Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 07:06, доклад
Основателями новой науки были немецкие ученые Лацарус и Штейнталь. В 1859 году они начинают издавать «Журнал психологии народов и языкознания». В первом номере появляется программная статья под названием «Мысли о народной психологии», в которой обосновывается необходимость развития новой науки – психологии народов.
Из той совокупности замыслов изучения народной психологии, которое стремилось осуществить РГО, Кавелиным была выделена идея психологического анализа памятников культуры. Ему пришла в голову мысль об объективном изучении по продуктам дух деятельности, памятников культуры, обычаев, фольклора, верований. Кавелин предложил ввести объективный метод в систему интроспективной психологии, не колебля ее методологические и теоретические принципы. Благодаря обнаружению психической жизни во внешних предметах и явлениях, становится понятным, указывал Кавелин, наряду со знанием природы и положительное знание духовной стороны человека. «Слово и речь, сочетание звуков, художественные произведения, наука, обычаи и верования, материальные создания, гражданские и политические уставы, памятники исторической жизни, словом, все служит материалом для психологических исследований». «Сравнивая однородные явления и продукты духовной жизни у разных народов и у одного и того же народа в различные эпохи его исторической жизни, мы узнаем, как эти явления изменялись, и подмечаем законы таких изменений, которые в свою очередь служат материалом для исследования законов психической жизни. Все науки подготавливают, таким образом, материал для психологии, и от степени совершенства его выработки зависит большая или меньшая положительность психологических исследований». Возражения Сеченова имели принципиальное значение. Признание психического процессом и утверждение необходимости изучать психику в качестве процесса не могло быть совместимо с предложением изучать психику по продуктам духовной культуры, и это коренное отличие позиций на протяжении последующей истории психологической науки выявлялось каждый раз, как только сталкивалось признание процессуальности психики с требованием ее изучения по продуктам культуры. Введение в психологию объективного метода Сеченов считал единственно верным путем подлинно научной психологии. Критика Кавелина состояла не в том, что Сеченов был против объективного метода. Речь шла о том, каков должен быть объективный метод и как относиться к субъективному методу. Сеченов считал невозможным, признавая психическое процессом, изучать психику по продуктам духовной культуры народов – по истории верований, языку, искусству и т. д. «Может быть, ключ к разумению психических процессов, в самом деле, лежит в том широком историческом изучении все произведений человеческого духа с психологической точки зрения, о которой говорит Кавелин? – спрашивал Сеченов. Тогда замечал он, на первом месте должны быть памятники, оставленные древнейшим человеком и данные из жизни современных дикарей. Такое изучение открыло бы ход развития психического содержания человека по мере накопления знаний, но оно не открыло бы для нас тайны психических процессов, считал Сеченов. «Всякий психолог, встречаясь с любым памятником умственной деятельности человека и, задавшись мыслью проанализировать его, по необходимости должен подкладывать изобретателю памятника и собственную мерку наблюдательности, и собственные представления о способности пользоваться аналогиями, делать выводы и пр.. Вне этой мерки, анализ, очевидно, невозможен… – писал Сеченов и заключал – не отрицая важность материала, рекомендуемого г. Кавелиным, мы все-таки остаемся при убеждении, что в нем не лежит средство к рассеянию тьмы, окружающей психические процессы». Поднятый в дискуссии вопрос о продуктах человеческой культуры как материале психологического исследования и поныне, по мнению Будиловой, остался нерешенным. В современной истории психологии, также как и в этнопсихологии, этот принципиальный методологический вопрос вызывает споры. Те, кто понимает психическое как процесс, считают, что исследованию подлежит именно процесс, от которого надо отличать его результаты, продукты, а по тому делают вывод, что восстановить процесс по продуктам невозможно, а значит, и метод это непригоден.
В
дискуссии между ним и
В
этом направлении продолжили исследование
философы, лингвисты историки. Так
получилось, что в России исследования
народной психологии стали делом
этнографов и языковедов. Поддержку
и развитие получила мысль, что основой
народной психологии является язык, который
обусловливает существование
1. Конфигурации культур
У истоков этнопсихологии в США стоит Ф. Боас, который принёсГ на американский континент идеи В. Вундта. В Колумбийском институте у Боаса обучались многие известные американские этнологи, но в трудах его учеников от идей Вундта совсем скоро осталось лишь рвение выявить связи меж внутренним миром человека и культурой. Но в собственных исследованиях они не отказались от использования психологических концепций, обратив особенное внимание на классический психоанализ 3. Фрейда, а потом и на идеи К. Юнга, Э. Фромма, К. Хорни, А. Маслоу. В итоге зародилась теория «Культура и личность», занявшая пространство меж культурной антропологией и психологией.
Можно
согласиться с русским
Начало разработки теории «Культура и личность» относится к концу 20-х – началу 30-х гг. В 1932 г. Возникла именитая статья ученицы Ф. Боаса Р. Бенедикт (1887-1948) «Конфигурации культур», в которой она выдвинула новаторскую идею о базовых различиях меж культурами, любая из которых имеет свою культурную доминанту:
«Каждое человеческое общество когда-то совершило ... отбор собственных культурных установлений . любая культура с точки зрения остальных игнорирует базовое и разрабатывает несущественное. Одна культура с трудом познает ценность средств, для остальных – они база каждодневного поведения. В одном обществе разработка неописуемо слаба даже в жизненно принципиальных сферах, в другом, столь же «примитивном», технологические заслуги сложны и тонко рассчитаны на конкретные ситуации. Одно строит огромную культурную суперструктуру молодости, другое – погибели, третье – загробной жизни» (Цит. По: Лурье, 1994, с. 9). '
При разработке
типологии культур Бенедикт употребляла
идеи Ф. Ницше об аполлоническом и дионисическом
типах куль тур (см. Ницше, 1990). Результаты
полевого исследования индейцев пуэбло
дозволили ей отнести их культуру к аполлоническому
типу – созерцательному, логичному, односторонне-
Культуру соседей пуэбло – индейцев квакиютл – Бенедикт обрисовала как дионисическую, подчеркивающую значимость буйства и экстаза. В собственных установках они показывают путь крайностей, прославляя индивидов, которые могут вырваться из границ здравого смысла. Высоко оцениваются любые методы, с помощью которых люди способны повредить рутину повседневности, к примеру употребление наркотиков. Высоким статусом в данной культуре владеют те, кто показал себя бесстрашным и ожесточенным, презирающим опасность в бою, безудержным в радости и в горе.
Американская исследовательница обрисовала и остальные конфигурации культур. Так, культуру доби из Меланезии она назвала параноидальной из-за того, что члены этого племени живут в атмосфере неизменного конфликта и подозрительности, противопоставляя одно поселение – другому, соседа – другу и даже супруга – супруге. Дети в этом племени с ранешнего возраста приучаются к тому, что выигрыш одного человека постоянно оказывается проигрышем для другого.
В собственных ранешних работах Бенедикт фактически отождествляет культуру и личность, утверждая, что культура – это личность общества. Она употребляет также красивую метафору культуры как личности, отброшенной на большой экран, уточняя, что культуры соответствуют психике индивидума, но в огромных размерах и в большей протяженности во времени.
Но совсем скоро американская исследовательница отказывается от приоритета индивидуальной психологии в оппозиции культура – личность, подчеркивая, что индивидум, культура и общество неразрывно соединены меж собой и влияют друг на друга. Она принципиально не различает психологическое, социальное и культурное, за что подвергается критике даже со стороны сторонников теории «Культура и личность». Не считая того, культурантропологи столкнулись с серьезными трудностями при попытках использования подхода Бенедикт ранешнего периода к исследованию культур, в которых не прослеживается столь явная культурная доминанта, как у индейцев пуэбло либо квакиютл. Дальнейшее развитие теории не связано с созданием типологий культур, а пошло по пути выяснения того, где и как происходит взаимодействие культуры и личности.
Имеются
попытки и более широких
Первая школа – психоаналитическая антропология, состоящая из двух подходов: а) ортодоксального (Фрейд) и б) неофрейдистского (Фромм, Эриксон).
Вторая школа – «Культура и личность», включающая четыре подхода: а) конфигурации культур (Бенедикт); б) базовая и модальная личность (Кардинер, Дюбуа, Линтон, Инкелес); в) национальный характер (Хсю, Горер); г) сравнительно-культурный (Дж. И Б. Уайтинги).
Третья школа – «Социальная структура и личность», в которую входит три подхода: а) материалистический (Маркс, Энгельс, Бухарин); б) позитивистский (Вебер, Мертон); в) интерак-ционистский (Г. Мид).
Четвертая
школа – когнитивная
С помощью этой классификации американский ученый стремится в лаконичной концептуальной форме подвести итог длительного изучения связей между внутренним миром человека, с одной стороны, и культурой и обществом – с другой. Но если сравнить классификацию даже с определением психологической антропологии, которое предлагает сам Бок, то становится очевидным, что в схеме он слишком расширительно трактует рассматриваемую дисциплину. Считая психологическую антропологию широкой междисциплинарной областью знаний, в определении Бок уточняет, что она охватывает все культурантро-пологические исследования, которые систематически используют психологические понятия и методы. А схема Бока, как совершенно справедливо отмечает А. А. Велик «из междисциплинарной области ... превращается в мета