Средний показатель
экзаменационного волнения в группе
- 8,3. Студенты волнуются больше нормы,
возможно это связано с одной
из популярных причин стресса "страх
перед будущим".
Уровень постоянного
стресса за последние 3 месяца учебы:
Значительно уменьшился
у 4 студентов (26,7%);
Незначительно
уменьшился у 5 студентов (33,3%);
Не изменился
у 1 студента (6,7%);
Незначительно
возрос у 2 студентов (13,3%);
Значительно увеличился
у 3 студентов (20%).
Таблица 2 - Проявление
стресса у студентов.
№ |
Проявление
стресса |
Результаты,
max = 10 б.
|
1 |
Спешка, ощущение
постоянной нехватки времени |
4,9 |
2 |
Повышенная
отвлекаемость, плохая концентрация внимания |
4,7 |
3 |
Плохое настроение,
депрессия |
4,7 |
4 |
Плохой сон |
4,4 |
5 |
Невозможность
избавиться от посторонних мыслей |
4,2 |
6 |
Низкая работоспособность,
повышенная утомляемость |
4,2 |
7 |
Раздражительность,
обидчивость |
4,1 |
8 |
Страх, тревога |
4,1 |
9 |
Ощущение беспомощности,
невозможности справиться с проблемами |
3,9 |
10 |
Головные боли |
3,9 |
11 |
Потеря уверенности,
снижение самооценки |
3,4 |
12 |
Нарушение социальных
контактов, проблемы в общении |
2,5 |
13 |
Учащенное сердцебиение,
боли в сердце |
2,3 |
14 |
Проблемы с
желудочно-кишечным трактом |
1,6 |
15 |
Затрудненное
дыхание |
1,5 |
16 |
Напряжение или
дрожание мышц |
1,2 |
Проявляется стресс
в группе в основном на психологическом
уровне, что сказывается на понижении
работоспособности студентов, плохом
сне, нехватке времени. Биологические
признаки проявления стресса у большинства
студентов присутствуют в малых количествах.
Можно сделать вывод о хорошем показателе
здоровья студентов в группе.
Таблица 3 - Приемы
снятия стресса.
Способ
снятия стресса |
Выбор студентов,
в% |
|
Сон
|
100% |
|
Общение
с друзьями или любимым человеком |
80% |
|
Прогулки
на свежем воздухе |
80% |
|
Вкусная
еда |
73,4% |
|
Перерыв
в работе или учебе |
60% |
|
Поддержка
родителей |
53,4% |
|
Физическая
активность |
46,7% |
|
Телевизор |
26,7% |
|
Секс
|
26,7% |
|
Хобби
|
20% |
|
Сигареты
|
6,7% |
|
Алкоголь
|
6,7% |
|
Наркотики
|
- |
|
Иное:
танцы, принятие душа, смена деятельности,
самовнушение, смехотерапия. |
|
|
Основным способом
снятия стресса является сон (используют
100% опрошенных). Радует то, что алкоголь,
сигареты, наркотики в качестве приема
снятия стресса в группе практически
не используются.
Таблица 4 - Признаки
проявления стресса.
Признак
проявления стресса |
Выбор студентов,
в% |
|
Учащенное
сердцебиение |
86,7% |
|
Головные
или иные боли |
73,4% |
|
Затрудненное
дыхание |
53,4% |
|
Сухость
во рту |
40% |
|
Скованность,
дрожание мышц |
33,4% |
|
Иное:
нарушение сна, боли в животе.
|
|
|
Из биологических
признаков проявления стресса можно
выделить учащение сердцебиения и различные
боли. Остальные признаки присутствуют
у меньшей части студентов.
1.2 Стресс
в жизни студента
Студенческая
жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных
ситуаций, поэтому студенты часто испытывают
стресс и нервно-психическое напряжение.
В основном у студентов стресс развивается
из-за большого потока информации, из-за
отсутствия системной работы в семестре
и, как правило, стресс в период сессии.
Эмоциональное
напряжение у студентов начинается по
крайней мере за 3-4 дня до начала сессии
и сохраняется на всем ее протяжении даже
в самые спокойные дни. Наличие эмоционального
напряжения и в межэкзаменационные дни
свидетельство того, что экзаменационная
сессия сопровождается непрерывным, хроническим
стрессом. Последствием такого стресса
может являться невроз, т.е. функциональное
заболевание нервной системы. Тогда страдает,
в первую очередь, нервная система, ее
ресурсы истощаются, заставляя работать
организм на пределе. Что же расшатывает
нервную систему, приводит ее к срыву и
возникновению болезни? Принято считать,
что невроз возникает тогда, тогда, когда
человек длительное время находится в
состоянии стресса. Невроз - это не болезнь,
а разновидность "нормальных" реакций
личности в необычных стрессовых условиях.
В свою очередь, к стрессу приводят ссоры,
неудачи и другие события жизни, которые
психиатры обозначают как психические
травмы. Период обучения оказывает значительное
влияние на формирование личности, поэтому
проблемы психического здоровья студентов
весьма актуальна.
Можно выделить
3 группы студентов: 1-я группа - с
невротическими расстройствами; 2-я
группа - с риском их развития; 3-я
группа - здоровые. Уровень невротических
расстройств возрастает с каждым
годом обучения. Студенты с невротическими
расстройствами не умеют организовывать
свой режим, а это усугубляет их астенизацию
(т.е. снижает функциональные возможности
центральной нервной системы, проявляющиеся
в ухудшении работоспособности, психической
утомляемости, ухудшении внимания, памяти,
повышенной реактивности с раздражительной
слабостью). Студенты с невротическими
расстройствами недосыпают, некоторые
из них не используют выходные дни для
отдыха. Заболевания неврозом ведет к
значительному снижению успеваемости.
Среди студентов группы риска большинство
употребляли алкоголь с целью облегчения
общения, улучшения настроения и в трудных
жизненных ситуациях.
Валеологический
подход к стрессу предполагает перевод
стрессовой ситуации в состояние
тренировки, когда организм работает
в сознательно определенных пределах
негативных факторов среды. В результате
организм оказывается подготовленным,
натренированным к стрессовой ситуации.
Т.е. напряженная работа у студентов во
время семестра будет сопровождаться
успешной сдачей экзаменов в сессию. Наблюдения
показывают, что основная масса студентов
совершенно не придерживаются этого правила.
Проблема стресса
сложна и многогранна. Стресс в учебном
процессе необходимо регулировать. Это
задача самих студентов и их педагогов,
социальных педагогов, психологов. Возможно
пути ее решения кроются в профессиональной
мотивации студентов и во внедрении в
учебный процесс основ здорового образа
жизни, тре-нинговых курсов, здоровьесберегающих
технологий.
Интенсивность
и напряженность современной
жизни провоцирует на психологическом
уровне возникновение негативных эмоциональных
переживаний и стрессовых реакций, способных
привести к формированию выраженных и
длительных стрессовых состояний.
Стресс - это
своеобразная реакция человека на психическое
или физическое напряжение, которая
является физиологическим безусловным
рефлексом. Стресс - это часть нашей повседневной
жизни. Он воздействует на нас, начиная
с утренней суматохи до позднего вечера
и даже во время сна. Стресс может быть
и полезен, и разрушителен: полезный прибавляет
энергии, а разрушительный проявляется
в виде головной боли, гипертонии, язвы
желудка, хронической бессонницы, психических
расстройств или других болезней.
Для современного
студента, как и для любого человека
вообще, стресс является несверхъестественным
явлением, а скорее реакцией на скопившиеся
проблемы, на бесконечный процесс борьбы
с повседневными трудностями. Стресс может
быть вызван факторами, связанными с работой
и деятельностью организации или событиями
в личной жизни человека.
Для студента вуза
проблемами и трудностями могут быть следующие:
недостаток
сна;
несданные во время
и незащищенные лабораторные работы;
не выполненные
или выполненные неправильно
задания;
большое количество
пропусков по какому-либо предмету;
отсутствие
на нужный момент курсовой работы или
проекта по дисциплине;
недостаточно
полные знания по дисциплине;
плохая успеваемость
по определенной дисциплине;
перегрузка
или слишком малая рабочая
нагрузка студента, т.е. задание, которое
следует завершить за конкретный
период времени;
конфликт ролей.
Он может возникнуть в результате
различий между нормами неформальной
группы и требованиями формальной организации
(преподавателя). В этой ситуации студент
может почувствовать напряжение
и беспокойство, потому что хочет
быть принятым группой, с одной стороны,
и соблюдать требования преподавателя
- с другой;
отсутствие
интереса к дисциплине или предлагаемой
студенту работе;
плохие физические
условия (отклонение в температуре
помещения, плохое освещение или
чрезмерный шум и др.).
Не стоит
также сбрасывать со счетов личностные
факторы. Сюда можно отнести болезнь
члена семьи, изменение числа
друзей, конфликты с одногруппниками
и близкими людьми, переезд, значительные
личные достижения, изменение финансового
положения и другие факторы.
Существует
множество методов борьбы со стрессом.
Могу предложить лишь некоторые, к которым
может прибегнуть любой современный
студент.
1. При распределении
времени держать ситуацию под
контролем не менее важно, чем
управлять стрессом. Чувство контроля
ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное
отношение, необходимое для того, чтобы
преодолеть стресс.
2. Защищаясь
от стресса, можно прибегнуть
к воображению. Его используют
для психической релаксации.
3. Непродолжительные
прогулки на свежем воздухе.
4. Посещение
культурных и культурно-развлекательных
учреждений (театр, музей, выставка,
кино и др.)
5. Общение с
друзьями или другой приятной
компанией.
6. Хорошим лекарством
от стресса является смех. Он
тренирует многие мышцы, снимает
головную боль, понижает артериальное
давление, нормализует дыхание и сон. При
этом в кровь поступают так называемые
антистрессовые гормоны. Во время стресса
в организме также вырабатываются гормоны,
только стрессовые: адреналин и кортизол.
7. Массаж. Можно
прибегнуть также к самомассажу.
8. Занятия спортом
(бег трусцой, плавание, спортивные
игры и т.д.). Любые физические
упражнения выводят гормоны стресса.
9. Существует
ряд упражнений для борьбе
со стрессом. К ним относятся
3 вида упражнений:
релаксационные
(ауторегуляционные дыхательные упражнения,
мышечная релаксация, йога);
концентрирующие
упражнения. Их можно выполнять где
и когда угодно в течение дня;
противострессовые
дыхательные упражнения.
Итак, стресс - это
неотъемлемая часть повседневной жизни
каждого студента. Реакция на стресс,
как и начало трудового дня, режим питания,
двигательная активность, качество отдыха
и сна, взаимоотношения с окружающими,
являются составными частями образа жизни.
От самого студента зависит, каким будет
его образ жизни - здоровым, активным или
же нездоровым, пассивным, а, следовательно,
как часто и продолжительно он будет находиться
в стрессовом состоянии.