Эмпирическое исследование учебного стресса студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Стрессы можно подразделить на:
эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;
кратковременные и долгосрочные или, другими словами, острые и хронические;
физиологические и психологические. Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

Средний показатель экзаменационного волнения в группе - 8,3. Студенты волнуются больше нормы, возможно это связано с одной  из популярных причин стресса "страх  перед будущим".

Уровень постоянного стресса за последние 3 месяца учебы:

Значительно уменьшился у 4 студентов (26,7%);

Незначительно уменьшился у 5 студентов (33,3%);

Не изменился  у 1 студента (6,7%);

Незначительно возрос у 2 студентов (13,3%);

Значительно увеличился у 3 студентов (20%).

Таблица 2 - Проявление стресса у студентов.

Проявление  стресса Результаты,

max = 10 б. 

1 Спешка, ощущение постоянной нехватки времени 4,9
2 Повышенная  отвлекаемость, плохая концентрация внимания 4,7
3 Плохое настроение, депрессия 4,7
4 Плохой сон 4,4
5 Невозможность избавиться от посторонних мыслей 4,2
6 Низкая работоспособность, повышенная утомляемость 4,2
7 Раздражительность, обидчивость 4,1
8 Страх, тревога 4,1
9 Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами 3,9
10 Головные боли 3,9
11 Потеря уверенности, снижение самооценки 3,4
12 Нарушение социальных контактов, проблемы в общении 2,5
13 Учащенное сердцебиение, боли в сердце 2,3
14 Проблемы с  желудочно-кишечным трактом 1,6
15 Затрудненное  дыхание 1,5
16 Напряжение или дрожание мышц 1,2

Проявляется стресс в группе в основном на психологическом  уровне, что сказывается на понижении  работоспособности студентов, плохом сне, нехватке времени. Биологические  признаки проявления стресса у большинства  студентов присутствуют в малых количествах. Можно сделать вывод о хорошем показателе здоровья студентов в группе.

Таблица 3 - Приемы снятия стресса.

Способ  снятия стресса Выбор студентов, в%  
Сон 100%  
Общение с друзьями или любимым человеком 80%  
Прогулки  на свежем воздухе 80%  
Вкусная еда 73,4%  
Перерыв в работе или учебе 60%  
Поддержка родителей 53,4%  
Физическая  активность 46,7%  
Телевизор 26,7%  
Секс  26,7%  
Хобби 20%  
Сигареты  6,7%  
Алкоголь  6,7%  
Наркотики -  
Иное: танцы, принятие душа, смена деятельности, самовнушение, смехотерапия.    

Основным способом снятия стресса является сон (используют 100% опрошенных). Радует то, что алкоголь, сигареты, наркотики в качестве приема снятия стресса в группе практически  не используются.

Таблица 4 - Признаки проявления стресса.

Признак проявления стресса Выбор студентов, в%  
Учащенное сердцебиение 86,7%  
Головные  или иные боли 73,4%  
Затрудненное  дыхание 53,4%  
Сухость во рту 40%  
Скованность, дрожание мышц 33,4%  
Иное: нарушение сна, боли в животе.    

Из биологических  признаков проявления стресса можно  выделить учащение сердцебиения и различные  боли. Остальные признаки присутствуют у меньшей части студентов.

1.2 Стресс  в жизни студента

Студенческая  жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных  ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.

Эмоциональное напряжение у студентов начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз, т.е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз - это не болезнь, а разновидность "нормальных" реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.

Можно выделить 3 группы студентов: 1-я группа - с  невротическими расстройствами; 2-я  группа - с риском их развития; 3-я  группа - здоровые. Уровень невротических  расстройств возрастает с каждым годом обучения. Студенты с невротическими расстройствами не умеют организовывать свой режим, а это усугубляет их астенизацию (т.е. снижает функциональные возможности центральной нервной системы, проявляющиеся в ухудшении работоспособности, психической утомляемости, ухудшении внимания, памяти, повышенной реактивности с раздражительной слабостью). Студенты с невротическими расстройствами недосыпают, некоторые из них не используют выходные дни для отдыха. Заболевания неврозом ведет к значительному снижению успеваемости. Среди студентов группы риска большинство употребляли алкоголь с целью облегчения общения, улучшения настроения и в трудных жизненных ситуациях.

Валеологический подход к стрессу предполагает перевод  стрессовой ситуации в состояние  тренировки, когда организм работает в сознательно определенных пределах негативных факторов среды. В результате организм оказывается подготовленным, натренированным к стрессовой ситуации. Т.е. напряженная работа у студентов во время семестра будет сопровождаться успешной сдачей экзаменов в сессию. Наблюдения показывают, что основная масса студентов совершенно не придерживаются этого правила.

Проблема стресса  сложна и многогранна. Стресс в учебном  процессе необходимо регулировать. Это  задача самих студентов и их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тре-нинговых курсов, здоровьесберегающих технологий.

Интенсивность и напряженность современной  жизни провоцирует на психологическом уровне возникновение негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, способных привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.

Стресс - это  своеобразная реакция человека на психическое  или физическое напряжение, которая является физиологическим безусловным рефлексом. Стресс - это часть нашей повседневной жизни. Он воздействует на нас, начиная с утренней суматохи до позднего вечера и даже во время сна. Стресс может быть и полезен, и разрушителен: полезный прибавляет энергии, а разрушительный проявляется в виде головной боли, гипертонии, язвы желудка, хронической бессонницы, психических расстройств или других болезней.

Для современного студента, как и для любого человека вообще, стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.

Для студента вуза проблемами и трудностями могут быть следующие:

недостаток  сна;

несданные во время  и незащищенные лабораторные работы;

не выполненные  или выполненные неправильно  задания;

большое количество пропусков по какому-либо предмету;

отсутствие  на нужный момент курсовой работы или проекта по дисциплине;

недостаточно  полные знания по дисциплине;

плохая успеваемость по определенной дисциплине;

перегрузка  или слишком малая рабочая  нагрузка студента, т.е. задание, которое  следует завершить за конкретный период времени;

конфликт ролей. Он может возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации (преподавателя). В этой ситуации студент  может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет  быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования преподавателя - с другой;

отсутствие  интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;

плохие физические условия (отклонение в температуре  помещения, плохое освещение или  чрезмерный шум и др.).

Не стоит  также сбрасывать со счетов личностные факторы. Сюда можно отнести болезнь  члена семьи, изменение числа  друзей, конфликты с одногруппниками  и близкими людьми, переезд, значительные личные достижения, изменение финансового  положения и другие факторы.

Существует  множество методов борьбы со стрессом. Могу предложить лишь некоторые, к которым  может прибегнуть любой современный  студент.

1. При распределении  времени держать ситуацию под  контролем не менее важно, чем  управлять стрессом. Чувство контроля  ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное отношение, необходимое для того, чтобы преодолеть стресс.

2. Защищаясь  от стресса, можно прибегнуть  к воображению. Его используют  для психической релаксации.

3. Непродолжительные  прогулки на свежем воздухе.

4. Посещение  культурных и культурно-развлекательных  учреждений (театр, музей, выставка, кино и др.)

5. Общение с  друзьями или другой приятной  компанией.

6. Хорошим лекарством  от стресса является смех. Он  тренирует многие мышцы, снимает  головную боль, понижает артериальное давление, нормализует дыхание и сон. При этом в кровь поступают так называемые антистрессовые гормоны. Во время стресса в организме также вырабатываются гормоны, только стрессовые: адреналин и кортизол.

7. Массаж. Можно  прибегнуть также к самомассажу.

8. Занятия спортом  (бег трусцой, плавание, спортивные  игры и т.д.). Любые физические  упражнения выводят гормоны стресса.

9. Существует  ряд упражнений для борьбе  со стрессом. К ним относятся  3 вида упражнений:

релаксационные (ауторегуляционные дыхательные упражнения, мышечная релаксация, йога);

концентрирующие упражнения. Их можно выполнять где  и когда угодно в течение дня;

противострессовые дыхательные упражнения.

Итак, стресс - это  неотъемлемая часть повседневной жизни  каждого студента. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.

Информация о работе Эмпирическое исследование учебного стресса студентов