
В вопросах предмета психологии возрос
интерес к внутреннему
В становлении психологического научного знания о субъекте есть два варианта:
- как составной части
- как принципа (субъектный подход в исследовании психологических закономерностей).
Свойства индивида и личности интегрированы в структуре субъекта, что и обусловливает его готовность и способность к осуществлению практической и теоретической (интеллектуальной) деятельности.
Субъект является носителем когнитивных свойств, характеризующих деятельность познавательных процессов и способностей человека, в том числе и умственных. Другими словами, структура субъекта – это структура потенциалов, способностей человека, особое место среди которых занимает интеллект.
Возникновение и развитие субъектного подхода было связано с идейной борьбой отечественных психологов с функционализмом, когнитивизмом, бихевиоризмом, структурализмом. Все эти направления в большей или меньшей мере подразумевают «постулат непосредственности» - положение, согласно которому внутренняя и внешняя активность человека напрямую детерминируется воздействиями окружающей среды или отдельными психическими функциями. С позиции субъектного подхода утверждается, что не человек принадлежит психическим структурам и процессам, а наоборот, психические процессы и структуры принадлежат человеку. В этой связи субъектный подход может рассматриваться как концептуальная оппозиция «постулату непосредственности». В нем преодолевается ограниченность данного положения и раскрывается способность человека к самодетерминации, самоопределению, саморазвитию.
Существенной особенностью субъектного подхода является изначально активная роль социализируемого индивида. Брушлинский говорил о двух подходах к исследованию психических явлений в отечественной психологии:
- субъектно-деятельностный – неразрывное единство природного и социального, в том числе на высших личностных уровнях психики. В своих работах Рубинштейн предполагает, что единица психики – действие, акция, а не реакция. Овчинникова под «предпосылочными формами» понимает такую избирательную активность ребенка, которая проявляется в действиях «устремления» и «протеста», «люблю, хочу» - «не люблю, не хочу».
- знаково-центристский – разрыв между природным и культурным.
В исследованиях Б.Г.Ананьева имеются наметки психологической концепции личности как субъекта. Отправным пунктом в психологической концепции жизненного пути Б.Г.Ананьева является положение об активной роли человека в преобразовании жизненных обстоятельств. Субъект деятельности – это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования деятельности (субъект труда). К проблеме субъекта исследователь вплотную подходит при создании психологической концепции индивидуальности. Индивидуальность - это та ступень личностного развития, на которой личность способна выступать субъектом деятельности и индивидуального жизненного пути [1].
Наиболее важной методологической опорой для психологических исследований субъекта является принцип детерминизма, отчетливо сформулированный в работах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева. Согласно С.Л.Рубинштейну, по мере своего созревания личность во все возрастающей степени вмешивается в выбор тех детерминант, которые непосредственно определяют ее деятельность и жизнь. Все в психологии формирующейся личности так или иначе обусловлено внешне. Но внутренние условия, формируясь под воздействием внешних, не являются их механической проекцией. Внутренние условия, складываясь и изменяясь в процессе развития, сами обусловливают тот специфический круг внешних воздействий, которым данное явление может подвергнуться».
Неоценимый вклад в психологию субъекта вносят методологические положения системно-деятельностного подхода, развитого в трудах С.Л.Рубинштейна и в научной школе А.Н.Леонтьева. С позиций данного подхода деятельность рассматривается как всеобщая универсальная форма взаимодействия человека с миром, как специфически человеческий способ организации активности. Собственно психологический аспект исследования деятельности - это изучение личности как субъекта, обладающего сознанием и строящего свою деятельность [2].
Центральная проблема личной жизни, выделенная Рубинштейном еще в 20-е годы, - это сможет ли личность стать субъектом собственной жизни. Это означает, сможет ли личность стать индивидуально активным человеком, строящим свою собственную жизнь и свое к ней отношение. По С.Л. Рубинштейну, ответственность - это воплощение истинного, самого глубокого и принципиального отношения к жизни. Это ответственность за осознание последствий всего содеянного, а также ответственность за все упущенное [3].
Основная задача, которую решал Рубинштейн, - предложить не абстракцию человека, а человека в его бытии; способность преобразовывать внешнее по законам внутреннего, т.е. ключевая особенность человека как субъекта – способность реорганизовывать бытие. Бытие личности представлено бытийными пространствами, в которых она с различным успехом реализует себя в соответствии со структурой ее смыслов.