Эрик Эрикссон

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 00:15, реферат

Краткое описание

Эрик Эриксон-пожалуй,самый читаемый и влиятельный теоретик постфрейдизма.Его книги расходятся тиражами в сотни тысяч экземпляров.Фотографии Эриксона появлялись на обложках таких журналов,как «Нью-суик» и «Нью-Йорк таймс мэгезин».Книга о Махатме Ганди(1969)получила Пулитцеровскую премию и была удостоена Национальной книжной премии США.
Эрик Эриксон расширил понимание психоанализа,изучив методы воспитания детей в разных культурах,создавая психологические биографии выдающихся мужчин и женщин и анализируя взаимодействие психологического и социального развития.
Эриксон развил собственную оригинальную теорию о периодах развития эго.Эриксоновские понятия личности и кризиса личности стали обиходными и оказали определяющее влияние на все социальные науки.

Файлы: 1 файл

Эрик Эрикссон.docx

— 43.53 Кб (Скачать)

Таллиннский Педагогический

                  Семинар

 

 

                      Барсукова Екатерина

                                   Реферат

        Эрик Эриксон 

   

 

 

 

 

 

 

                                                                                            KLÕv13

                                                                                       

                                           Эрик Эриксон

Эрик Эриксон-пожалуй,самый читаемый и влиятельный теоретик постфрейдизма.Его книги расходятся тиражами в сотни тысяч экземпляров.Фотографии Эриксона появлялись на обложках таких журналов,как «Нью-суик» и «Нью-Йорк таймс мэгезин».Книга о Махатме Ганди(1969)получила Пулитцеровскую премию и была удостоена Национальной книжной премии США.

Эрик Эриксон расширил понимание психоанализа,изучив методы воспитания детей в разных культурах,создавая психологические биографии выдающихся мужчин и женщин и анализируя  взаимодействие психологического и социального развития.

Эриксон развил собственную оригинальную теорию о периодах развития эго.Эриксоновские понятия личности и кризиса личности стали обиходными и оказали определяющее влияние на все социальные науки.

Эриксон-блестящий,проницательный теоретик и прекрасный писатель.В основе его работ лежит теория циклов человеческой жизни от рождения до преклонного возраста.Основной вклад Эриксона в изучение личности заключается в том,что,наряду с фрейдовскими стадиями психосексуального развития ,он,во-первых,показал,как человек одновременно проходит стадии психосоциального рвзвития и стадии развития  эго,и,во-вторых,доказал,что развитие личности продолжается всю жизнь и что каждая стадия развития может иметь как положительный,так и отрицательный результат.

История происхождения Эрика Эриксона довольно темна.Он родился 15 июня 1902 года.Его мать,датская еврейка,уже будучи беременной,уехала из Дании в Германию и там вышла замуж за немецкого еврея-доктора Хомбургера.

Настоящие имя и фамилия Эриксона-Эрик Хомбургер.Под фамилией Хомбургер были опубликованы его первые работы.Позднее он стал подписываться Эрик Хомбургер Эриксон и в конце концов остановился на Эрике Эриксоне.

Формальное академическое образование Эриксона продолжалось до 18 лет,когда он  окончил классическую гимназию.В гимназии Эриксон изучал латынь,греческий язык,античную и немецкую литературу и древнюю историю.Он не был очень прилежным учеником.После окончания гимназии Эриксон отправился в путешествие по Европе.После года странствий Эриксон возвращается и поступает в художественную школу.Изучает живопись в Мюнхене,а затем отправляется во Флоренцию.

Эриксон возвращается домой в возрасте 25 лет,намереваясь жить осёдло и преподавать живопись.Его приглашают в Вену,учить детей,родители которых проходят курс психоанализа.Эриксон преподавал живопись,историю и другие предметы.Ему была предоставлена возможность создать собственную образовательную программу.

Общество людей,занимавшихся психоанализом,в 20-е годы было достаточно неофициальным.Аналитики,пациенты,их семьи и друзья собирались вместе на пикники и светские вечеринки.Во время таких встреч Эриксон познакомился с Анной Фрейд.Он прошёл негласный отбор и был признан подходящим кандидатом для обучения психоанализу.В 1927 году Эриксон начал проходить ежедневные психоаналитические сеансы с Анной Фрейд в доме её отца.

Эриксон изучил и систему Монтессори и стал вторым человеком,прошедшем обучение в Ассоциации учителей Монтессори.

В 1929 году  в венском замке на маскараде Марди Грас Эриксон встретил молодую женщину Джоан Серсон и сразу же влюбился в неё.Несколько месяцев спустя они поженились.У молодожёнов были схожие интересы.

Эриксон закончил обучение психоанализу в 1933 году и стал полноправным членом  Венского психоаналитического общества.Из-за распространения фашизма в Европе Эриксон с семьёй(два сына) решил эмигрировать в Америку.

В 1936 году Эриксон получил место в Йельской Медицинской школе.

В 1950 году вышла в свет известная книга Эриксона «Детство и общество».В ней сформулированы и изложены все основные эриксоновские идеи:концепция личности,жизненного цикла;даётся сравнение разных культур и вводится понятие психобиографии.Книга «Детство и общество» переведена на десятки языков и используется в качестве учебника для студентов и аспирантов в курсе психологии,в психиатрических учебных центрах и на психологических курсах.Позже Эриксон  изучает биографию Мартина Лютера и пишет книгу «Молодой человек Лютер»(1958),которая представляет собой сочетание психоанализа,биографического и исторического исследования.Эта книга вызвала большой интерес у психоаналитиков,психологов,историков.

В 1975 году,после ухода в отставку,Эриксон с женой возвращается из Гарварда в Сан-Франциско.Их последние работы и исследования,продолжавшиеся вплоть  до его смерти в 1994 году,посвящены главным образом старости и последней стадии жизненного цикла.

Существует несколько  подходов к возрастному развитию,однако психологическая теория Эрика Эриксона предлагает наиболее целостный подход к росту и развитию человека,включая в себя как поведенческий,так и социальный,духовный и соматический компоненты.

Эриксоновская модель представляет зрелость как серию из 8 стадий,включающих кризисы развития,которые должны быть успешно разрешены.На каждой из этих 8 стадий существует широкий круг возможных решений,от наиболее оптимальных до наиболее патологических,и чем успешнее будет пройден каждый этап,тем легче идёт последующее развитие.Конечно,решение проблем одного этапа не защищает человека от возникновения проблем следующих стадий,но полученные навыки позволяют ему успешно справляться с уже освоенными ситуациями и сосредоточить все силы на решении проблем нового этапа.Если задачи какого-то возрастного этапа не решены,то в дальнейшем человек чувствует себя в соответсвующих ситуациях неуверенно,и при появлении новых задач накапливается ощущение неуспеха,беспомощности,формируется комплекс «неудачника».

 

Стадия

Возраст

Психосоциальный кризис

Сильная сторона

1.Орально-сенсорная

Рождение-1год

Базовое чувство доверия-недоверия

Надежда

2.Мышечно-анальная

1-3 года

Автономность-стыд,сомнение

Сила воли

3.Локомоторно-генитальная

3-6 лет

Инициатива-вина

Цель

4.Латентная

6-12 лет

Трудолюбие-неполноценность

Компетентность

5.Подростковая

12-19 лет

Идентичность-ролевой беспорядок

Верность

6.Ранная зрелость

20-25 лет

Интимность-изоляция

Любовь

7.Средняя зрелость

26-64 года

Продуктивность-застой

Забота

8.Поздняя зрелость

65 лет-смерть

Целостность-отчаяние

Мудрость





Восемь стадий психосоциального развития

 

В крайнем левом столбце перечислены стадии;во втором столбце указан приблизительный возраст их наступления;в третьем противопоставлены позитивные и негативные компоненты каждой стадии; в крайнем столбце справа перечислены сильные стороны эго или его достоинства,приобретаемые благодаря успешному разрешению каждого кризиса.

Теперь рассмотрим каждую стадию подробнее:

Стадия 1

В течение первого года жизни индивид сталкивается с первым рвзвивающим кризисом,кризисом доверия-недоверия.Беспомощный младенец полностью зависит от других,тех,кто будет удовлетворять его потребности,и,соответсвенно,должен быть прикреплён или привязан к кому-то.Базовое чувство доверия развивается,когда младенец учится полагаться на тех близких людей,которые онём заботятся,при удовлетворении основных потребностей,в первую очередь,в еде,контактах и движении.Он также обнаруживает,что эти люди могут дать ему внимание и любовь.С течением времени,когда он уже умеет хватать игрушку,садиться или ползать,у него появляется доверие к собственному телу.Весь этот опыт формирует у ребёнка представление о том,что мир последователен и предсказуем.Первое социальное достижение-это доверие к людям,которые о тебе заботятся,даже когда они находятся вне поля твоего зрения.До 6 месяцев ребёнок привязывается к любому,а с 6 месяцев ребёнок привязывается к наиболее значимым,то есть к тем,кто о нём заботится.Потери в течение этого периода только способствуют развитию.Задача этой стадии:выработать баланс между доверием и недоверием,научиться различать ситуации и людей,которым можно довериться полностью,от обстоятельств,в которых нужно проявить осторожность.

Стадия 2

Когда ребёнок начинает доверять своему миру,он стремится отделиться от своих попечителей и «встать на ноги».Это сопровождается заявлениями «нет» ребёнка,как фактом его отдельности и обнаружением его автономности.Если заботящиеся о нём люди поддерживают здоровый баланс ограниченного и дозволенного,который защищает ребёнка от опасного опыта и усиливает автономию,тогда у ребёнка развивается здоровое воображение,способность сдерживать себя,способность уступать своему телу,эмоциям и сексуальности.Если окружающие ребёнка люди проявляют нетерпение и в спешке стремятся выполнить за ребёнка действия,которые он уже способен сделать сам,то у ребёнка развиваются стыдливость и нерешительность.Если родители(бабушки,няни,воспитатели)постоянно ругают малыша за его ««промахи»,у ребёнка закрепляется чувство стыда и неуверенности в своих способностях.Задача данной стадии:выработать баланс между ограниченным и дозволенным,получить навыки самостоятельности и самоконтроля.

Стадия 3

После развития чувства автономности ребёнок начинает исследовать свой собственный мир и действовать в нём.Он наблюдает за действиями взрослых,имитирует их и может заниматься воображаемыми играми  в течение нескольких часов.Кризис развития состоит в том,как удовлетворять собственные желания настолько широко,насколько это возможно без переживания чувства вины.Это такой период времени,когда появляется совесть.В поведении ребёнок руководствуется своим собственным пониманием того,что хорошо и что плохо.В какие-то периоды он может быть жестоким и бескомпромиссным,если это никак не сдерживается соответсвующим родительским руководством.Например,на этой стадии часто появляется ревнивая ярость против вторгающихся в мир ребёнка братьев и сестёр.Ребёнок учится сдерживать ярость и контролировать импульсы,в этих попытках в рудиментарной форме проявляется моральная и социальная ответственность.На этой стадии ребёнок идентифицируется с человеком своего пола,который о нём заботится,и пытается  «ухаживать» за людьми противоположного пола.Когда заботящийся о нём человек противоположного пола отвечает соответсвенно,тогда ребёнок понимает,что не может «иметь» выбранного попечителя и психологически свободен рассматривать других партнёров в дальнейшей жизни.

Втечение первых трёх стадий формируется Я-концепция ребёнка.Это означает,что ребёнок сопоставляет и определяет свой статус согласно трём основным звеньям:

1.Могу ли я любить  и любим ли я?

2.Могу ли я управлять  обстоятельствами моего поведения?

3.Есть ли у меня навыки и умения делать то,что мне необходимо делать в этом мире?

Стадия 4

В школьные годы новый биологический  ритм ребёнка даёт начало обучению дальнейшим умениям,необходимым для выживания.Построив на ранних стадиях «ego»чувства доверия и надежды,автономности и «силы желания»,инициативности и целеустремлённости,ребёнок теперь должен научиться всему,что может подготовить его к взрослой жизни.Наиболее важные умения,которые он должен приобрести-это следующие аспекты социализации:кооперация,взаимозависимость и здоровое чувство соревнования.Однако на этой стадии у ребёнка может развиться чувство неполноценности,если ожидается слишком много или слишком мало.У ребёнка появляется понятие системы,интерес к устройству вещей,развивается способность к дедукции,коллективным играм,последовательным занятиям.Школа играет несомненно важную роль,помогая ребёнку развить чувство трудолюбия и достижения.тем самым,подтверждая чувство «Я» и чувство личностной силы.Когда ребёнок чувствует себя компетентным,он может быть трудолюбивым и создавать для себя место в этом мире.Если ребёнка поощряют мастерить,рукодельничать,готовить,разрешают довести начатое дело до конца,хвалят за результаты,тогда у него формируется чувство компетентности,»умелости»,уверенность в том,что он может освоить новое дело,развиваются способности к техническому творчеству.Если же родители или учителя видят в трудовой деятельности ребёнка одно баловство и помеху для «серьёзных занятий»,есть опасность выработки у него чувства неполноценности и неадекватности.В это время ребёнок привыкает  к систематическому обучению,учится завоёвывать признание,занимаясь полезным и нужным делом.

Стадия 5

Переход от детства к взрослому состоянию вызывает как физиологические,так и психологические изменения.Психологические изменения проявляются как внутренняя борьба между стремлением к независимости,с одной стороны,и желанием сохранить зависимость от тех людей,которые о тебе заботятся,желанием быть свободным от ответственности за то,что ты взрослый человек,-с другой.Родители или другие значимые люди становятся «врагами» или «идолами».Подросток(юноша,девушка)постоянно сталкиваются с вопросами:Кто он есть и кем он станет?Ребёнок он или взрослый?Как его этническая,расовая принадлежность,религия влияют на отношение людей к нему?В чём будет его истинная подлинность,истинное тождество как взрослого человека?Такие вопросы часто вызывают у подростка болезненную озабоченность тем,что другие думают о нём и что он сам должен думать о себе.Сталкиваясь с такой путаницей в своём статусе,подросток всегда ищет уверенность,безопасность,стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы.У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и,он часто вступает в различные группировки или кланы.Группы «равных» очень важны для восстановления самотождественности.Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду.Это попытка утверждения структуры в хаосе и обеспечения тождественности во время отсутствия самотождественности.Это вторая важная попытка развития  автономности,и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.Важная задача выхода из семьи и моральных оценок окружающих может оказаться очень сложной.Сверхподчинение,отсутствие противодействия или яркое противодействие могут привести к низкой самооценке и негативному тождеству.Другое развивающее задание включает социальную ответственность и сексуальную зрелость.

Стадия 6

Эта стадия продолжает обращаться к вопросам об образе «Я» , самозавершенности и близости (близкие ,доверительные отношения между людьми ,не обязательно предпологающие сексуальные отношения)дома и на работе. Это означает , что мечты детства сравниваются с реальной ситуацией человека в попытке совершить жизненные выборы , что приводит к росту самоактулизированных человеческих отношений . Способность быть вовлеченным в любовные отношения включает в себя все предыдущие задачи развития .Например, человеку который испытывает трудности в том , чтобы доверять другим , будет трудно любить ;человеку , которому необходимо контролировать себя , будет трудно позволить другим пересечь свою границу ;человеку , который чувствует себя неадекватно , будет трудно быть близким с другими ; человеку , который не уверен в своей идентичности , будет трудно поделиться с другим тем , кто он есть. Способность к близости становится совершенной , когда человек способен построить близкие партнерские отношения , даже если они требуют значительных жертв и компромиссов . Способность доверять и любить другого , получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта , искать компромиссов в общих целях – все это свидетельствует об удовлетворительном  развитии на этой стадии. Опасность данной стадии –избегание ситуаций и контактов ,которые ведут к близости . Избегание опыта близости и боязнь «потерять независимость» приводит к самоизоляции и закреплению чувства одиночества.

Информация о работе Эрик Эрикссон