Этические и культурные требования к выступлению в аудитории

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Известны "писаные" и "неписаные" нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически были заложены в 1720 году "Генеральным регламентом" Петра I, в котором были заимствованы зарубежные идеи.

Оглавление

Деловое общение, его функции, уровни и виды 2
Введение. Понятие делового общения 2
Виды делового общения 3

Структура и функции общения 4

Коммуникативная функция общения 5

Интерактивная и перцептивная функции общения 8

Уровни общения 8

Этические и культурные требования к выступлению в аудитории 9

Этапы подготовки и проведения публичного выступления 9

2.1.1. Способы выступления с речью 13
Установление контакта с аудиторией 13
Поза, жесты, мимика оратора 14
Анализ ораторской речи 15

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Деловое общение.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

2.1.1.  Способы  выступление с речью

 

Существует три способа  произношения речи:

    • Чтение текста;
    • Воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой на текст);
    • Свободная импровизация (экспромт).

Читают такие речи, от текста которых нельзя отступить: дипломатические, торжественные, доклады и содоклады официального содержания.

Остальные виды, как правило, произносят с опорой на письменную основу. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения, найти нужную цифру и т. п. Такое выступление создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями. У говорящего, однако, не всегда есть возможность предварительно подготовить текст.

Иногда на совещаниях, заседаниях, собраниях, встречах приходится выступать экспромтом. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизация возможна только на базе больших знаний, владения риторическими навыками.

После выступления говорящий часто отвечает на вопросы слушателей, полемизирует с ними. Такая форма общения требует от оратора быстрой реакции, доброжелательности, владения юмором. Ответ выступающего предназначается не только спрашивающему но и всем присутствующим.

Методика ораторского искусства рекомендует не торопиться с ответом, а сначала убедиться, что вопрос правильно понят; отвечать лаконично, ясно и по существу, не давать необоснованных или сомнительных ответов; иметь под рукой справочный материал для тех, кто хочет получить более подробное обоснование ваших предположений.

2.2.  Установление контакта  с аудиторией

 

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это  контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), "рабочая" тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

Перед началом речи выдерживают  небольшую психологическую паузу - 5 - 7 секунд.

Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

  • Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.
  • Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.
  • Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается
  • ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность.
  • Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.
  • Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.
  • Показ практической значимости информации.
  • Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.
  • Краткое отступление от темы дает возможность слушателям "отдохнуть".
  • Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").

Действенным средством  контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). Перечисленные  языковые средства контакта помогают преодолеть "барьер", служат объединению говорящего со слушателями.

2.3.  Поза, жесты, мимика  оратора

 

Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.

Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность "отдохнуть" и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.

Мастерство оратора  проявляется в усилении воздействия  жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается с содержанием речи.

В ораторском искусстве  используются:

  • Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы "Говорит, что воду цедит".
  • Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, "отрубающая" фразу рука).
  • Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.
  • Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).
  • Символические несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение "там и здесь"), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались  специальные главы.

Основным показателем  чувств говорящего является выражение  лица. Мимика оратора стимулирует  эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость ... Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Ф. Кони, "лицо говорит вместе с языком". Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных.

2.4.  Анализ ораторской  речи

 

После ораторского выступления  необходим анализ. Прежде всего для  того, чтобы найти, выделить и учесть в дальнейшем недостатки.

 

3. Список использованной литературы

 

 

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Пер. с англ. - М., 1988.

 

  1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. - М., 1991.

 

  1. Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания.-., 1989.

 

  1. Дружинина Г. А., Чайка Г. Л. Пути формирования профессиональных качеств лектора. Лекционная пропаганда: вопросы теории, организации и методики. - К., 1989.

 

  1. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. -  М., 1989.

 

  1. Конева Е. В. Психология общения: Учеб. пособие. - Ярославль, 1992.

 

  1. Лабунская В. А. Невербальное поведение. - Ростов, 1986.

 

  1. Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека словно книгу: Пер. с англ. -  М., 1988.

 

  1. Леонтьев А. А. Психология общения. - М., 1997.

 

  1. Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М., 1997.

 

  1. Щёкин Г. В. Практическая психология менеджмента. Как делать карьеру. Как строить организацию.— К., 1994.



Информация о работе Этические и культурные требования к выступлению в аудитории